Сначала Степан просто обратился к нам с предложением обменяться постами в группе в соцсети. Но мы почитали, чем же занимаются ребята, и решили, что не можем о таком молчать. Люди объединились в виртуальном мире, чтобы помогать другим в реальности. А так как группа – это все-таки объединение единомышленников, мы решили расспросить о ее деятельности не только ее создателя, но и других участников. Дело-то у них общее, вот и интервью будет тоже общим.

Ребятам мы задали 6 таких вопросов, ответы на которые позволили бы любому читателю понять, почему же всем им охота тратить свое время на помощь чужим людям. И о смешных историях рассказать тоже попросили. 

Список вопросов был следующим:

1) Были ли ситуации, когда вам самим нужна была помощь на дороге?

2) Почему присоединились к группе взаимопомощи?

3) С какими проблемами чаще всего к вам обращаются?

4) Почему обращаются именно к вам - незнакомым людям? Почему не звонят в 102, МЧС, службу эвакуации или другую?

5) Как вы решаете, поедете ли помогать?

6) Что делаете, если предлагают деньги за помощь?

7) Вспомните забавные, смешные, грустные - в общем, самые запомнившиеся истории.

Степан Мордвинов, создатель группы «Взаимопомощь на дорогах»:

Самому мне помощь была нужна только при заводке. Первый раз никто не помог. Я забыл выключить фары и высадил аккумулятор. Ездил домой за другой батареей. Потом еще как-то не завелся зимой - сосед помог. На дороге все поломки устранял сам. У меня Peugeot 406 2001 года, 2 л дизель.

Группу создал для того, чтобы сделать общество более сильным. Начнем с дорог - продолжим другими социальными проектами. На данный момент хочу, чтобы дорога была местом, где всегда помогут, где каждый уважает каждого.

В основном обращаются, когда садится аккумулятор, вышла из строя система охлаждения двигателя, застрял в снегу/грязи, проблемы с подачей топлива (забыл заправиться или замерзла солярка в топливной).

Оперативные службы имеют кучу других забот, более важных и сложных. Иногда их вызывать просто не имеет смысла, потому что они не приедут. Они приезжают только тогда, когда что-то уже случилось (например, произошло ДТП). Эвакуация - дорого, фиксированный тариф, хотя, конечно, мы не во всех случаях можем отбуксировать. Надеемся, когда-нибудь у нас будет собственный эвакуатор - будем бесплатно помогать. Что касается друзей, то не всегда они рядом и не всегда у них есть машины.

Стараюсь выезжать всегда, не выезжаю только если я уже на выезде, если я не в Минске или уж очень сильно занят. Ведь специальных знаний для этого не нужно. Помогать может даже домохозяйка, учительница или врач. На вопрос "Сколько я должен за помощь?" отвечаю "Нисколько". Но если уже в карман сунули (или оставили на торпеде), тогда беру.

Запомнился случай на проспекте Дзержинского. Мама, маленький ребенок, жара. "Засифонила" система охлаждения. Еще помню стариков на красном Москвиче на могилевской трассе, недалеко от Минска. Ехал в одну сторону - стояли, через 1,5 часа ехал в другую - все еще стояли. У них домкрат просто проваливался в порог. Нашел доску и своим более современным домкратом поднял машину - колесо поменяли за 5 минут, старики уехали счастливыми.

Николай Волынец:

Сам я  не сталкивался с ситуациями на дороге, когда мне нужна была помощь. Стараюсь следить за машиной, и она мне платит такой же преданной дружбой. Вожу с собой необходимый набор ключей. Но я уверен, что  если бы включил «аварийку» или поднял руку, или открыл капот… Остановился бы тот человек, который смог помочь.  И всегда есть участники группы, которые готовы придти на помощь.

Прочитав в Интернете интересную теорию о правиле шести рукопожатий, решил для себя придерживаться этого направления. Знаю, что помощь может потребоваться и мне в любой момент. А вот группу нашел случайно, когда она еще не была популярна. Идея очень понравилась. Тем более я и раньше старался остановиться и содействовать, если видел, что людям на дороге нужна помощь. Сейчас, когда есть группа, появилась возможность помогать более эффективно. Всегда есть вариант позвонить и посоветоваться с людьми, объединенными общей идеей.

Самые типичные вопросы, с которыми приходиться сталкиваться: севший аккумулятор, который нужно «подкурить», подтянуть кого-то до дома или СТО. Бывает нужно помочь колесо поменять, потому что нету ключа либо домкрата. Обратившись, к примеру, с такими вопросами к таксисту, можно выложить хорошую сумму. А участники группы помогут вам совершенно бесплатно.  Мне кажется, смешно платить за такие мелочи. Эти деньги можно всегда найти, на что потратить.

Вот почему обращаются именно к нам, а не в МЧС, службу эвакуации или прочие службы?.. Мне кажется, что МЧС это не по профилю. Чрезвычайного ничего в поломке автомобиля нет - значит не по адресу. А участники группы - это обычные люди, которых вы всегда видите в потоке, по дороге на работу, на учебу или домой. Нет никакой предвзятости или классовости по стоимости автомобиля. Вам все равно помогут. Объяснят, посоветуют.

На решение о помощи влияет чаще всего территориальное нахождение меня и человека, попавшего в сложную ситуацию. Согласитесь, не логично ехать в Малиновку из аэропорта Минск-2. Возможно, кто-то окажется ближе - помощь придет оперативнее. Вообще, я много времени провожу за рулем в ночное время. Поэтому ночью практически всегда готов помогать. В любой точке города. А если учесть, что я люблю ночные путешествия, то и в любой точке республики.

Когда предлагают деньги за помощь, отказываюсь, пытаюсь объяснить свои взгляды. Почему я решил помочь. Почему за это не хочу брать благодарность. Ведь каждый день где-то в городе за рулем ездят моя сестра, масса друзей и знакомых, которым может понадобиться помощь, а я не смогу быстро подъехать, а рядом может оказаться тот, кто сможет бескорыстно помочь. Люди понимают и обещают обязательно присоединиться к нашей группе и помогать людям. Разве не это самая лучшая благодарность? 

Был у меня один очень "драйвовый" случай. На витебской трассе на обочине стоит старенькое Renault. Капот открыт, парень сидит в машине и кому-то названивает. Останавливаюсь, спрашиваю, чем помочь? Говорит, тросик сцепления сорвало. Представьте, пятница, конец рабочего дня, выезд из города, впереди большие выходные. Вижу и парень настроился, что сегодня окажется у друзей на даче, на Браславах. Стянул я его на обочину и поехали искать СТО. Но, увы, пятница, 7 часов вечера. Все на вторник предлагают записаться. В общем, объехали мы 17 СТО в этом районе. Ничего. Решили на месте делать. Благо есть знакомые, которые запчасти могут привезти круглосуточно. В общем, закончили мы часа в три ночи. А особых знаний в ремонте авто ни я, ни владелец Reanult не имели. Сидели с планшетом и фонариком, разбирались. Интернет, общие знания, метод проб и ошибок - и счастливый Виталий все же успевает на утреннюю рыбалку к друзьям на озера. А ведь ночью, изучая устройство этого Renault, я и Степану звонил, и другим участникам группы. Никто не сказал, что поздно, все подсказывали, что и как, давали советы. Вот так, общими усилиями, получилось человеку помочь не разочароваться в окружающих. Благодарность Виталия не знала границ, но ведь, если разобраться, я не потратил ничего, за что бы мог рассчитывать на какую-то компенсацию затрат. Я помог человеку, приобрел новое знакомство. Получается, что все в балансе. Он продолжил свой путь, а я получил общение. 

Из смешных ситуаций помню случай на пр. Дзержинского. Час ночи.  Впереди стоит машина, что-то из паркетников. На «аварийке». Останавливаюсь, обхожу машину сбоку. Вижу возле капота запчасти лежат, сняты шланги. Не успеваю заметить, кто под капотом возится. с Интересуюсь, нужна ли помощь. Ответ прибил к асфальту. «Ага, нужна. Есть звездочка torex 4/5? А то радиатор затянуть не получаеться». И это женским голосом. Девушка рассказала, что за час, пока она стояла, никто не остановился. Общаемся до сих пор, вспоминаем эту историю.

Алексей Лукша: 

Моментов, когда мне нужна была помощь, особо не было, на пальцах пересчитать. В основном приезжали друзья и помогали в течение 30-40 минут. К группе присоединился, потому что земля круглая, сегодня помогаешь ты - завтра помогут тебе. Никто не застрахован от неприятностей на дороге, тут может случиться все что угодно. Надо быть добрее и помогать друг другу.

Чаще всего просят затянуть на тросе или дернуть заглохший автомобиль. Если есть свободное время, всегда помогу. В особых навыках и знаний нет необходимости. Достаточно знать основные узлы автомобиля и принцип их работы. Что-то можно исправить на месте. Иногда, конечно, требуется полная замена узла, тогда в полевых условиях не помочь, но дотянуть до места ремонта можно.

Если предлагают деньги, отказываюсь. Чаще всего символические 100-200 тысяч все равно кладут в машину: на сиденье, на панель, в подлокотник.

Сергей Романко:

Сам как-то попадал в разные ситуации. К примеру, ранней весной застрял на "зеленой зоне" в маленьком переулке, нужно было развернуться, но попал передними колесами в грязь и застрял. Обратился в группу взаимопомощи, через 20 минут приехал парень и вытянул меня. Предложил деньги, но Илья отказался.

Что касается того, почему обращаются к нам. Мы гораздо оперативнее работаем, так как нас подстегивает энтузиазм. Да и милиции с МЧС люди у нас не очень доверяют. Почему? Не могу ответить, они нормальные ребята. Помогаю всегда, когда есть возможность, когда не на работе. Вопроса выезжать или нет даже не возникает.

От денег отказываюсь и объясняю, что группа осуществляет свои услуги безвозмездно. Бывает, очень настаивают, даже могут обидеться, что не взял.

Артур Конопацкий:

Конечно, были и у меня проблемы - машинка не молодая, 21 год, хватало всего. То патрубки рвались через день, то стартер накрывался, то генератор. Ресурс некоторых агрегатов давным-давно иссяк... Люди обычно не останавливаются, пока сам не попросишь помощи, но это только на дороге. Во дворе сами предлагали толкнуть или дернуть. Ждал обычно недолго. В основном либо сам решал проблему, либо другу звонил, он приезжал и делали вместе. 

К этой группе присоединился, потому что нашел единомышленников. Я сам такой же. Меня не нужно просить о помощи -сам остановлюсь.

Какой-то определенной тенденции, почему ко мне обращаются, еще нет. То колесо спустило, то вообще отвалилось. Были проблемы с охлаждайкой, ремнями, электрикой.

Была ситуация на Первомайской. Еду и вижу, с другой стороны дороги лежит машина на "брюхе", а водительское колесо возле переднего бампера стоит. Ходит женщина с телефоном вокруг машины. Развернулся, предложил помощь, согласилась. Как оказалось, у нее просто выкрутились болты (после вчерашнего шиномонтажа) и колесо отвалилось. Болты были не зажаты. Естественно, все болты с переднего колеса исчезли. Прошелся по кругу машины и скрутил по одному болту с каждого колеса, чтобы прикрутить отпавшее, поджал остальные - ни один не был толком закручен. Поднял машину с "брюха" (двумя домкратами), прикрутил колесико и поехал дальше.

 

Дмитрий Граховский:

Была ситуация: кончился газ, поехал на бензине, не доехал километров 15 до заправки, пришлось просить помощи у проезжавших машин. Но один очень торопился, у другого "автомат", третий не умел буксировать, и все отказывались довезти до заправки и обратно. Через 30 минут остановился минивэн, я обрисовал ситуацию и парень сказал, что может дотянуть до заправки, так как очень торопится. Дотянул до заправки. Я его попытался отблагодарить финансово, на что получил ответ: "Это дорога, в следующий раз помощь может понадобиться и мне!" Денег не взял.

Присоединился к группе, наверное, потому что люблю путешествовать по Беларуси и случалось всякое, а позвонить в незнакомом городе некому плюс вечером никто особо останавливаться не хочет - боятся, наверное. Чаще всего буксирую автомобили в безопасное место или к месту стоянки.

У 102, 101 и других оперативных служб своих проблем хватает, эвакуаторы берут втридорога, а у человека не всегда есть деньги. Еду помогать, когда нахожусь рядом с машиной. Увы, не всегда есть возможность. Навыков особо не надо, ведь если не разбираешься в ремонте,  можно помочь отбуксировать авто к месту ремонта.

От денег отказываюсь, это принцип, ведь это дорога!

Случай запомнился один особенно. Зима, девушка в тоненькой кофточке стоит около машины, которая застряла в сугробе. Оживленная трасса, мороз -25°С. Никто не остановился. Когда я остановился, увидел, что в машине двое детей завернутых в мамину куртку. По рации попросил дальнобойщиков о помощи - один тормознул. Размотали трос и стянули машину с сугроба. Потом помог девушке завести авто, так как от удара о сугроб сработал датчик и отключился бензонасос. И она довольная поехала домой.

О такси и эвакуаторах

Что касается отношений с таксистами и эвакуаторщиками, то ребята сказали вот что:

"К такси участники нашей группы относятся по-разному: кто-то помогает как и любому, кто-то не хочет выезжать на такие вызовы. Мы никого ни к чему не обязываем, право каждого решать, ехать или нет. В любом случае, тот таксист, который не наживался на людях в беде, ничего не потеряет, ведь он помогает людям также бесплатно. Правда, таких таксистов очень мало, к сожалению. Потеряет тот таксист, который специально останавливался и помогал, а потом за это требовал деньги.

Эвакуаторы. У них свой клиент, мы ведь не можем отбуксировать авто с сильно поврежденной подвеской (если вырвало колесо, например)".

Мнение ABW.BY

Думаю, у ребят  получилось рассказать, для чего все это им. Но даже если идейные вдохновители и создатели группы этого и не хотели, у них все равно получилось запустить, пожалуй, один из лучших социальных экспериментов в Беларуси за последнее время. Цели этих людей, объединенных одной идеей, ясны и понятны: помогать на дорогах тем, кому помощь нужна, ведь уже завтра ты сам можешь оказаться в такой ситуации. Ребята делают свое дело просто потому, что это им по душе. И, по-моему, лучше всякой социальной рекламы или идеологов доказывают, что белорусы по-настоящему отзывчивые люди.

Кому интересно пообщаться с участниками группы или вступить в ее ряды, вот ссылка

Слушал и записывал Алексей ХВОЩИНСКИЙ
Фото предоставлены участниками группы "Взаимопомощь на дорогах"

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!