Проблема неиспользуемых автомобилей в городах Беларуси стоит уже давно, но активно освобождать улицы от них начали только в 2012 году с введением указа №348. Хотя коммунальщики постоянно вывозят неэкслуатируемый транспорт на специальные стоянки, работа не имеет конца, так как автопарк страны увеличивается и стареет. Мы прошли по дворам в разных районах столицы для того, чтобы оценить, актуальна ли проблема автохлама сейчас, а также узнали мнение о проблеме сотрудников жилищных организаций.

"Москвич"-подснежник и покрытый мхом Ford

Для начала мы решили оценить масштаб, пройдя по дворам в районе редакции, от проспекта Независимости, 143/1, по дворам улиц Калиновского и Седых до Логойского тракта.

По закону под неэксплуатируемым транспортным средством понимается ТС, на котором "отсутствуют элементы, предусмотренные его конструкцией (стекла салона, колеса, элементы кузова), имеется их деформация, имеются внешне видимые повреждения, при наличии которых запрещается его участие в дорожном движении и (или) исключается возможность его эксплуатации. Также это будет транспортное средство, которое не эксплуатируется более шести месяцев со дня истечения срока действия разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и не поддерживается в надлежащем состоянии, допускающем возможность его участия в дорожном движении и (или) эксплуатации".

Без наклейки на лобовом стекле мы не можем определить, когда автомобиль последний раз проходил техосмотр, поэтому во время рейда будем отталкиваться только от внешнего вида. Исходя из опыта предыдущих материалов, у нас сформировался образ брошенной машины: обычно это авто 1990-х годов выпуска и старше, на спущенных колесах, грязные и в листве, в запущенных случаях на кузове даже может расти мох и плесень. Автомобили могут быть значительно поражены коррозией, а зеркала заднего вида, стекла, фары и прочее отсутствуют.

Возле пятиэтажки на проспекте Независимости замечаем старый "москвич" на подспущенных колесах, с облупившейся краской и отвисшим передним бампером. Несмотря на почтенный возраст, машина не выглядит заброшенной. Судя по всему, владелец по каким-то причинам отказался от поездок нынешней осенью и зимой.

В одном из дворов на ул. Калиновского видим Renault Scenic. Нормальный внешний вид не позволяет с ходу признать его автохламом, но, судя по разросшемуся под спущенными колесами автомобиля мху, стоит он на этом месте как минимум с осени.

У Renault Megane проблемы с подвеской, однако безапелляционно признать его брошенным мы не можем, так как машина чистая, без явных кузовных проблем и отсутствующих элементов.

Сложно отнести к хламу Rover и Renault. Хотя они стоят на частично спущенных колесах, кузова чистые, все внешние элементы на месте, асфальт под ними чистый.

Один экземпляр, однозначно требующий внимания коммунальных служб, мы все же отыскали. Ford Mondeo с прогнившими порогами и отсутствующей решеткой радиатора, может, и не попал бы в этот репортаж, если бы владелец отмыл его от плесени.

"В этом году в Заводском районе уже эвакуировано 7 автомобилей"

В Заводском районе, по данным администрации, за 2020 год было выявлено 346 неэксплуатируемых автомобилей, из них 13 было перемещено на охраняемые стоянки, 10 утилизировано, 177 автомобилей собственниками приведено в надлежащее состояние, 124 авто убрано.

В нынешнем году на охраняемую стоянку уже эвакуировано 7 автомобилей, еще 15 планируется убрать в ближайшее время. За январь – март 2021 года на территории Заводского района выявлено 120 неэксплуатируемых авто, в ГАИ были направлены запросы на выявление собственников 100 автомобилей, в настоящий момент 20 собственникам отправлены извещения с просьбой привести авто в надлежащее состояние либо утилизировать.

"Весной проблема брошенного транспорта становится наиболее актуальной, – говорит исполняющий обязанности заместителя директора ЖЭУ №3 Заводского района Владислав Бубич. – В связи с этим нам поступило распоряжение администрации заниматься выявлением брошенных автомобилей. То есть если раньше наши сотрудники фотографировали их, только когда замечали, то сейчас они будут целенаправленно осматривать парковки на предмет неиспользуемых автомобилей".

Например, только во дворах рядом с ЖЭСом на контроле сотрудников находятся три неэксплуатируемых авто. На парковке дома №52/1 на ул. Герасименко стоит Fiat. Коммунальщики обратили на него  внимание из-за общего состояния, спущенных колес и разбитой фары. По словам Владислава, с другой стороны дома на прошлой неделе эвакуировали старую "Волгу" – заезд там тупиковый, поэтому автомобили, которым суждено в будущем привлечь внимание коммунальщиков, появляются часто.

В районе дома №56 замечаем Mercedes, состояние которого куда хуже, чем у Fiat. Сотрудники ЖЭУ о машине знают и ситуацию контролируют: если через месяц хозяин ничего не сделает с авто, встанет вопрос об эвакуации.

Возле магазина на ул. Нестерова, 56, Владислав показывает нам еще один автомобиль, о котором сотрудники уже не раз сообщали в администрацию, однако машина пока не вывезена. Ford находится в плачевном состоянии: отсутствуют фара и стекла, кузов изъеден ржавчиной, кое-где на машине начал расти мох.

Во дворах мы заметили еще несколько авто со следами ржавчины на кузове и поинтересовались у сотрудника коммунальной службы, обратят ли на них внимание во время рейдов и какие авто находятся в зоне риска. По словам Владислава, наличие ржавчины на кузове привлекает внимание к автомобилю, но не все машины со следами коррозии признаются неэксплуатируемыми. Сотрудники должны увидеть, что авто долгое время не двигалось с места, по некоторым характерным признакам.

"Под автомобилями, которые долго стоят, обычно наметается грязь, у них спущены колеса, могут отсутствовать элементы кузова, стекла. О некоторых автомобилях, которые внешне могут быть в приличном состоянии, но долго не ездят, нам сообщают жильцы. Наши работники не имеют данных о прохождении автомобилем техосмотра и ориентируются только на его внешний вид. Если о транспорте сообщают жильцы, это может быть даже 15-летний автомобиль в нормальном внешнем состоянии, который просто долго не выезжал с парковки и занимал место".

В вопросах автохлама ЖЭУ занимается выявлением и контролем за нахождением авто на парковке. Переписка с владельцем и организация вывоза автомобиля – дело администрации района совместно с ГАИ. В среднем на то, чтобы убрать один автомобиль силами администрации, требуется от 2 до 4 месяцев.

Сейчас процесс выглядит так. Когда сотрудникам ЖЭУ поступает информация о брошенной машине, они выезжают на место и фотографируют ее, после чего информация передается в администрацию, которая делает запрос в ГАИ для установления собственника данного авто. После получения информации от ГАИ администрация направляет владельцу уведомление для того, чтобы тот убрал автомобиль или привел его в надлежащий вид. Через месяц после получения собственником извещения сотрудники ЖЭУ снова приходят с проверкой. Если ничего не меняется, снова уведомляют администрацию, которая займется уже эвакуацией.

"Приведение в надлежащий вид – в лучшем случае это значит, что владелец должен пройти на авто техосмотр и начать ездить. Некоторые автовладельцы перемещают неиспользуемую машину на другую парковку. После этого эвакуировать автомобиль мы не можем, то есть мы снова фотографируем машину и ждем. В то же время другие жильцы дома высказывают нам свое недовольство тем, что машина продолжает занимать парковочное место".

Уже несколько лет в администрациях районов Минска есть база по брошенному транспорту, где фиксируется информация обо всех неиспользуемых автомобилях. В базе можно посмотреть данные от момента обнаружения авто до момента утилизации – ответы из ГАИ, решение суда, фото.

Как рассказали в Администрации Заводского района, последние годы работа с неэксплуатируемым транспортом осложнялась тем, что многие автомобилисты не проходили техосмотр. Поэтому во время осмотра специалистам приходилось ориентироваться больше на личное мнение о том, ездит автомобиль или нет.

"Жильцы часто жалуются на автомобили, которые просто долго стоят, хотя внешне они могут быть в хорошем состоянии, все элементы на месте. Например, один из жильцов пожаловался на Renault Kadjar 2017 года со спущенным колесом и настаивал на том, чтобы мы эвакуировали его с парковки. Или владелец Volvo не пользуется автомобилем зимой, а только летом ездит раз в неделю на дачу. При этом машина почищена и в исправном состоянии, однако она вызвала недовольство. В таких случаях мы можем связаться с владельцем и попросить его переместить машину или хотя бы несколько раз выезжать на ней в течение зимы, чтобы был факт перемещения. В первую очередь мы работаем с теми автомобилями, которые по внешним признакам не ездят и находятся в ненадлежащем состоянии: имеются очаги сквозной коррозии, отсутствуют элементы, въевшаяся грязь на кузове свидетельствует о долгом простое и прочее".

Мы поинтересовались, по каким причинам хозяину может не дойти уведомление и будут ли эвакуировать автомобиль в этом случае.

"Уведомление может не дойти до хозяина из-за того, что человек при смене места жительства не уведомляет об этом органы ГАИ. В техпаспорте прописан адрес регистрации владельца, а если он не меняет документ, то письмо направляется по старому адресу, где человек уже не проживает. В этом случае возникает проблема, после эвакуации такого авто люди приходят с претензией, что уведомления не получали".

Как ожидают сотрудники администрации, в этом году количество брошенных авто из-за введения транспортного налога и отвязки пошлины от техосмотра сократится: "Введение налога подстегнет владельцев автомобилей, которые не используются, к тому, чтобы утилизировать их или начать ездить, а введение штрафов за техосмотр по камерам заставит ответственно отнестись к прохождению техосмотра, соответственно спорных моментов станет меньше".

Куда жаловаться на брошенный транспорт?

Некоторые жильцы сообщают о неэксплуатируемом транспорте в местные ЖЭУ, но самый удобный способ донести информацию о проблеме – обратиться в единый контакт-центр ЖКХ по номеру 115, оставить заявку на их сайте или в мобильном приложении "Моя республика".

"Каждый год в нашей системе в городе Минске регистрируется больше 2000 заявок, касающихся брошенного автотранспорта, – рассказали в контакт-центре. – В 2018 году в системе было зарегистрировано 2317 обращений, в 2019-м – 3545, в 2020-м – 2577. В 2021 году с 1 января по 16 марта поступило 290 обращений, на 16 марта в работе находилось 827 заявок. Рост количества обращений в 2019 году объясняется тем, что в октябре того года был переход на новую версию портала, обновление мобильных приложений, что повлекло привлечение новых пользователей портала и соответственно рост активности".

Разницы, каким образом сообщалось о проблеме, нет – обращения через контакт-центр, сайт и мобильное приложение регистрируются в единой информационной системе и передаются ответственному исполнителю в соответствии с выбранным видом неисправности и территориальной принадлежности. Если неиспользуемый автомобиль находится на дворовой территории, то заявка передается в эксплуатирующую организацию, в остальных случаях заявка направляется в Администрацию района, сотрудники которой привлекает к выполнению заявки ГАИ.

Что касается сроков устранения проблем, то в каждом случае это индивидуально. Как сообщили в контакт-центре, обычно количество заявок от пользователей не влияет на скорость решения вопроса, например, если для проведения каких-либо работ требуется закупка материала. "Обследование проводится в течение рабочих суток, далее организация определяет срок проведения работ. Вопросы по бросовому транспорту ориентировочно решаются в течение 90 дней".

Оперативность решения вопроса во многом зависит от возможности определения владельца автомобиля и сознательности самих граждан. Как прокомментировали в службе, учитывая необходимость соблюдения всех законодательных процедур и количество задействованных в решении данного вопроса государственных структур, закрытие заявки о брошенном транспорте действительно занимает время. О том, на какой стадии находится решение проблемы, заявитель может узнать в личном кабинете на сайте или в приложении, а также по номеру 115. Заявки, поступившие через короткий номер 115, в личном кабинете пользователя не отображаются. По заявкам, поступившим через портал "Моя республика" либо мобильное приложение, можно получить консультацию при звонке в контакт-центр.

Наш вердикт

По тем же дворам Заводского района летом прошлого года ходил коллега Евгений Грачев в поисках автомобилей, припаркованных на газоне. Тогда помимо нарушителей правил парковки он сфотографировал и несколько брошенных автомобилей. Сейчас тех авто на прежних местах нет, но появились другие.

Пока проблема автохлама продолжает быть для Минска актуальной. За время относительно короткого рейда по двум районам мы нашли как минимум 5 перезимовавших на придомовых парковках автомобилей, два из которых были в откровенно плохом состоянии и, скорее всего, в ближайшем будущем окажутся в утиле. Однако и коммунальные службы, и водители ожидают, что нововведения этого года значительно улучшат ситуацию.

Что же касается углубленных проверок, их, как всегда, стоит опасаться владельцам старых автомобилей, которые не проходят техосмотр и имеют заметные повреждения и признаки долгого простоя.

Машины на разбор в базе объявлений Автобизнеса