Инструктор Центра контраварийной подготовки: "Людей, которым не дано водить машину, не бывает"

Татьяна работает инструктором в Центре контраварийной подготовки более 5 лет. В 2012 году она обучалась там в качестве курсанта, на сегодня прошла все обучающие программы ("Курс 70", "Контраварийная подготовка", "Высшее водительское мастерство") и старается постоянно совершенствовать свои навыки вождения.

"В Центр я попала так: купила в 2011 году свой первый автомобиль – кабриолет Peugeot 307 – и, понимая, что недостаточно уверенно себя чувствую за рулем, пошла учиться. Параллельно устроилась на работу в отдел запчастей Hyundai-центра, чтобы лучше разобраться в технике, постепенно ушла в рекламу и маркетинг, вела автомобильные сообщества, участвовала в различных соревнованиях в качестве судьи.

Спустя полгода поехала кататься на картодром – и там застряла надолго. Много тренировалась. Принимала участие в любительских соревнованиях по картингу, показывала хорошие результаты, а зимние соревнования 2013 года выиграла, чем стала заметна среди других автоспортсменов. Потом ушла в декрет, родила дочку, но уже через два месяца вернулась в картинг. Признаюсь, очень скучала по звуку этих резвых моторов и скорости. А там и новые гонки, и практически все с наилучшими результатами. Спустя некоторое время руководитель Центра Сергей Овчинников оценил мои автоспортивные достижения и позвал на работу инструктором. Сейчас все значительно проще, я изредка катаюсь в картинге, езжу за рулем по основной работе и преподаю в Центре".

По словам Татьяны, тяга к автомобилям у нее с детства: "Мой папа работал дальнобойщиком. Впервые он дал мне порулить года в три, в 12 я уже могла управлять грузовиком. Когда меня спрашивали, кем я хочу быть, я говорила, что хочу работать как папа. Правда, родители были против, чтобы я водила грузовик, потому что в то время считалось, что это слишком грязная и не женская работа. Но я просто горела автомобилями, поэтому, как только приобрела свою первую машину, общественным транспортом практически перестала пользоваться. К слову, на этой машине я езжу до сих пор".

В Центре она пробовала работать на разных курсах, но самым оптимальным для нее остался "Курс 70", предназначенный для людей, которые только окончили автошколу или долго не водили после получения "прав": "Обучаются у нас в основном женщины, но последние годы тенденция стала меняться. Сейчас есть группы, где большая часть курсантов – парни. При этом они, как и женщины, не всегда понимают, как управлять машиной, не умеют парковаться, не чувствуют педали. Я считаю, что такая ситуация складывается потому, что современная молодежь, которая растет в городе, не имеет возможности посидеть за рулем, как наше поколение, практически нет условий и площадок, где родители могли бы дать им потренироваться".

Парни относятся к девушке-инструктору по-разному. "Бывали и приглашения в кафе, иногда парни приходят на занятия с цветами. Конечно, это приятно, но моя основная задача – научить человека водить, а все личные вопросы я предпочитаю решать за пределами площадки. Были и сложности. Мужчины с опытом на курсе контраварийной подготовки относились ко мне свысока, не прислушивались к советам. Приходилось много времени тратить на то, чтобы завоевать у них авторитет, и слишком мало времени оставалось на обучение. Отчасти поэтому я преподаю на этом курсе крайне редко, только в качестве замены коллег".

Татьяна считает, что значительных отличий за рулем между парнями и девушками нет: "За рулем парни более уверены в себе, они не показывают другим людям, что испытывают какие-то страхи. С девушками иначе – они сразу говорят о том, чего боятся, приходится с ними больше общаться наедине, чтобы преодолеть какие-то внутренние моменты.

Часто к нам приходят люди в возрасте, попавшие в сложную жизненную ситуацию, которая вынуждает их спустя много лет после окончания автошколы сесть за руль. Часто курсантки очень переживают и даже плачут на занятиях от напряжения, из-за личных проблем и страха садиться за руль, но мы к каждой стараемся найти подход и вселить уверенность. И такие люди потом становятся очень хорошими водителями, потому что у них есть поддержка и мотивация".

Преподаватель считает, что людей, которым вообще не дано водить, не бывает: "Не влияет на способность водить пол или какие-то личные данные. Бывают плохие инструкторы, которые не хотят или не могут найти правильные слова и правильно объяснить".

Что касается предпочтений Татьяны, она любит все автомобили, но машинам с автоматической коробкой передач предпочтет "механику", потому что знает больше возможностей ее применения на дороге и больше вариантов для спасения в экстренных ситуациях.

"Я спокойный водитель, Правила стараюсь не нарушать, скорость не превышаю. Иногда езжу в картинге, на автомобильные соревнования пока приезжаю только в качестве судьи. Очень хотелось бы участвовать, но это требует серьезных финансовых вложений. 7-летняя дочка, глядя на меня, тоже пошла заниматься картингом. Насколько ее увлечение серьезно, покажет время".

Участница и организатор соревнований по трофи-рейдам: "Вы не представляете, как пахнет лес и болота в мае!"

Ольга из Гродно участвует во внедорожном движении почти 8 лет. Сейчас она ездит на 4-летнем Suzuki Jimny, который одновременно является машиной для соревнований и повседневной.

"Права" получила, как только мне исполнилось 18 лет. Я всегда любила водить и большие машины, на них я чувствовала себя увереннее. До "Джима" у меня были Nissan Navara, Niva 2121, УАЗ-469. Когда в нашей семье появился первый внедорожник, я, чтобы лучше освоиться на большом автомобиле после легковушки, пошла на курсы контраварийной подготовки. Там познакомилась с председателем гродненского клуба "Полный привод", меня пригласили на "покатушки".

До пандемии я участвовала в организации экспедиций для иностранных туристов. Прошлый год был пустой, многие соревнования были отменены. Как будет в этом году, не знаю. Буквально на днях оставила заявку на "Онлайн Трофи 2021" – хочу участвовать в категории "Тревел". С удовольствием поехала бы в спортивной категории, но автомобиль у меня свежий, пока не хочу его "убивать", к тому же для более серьезной трассы его нужно дополнительно оборудовать.

Призовые места мы занимаем, но больше удовольствия доставляет сама поездка, атмосфера. На "Ниве" в 2017 году в спортивной категории в Мостовском районе наш экипаж был вторым. Первое место у нас было в Речице в кольцевых гонках.

Женщин, которые участвуют в трофи, грязь не пугает, соревнование вызывает только положительные эмоции. Вы не представляете, как пахнет лес и болота в мае! Во-первых, мы всегда одеваемся соответственно погоде и условиям, тепло, при необходимости и в рыбацкий полукомбинезон, всегда берем с собой сменную одежду.

Что касается мужчин, то и на дороге, и на соревнованиях вижу только уважительное отношение. Если что-то случается в дороге, стоит только остановиться, включить "аварийку" и поднять капот – сразу останавливаются помочь. Родственники давно привыкли к моему увлечению, дети иногда ездят со мной в поездки. Старшая дочь вовсю водит машину, сыновья пока только готовятся к получению "прав"

Водитель автобуса: "Я очень люблю свою работу и не представляю себя на другой"

Оксана работает водителем автобуса, до этого возила пассажиров на троллейбусе. Мечта водить общественный транспорт появилась в детстве, когда впервые увидела женщин за рулем троллейбуса. Тогда, по ее словам, она была поражена тем, что хрупкая женщина управляет большой машиной. Поэтому, достигнув совершеннолетия, устроилась в парк мойщиком подвижного состава, так как на курсы водителей брали только с 21 года. После был декретный отпуск, а затем она сразу отправилась на обучение.

"Работа в троллейбусе мне очень нравилась, но в 2018 году я решила опробовать новый вид транспорта и пошла учиться на категорию "D". С марта 2019-го работаю водителем автобуса во 2-м автобусном парке".

По словам Оксаны, она очень любит свою работу и не представляет себя в другой профессии: "Скучать моя работа не дает. Вроде бы каждый день один и тот же маршрут, но новые ситуации, пассажиры, дорожная обстановка. Хотя девушек на автобусах уже немало, до сих пор вижу в глазах пассажиров, когда они видят меня за рулем, восторг. Особенно положительной реакция была в новогодние праздники, когда мы выезжали на маршрут в костюмах Деда Мороза и Снегурочки. Водители угощали пассажиров конфетами, все реагировали на это очень положительно".

Ответить на вопрос, где работать легче, Оксана однозначно не может – везде есть свои нюансы. По ее словам, на автобусах легче в том плане, что нет токоприемников. График работы у водителей плавающий: 4 рабочих дня с одним выходным или 5 рабочих и 2 дня дома. По времени: некоторые водители уже в 5 утра выезжают на маршрут и работают до обеда, другие выходят позже и работают до ночи. Как говорит наша героиня, к тому, что ей на автобусе приходится много работать, муж и трое детей относятся с пониманием: "Они видят, что работа мне нравится".

Сейчас обстановка на дорогах сложная, много машин, случаются заторы. Зимой были сложные погодные условия, водители отвыкли от снегопадов и морозов. Оксана говорит, что сложностей на работе много, но конфликтов с другими водителями и пассажирами у нее не бывает.

"Пассажиры выезжают на работу впритык, а если на дороге случается затор, начинают меня торопить. В этих ситуациях я стараюсь не доводить разговор до конфликта, объясняю, что на ситуацию повлиять не могу. В целом пассажиры относятся к подобным моментам с пониманием, потому что видят, что происходит. В плохую погоду мы больше устаем на работе, потому что сложная дорожная обстановка постоянно держит в напряжении.

Вообще сложных моментов на дороге хватает. Автомобилисты могут "подрезать", машины паркуют так, что автобусу в некоторых местах сложно проехать. Но я и в работе, и за рулем личного автомобиля всегда двигаюсь осторожно, поэтому проблем не бывает".

У руководства Оксана на хорошем счету: "Она активная участница годовых спартакиад, всегда отзывается на любые просьбы. Кроме этого, она успевает совмещать нелегкую профессию водителя автобуса с ролью многодетной мамы".

Водитель такси: "Однажды я проработала 22 часа без перерыва и даже не заметила"

Оксана за рулем автомобиля уже 15 лет. В такси женщина работает 4 месяца, но за это время успела насобирать много интересных историй и приключений.

"Мне всегда нравилось водить автомобиль. Вообще у меня свой бизнес, я 25 лет владела салоном керамической плитки и сантехники. После августовских событий бизнес пришлось поставить на паузу, я стала искать временную работу, на которую можно легко прийти и после уволиться. Так как за рулем я постоянно, вожу хорошо, на все выставки-командировки ездила на машине, решила попробовать работать в такси.

За время работы у меня накопилось много наблюдений и мыслей, которыми я делюсь с читателями в социальных сетях. В такси многое повторяется, кроме пассажиров. Работаю два дня через два по 16 часов, за смену проезжаю по городу около 500 километров и принимаю около 30 заказов. Половина пассажиров любит поболтать, половина молчит. В итоге за смену я получаю "багаж" из 15 историй".

По словам Оксаны, пассажиры реагируют на водителя-женщину очень положительно, ни одного негативного комментария в свой адрес она еще не слышала.

"Недавно везла дальнобойщика, и тот все говорил, что не первый раз едет с женщиной, и удивлялся, насколько хорошо мы умеем водить. Конечно, навыки вождения у всех разные, но я считаю, что работающие в такси женщины действительно лучше некоторых мужчин. Дело в том, что в такси мужчины идут, не отдавая себе отчета в том, насколько это сложная и ответственная работа, как на ней устаешь морально и физически. Женщина же понимает, и если уж решается, то только когда точно знает, что она действительно хорошо водит и справится с нагрузками".

По мнению Оксаны, работа в такси – это не только вождение, но еще и общение, и отношение к пассажирам.

"Я не знаю ни одного случая, когда женщина нагрубила пассажиру, а мужчины могут себе это позволить. Недавно везла девушку, которая рассказала, что водитель попросту высадил ее из машины за то, что она попросила его ехать по навигатору. Может, это работа доводит до крайности и человек со временем уже ненавидит других людей, но в таком случае лучше уходить, чем подрывать нервы себе и пассажирам.

Я вожу выпивших. Насколько знаю, мужчины часто их не берут. Я же считаю, что если человек способен взять в руки телефон и вызвать такси, то он еще достаточно вменяем, тем более ему же все равно надо как-то добраться домой".

По словам Оксаны, женщин в такси сейчас немало. "В потоке часто их вижу, в нашем парке "Корона" работают три девушки, самой молодой, наверное, лет 25. Думаю, сейчас многие оказались в трудной ситуации, ищут подработку. Поэтому я внесла предложение создать в нашем парке женскую бригаду. Менеджер всерьез его воспринял и даже рассматривает особые условия для женщин-водителей".

В повседневной жизни женщина ездит на Peugeot 3008, но работает на автомобиле парка – это избавляет ее от необходимости ремонтировать рабочий транспорт.

"Сейчас у меня новая Skoda Rapid 2020 года. Так мне проще: все же я женщина, ремонтировать автомобиль мне не надо, вожу его на мойку и заправляю. Работаю много и хорошо, смена пролетает незаметно. У нас есть в приложении функция, которая через 16 часов "выбрасывает" водителя, он больше не может получать заказы. А один раз случился сбой, приложение не отключилось, и я проработала 22 часа и даже не заметила".

Оксана очень любит работать ночью, ездить по тихому свободному городу. "Меня часто спрашивают, не страшно ли. Я об этом даже не задумывалась. Может, потому, что это такси, и люди, когда вызывают его, оставляют какие-то контактные данные. Бывает, садятся хамоватые люди, но я их быстро ставлю на место. А нехороших историй со мной не случалось".

По словам водителя, в парке к девушкам относятся как к принцессам: "Как и на любой работе, где женщина не предполагается, к нам относятся очень хорошо, уступают, помогают. А сменщик у меня вообще офигенный, он всегда при встрече угощает пряниками, мандаринами".

Водители говорят, что сейчас в такси стало много людей без опыта, которые нарушают Правила и попадают в аварии. "Я думаю, что раньше водители были с меньшей разбежкой по опыту и возрасту, а сейчас диапазон шире. Пассажиры в большинстве своем культурные, здороваются, не позволяют себе хамить водителю, но я заметила, что почти все люди в возрасте от 20 до 40 ругаются матом. Студенты всегда вежливо поздороваются со мной, садясь в машину, а после начинают материться, говоря друг с другом по телефону, но на выходе из машины обязательно пожелают хорошего вечера. Вот такое оно, современное общение".

Пассажирские перевозки в базе объявлений Автобизнеса