Но у некоторых автомобилистов возник вопрос: не навредит ли использование жидкого реагента автомобилям?

Чем обрабатывают дороги в Минске и трассы?

Поводом для написания этого материала послужили жалобы водителей.

"Я постоянно езжу на работу по МКАД. Последние годы замечаю снижение эффективности торможения. Пару километров проедешь – и такое ощущение, что тормоза неисправны. И еще по наблюдениям активно коррозируют тормозные диски, причем не какие-то "левые", а качественные. Другие мои знакомые тоже отмечают подобные проблемы при движении по трассам", – рассказал наш читатель.

Еще один из водителей заметил, что в этом году быстро пришли в негодность недешевые зимние ботинки.

"Может, дорожники стали использовать более агрессивные средства для борьбы с гололедом?" – задаются вопросом автомобилисты.

Помня 2014 год, мы решили отреагировать на обращения. Тогда дорожные службы пробовали обрабатывать проезжую часть отходами от переработки сахарной свеклы, или так называемой мелассой, а водители массово жаловались на черную грязь, которая налипала на автомобили, отбойники и дорожные знаки. Неужели проблема с тормозными колодками – результат очередного эксперимента?

"Никаких новых реагентов последние годы мы не используем, – ответил на наш вопрос заместитель генерального директора по содержанию объектов благоустройства ГПО "Горремавтодор Мингорисполкома" Владимир Латушкин. – У нас два основных вида материалов: галит минеральный марки А – хлорид натрия или техническая соль, а также изготовленная на ее основе ХФА-50 – смесь песка и соли в соотношении 1:1. Смесью обрабатываются улицы, частный сектор. Проспекты, магистральные улицы посыпают чистой солью – там другие требования и выше интенсивность движения автомобилей. При морозах ниже 15 градусов соль перестает работать, поэтому для обработки дорог при низких температурах обычно применяется смесь, состоящая на 95 процентов из песка и 5 процентов соли".

Владимир указал, что за городом дороги обрабатывают теми же реагентами. Все материалы – белорусского производства: соль закупают в Солигорске, песчано-соляную смесь готовят на специальных установках, которые есть на предприятиях ОАО "Макродор" и ГП "Гордорматериалы".

"Хотя мы не раз рассматривали вопрос об использовании более экологичных средств для обработки дорог, пока ничего эффективнее и дешевле соли не нашли. Большинство смесей, которые используются в других странах, тоже изготовлены на основе соли. Закупать в Европе специальные жидкости для обработки дорог слишком накладно. Есть вариант, как в Австрии, использовать для обработки гранитную крошку, однако это тоже приведет к значительному удорожанию обработки, к тому же при таком способе работы возникает много нюансов. Во-первых, крошка будет засорять ливневую канализацию, во-вторых, ее придется после обработки собирать, мыть, сортировать, чтобы использовать повторно. В 2014 году было испытано средство на основе отходов сахарной свеклы, но, попробовав раз, мы от него отказались из-за низкой эффективности и жалоб автомобилистов на черный налет".

О том, что соль портит обувь, негативно влияет на придорожные насаждения, лапы домашних животных и кузова автомобилей, говорилось немало. Поэтому частично снег с солью с улиц вывозят. В городе он отправляется на снежные свалки, которые есть практически в каждом районе. Также на улице Машиностроителей работает снегоплавильная установка, где снег тает за счет тепла сточных вод, после чего очищается и отправляется вниз по течению Свислочи. Этот способ более экологичный, но станция в Минске всего одна, поэтому свозят сюда снег только из близлежащих районов – Ленинского, Партизанского и Заводского.

"Относительно испорченных тормозных дисков жалобы от автомобилистов к нам не поступали. Водители недовольны тем, что для ускорения таяния снег могут выбрасывать на проезжую часть. Дело в том, что для вывоза оставшегося после очистки проезжей части снега требуются значительные ресурсы, поэтому иногда в теплую погоду его выбрасывают на проезжую часть, где он тает под колесами проезжающих машин. Однако этот метод используется не первый год и вряд ли может привести к проблемам с тормозной системой автомобилей", – отметил Владимир Латушкин.

Что касается количества использованной на дорогах соли, то нынешний год не выделяется среди остальных. Например, по состоянию на 21 января 2021 года для обработки улиц с начала зимы было использовано более 28 тыс. тонн ПСС и 27 тыс. тонн чистой соли. Для сравнения: в 2020-м из-за необычно мягкой и бесснежной зимы за этот же период было использовано всего 10 тыс. тонн соли и 7,8 тыс. тонн песчано-соляной смеси. А по состоянию на 21 января 2019 года на улицах оказалось 26 тыс. тонн соли и 39,7 тыс. тонн ПСС.

По словам сотрудников предприятия, соль помогает не только в гололед, но и в снегопады.

"В городе на крупных улицах много полос для движения, поэтому для уборки таких улиц нужно формировать колонну. Это процесс не быстрый, уборка колонной одной улицы тоже занимает много времени, к тому же в сильный снегопад дорога в скором времени снова будет засыпана. Поэтому улицы в первую очередь посыпаются реагентами, которые не дают снегу слеживаться и предотвращают превращение его в ледяной накат, а потом снег убирается".

Что представляет собой установка для приготовления рассола?

Как пояснили на предприятии, чистым рассолом дороги поливать не собираются – он используется только для смачивания сухой соли при обработке, чтобы исключить образование пыли, не позволить соли разлетаться за пределы дороги при сильном ветре, а также чтобы ускорить ее работу.

"Сухой соли при попадании в снег еще нужно намокнуть, чтобы она начала его плавить. Увлажненная же начинает работать сразу же, значит, снег растает быстрее", – рассказал Владимир Латушкин.

Приготовление раствора происходит следующим образом. В установку помещают 200 кг реагента и 1 тонну воды, затем раствор замешивается. После этого снова добавляют соль и воду и опять замешивают. Процесс повторяется до тех пор, пока установка не наполнится, – всего она вмещает 5 кубометров готового рассола. Готовится раствор постепенно, около полутора-двух часов, чтобы не перегружать установку. Количество соли может меняться в зависимости от требуемой плотности.

Затем раствор заливается в один из двух баков автомобиля, во второй засыпается сухая соль. В процессе обработки дороги соль смешивается с рассолом и рассыпается по проезжей части.

В Минске подобная установка одна. Несколько установок для приготовления солевого раствора есть в области – рассол используют для обработки некоторых трасс, так как там проблема выноса реагентов с проезжей части ветром особенно актуальна.

Какой выдалась для дорожников уходящая зима?

Пользуясь случаем, мы поинтересовались, с какими трудностями столкнулись дорожные службы нынешней зимой.

"В начале зимы столкнулись с аномалией – ледяным дождем. Он покрывал дороги ледяной коркой, и если на автодорогах ситуация была контролируемой, потому что там постоянно ездят машины и не дают образоваться наледи, то тротуары становились скользкими, так как противогололедные реагенты просто смывало.

Конец зимы выдался сложным особенно из-за резких перепадов температур – от большого минуса к положительным значениям. Осложняли ситуацию на дорогах ветра. Так, пару недель назад был снегопад, он оказался сложным по температуре – около 14 градусов мороза – и скорости ветра. Ветер осложняет работу в том плане, что разносит реагенты за пределы дороги, тем самым ухудшая качество обработки и увеличивая негативное влияние на экологию. А холодный ветер быстрее остужает дорожное покрытие, вызывая его обледенение".

Кроме того, из-за нескольких резких перепадов температур увеличился объем ремонта дорог.

"В этом году начал разрушаться внешний слой дорог. Есть мнение, что это связано с низкими температурами и их резким повышением. Особенно резко ямочность проявилась после того, как за один день температура поднялась от минус 20 до плюс 2 градусов. Причем пострадали дороги во всех районах, хотя обычно проблемы в первую очередь проявляются на искусственных сооружениях – мостах и путепроводах", – рассказал Владимир Латушкин.

Как пояснили на предприятии, к ремонту дорог сотрудники готовы: "План по ремонту улично-дорожной сети составляется обычно зимой, но всегда корректируется весной, так как именно в этом сезоне проявляется большинство проблем. Где это необходимо, мы будем делать упор на полную замену полотна".

А как обрабатывают дороги у соседей?

Например, в Москве дороги и тротуары обрабатывают твердыми, жидкими, смешанными и комбинированными ПГМ. Они изготовлены на основе хлористого калия и натрия.

Твердые ПГМ содержат в составе хлорид натрия (та же, что и у нас, пищевая соль) и формиат натрия (соль муравьиной кислоты). В комбинированные добавляют мраморную крошку. Жидкие состоят только из соли и муравьиной кислоты, разведенных водой.

Жидкими материалами обрабатывают лишь автомобильные дороги при температуре до минус 5 градусов для предотвращения образования льда на покрытии. Твердые ПГМ также используют для проезжей части, если температура опускается ниже минус 5 градусов. А комбинированные ПГМ с крошкой применяют для обработки пешеходных зон и тротуаров.

Наш вердикт

За последние годы в вопросах антигололедной обработки дорог значительных изменений не произошло. Несмотря на призывы экологов, дороги все так же посыпают самыми доступными и дешевыми материалами: солью и песком.

Что касается новоприобретенной установки, дорожники уверены, что ее использование не скажется негативно на состоянии автомобилей белорусов, тем более что чистыми рассолами с добавлением муравьиной кислоты давно поливают дороги в Москве. В то же время использование рассолов у нас поможет несколько снизить вред для придорожных насаждений, потому что соль будет меньше разлетаться и попадать за пределы проезжей части, и, возможно, незначительно снизит расход реагента и ускорит время таяния снега.