Volkswagen ID.3 у нас на недельном тесте: мы уже съездили на нем в Новополоцк, собираемся пройти техосмотр и в целом подробно изучаем модель. Позже напишем итоговую статью по тесту. В общем, активно вживаемся в тему электромобилизма. 

Вечером заправились, тьфу, то есть зарядились, утром помыли машину – и поехали на выставку.

Кстати, опыт эксплуатации показал, что, даже если живешь в квартире, ставить машину на зарядку на ночь совершенно необязательно. Если у электромобиля хороший запас хода и он быстро заряжается, достаточно где-нибудь на полчасика зависнуть у "зарядки" – и у тебя уже плюс почти 200 км запаса хода. А если зависнуть на полтора часа, то и вовсе полный "бак" – где-то 450 км в случае с Volkswagen ID.3. Хотя официально там все 550 км. В любом случае запаса хода хватает с лихвой. 

В первую очередь удивил китайский BYD Han EV. Заявленный запас хода – 550 км, разгон до 100 км/ч – 3,5 секунды. Батарея емкостью 76,9 кВт. Привод полный. Характеристики, мягко говоря, серьезные. 

В салоне все очень дорого как визуально, так и на ощупь. Есть какие-то аналогии с Mercedes S-Class в плане руля, но в остальном все достаточно самобытно и интересно. 

Переднее пассажирское кресло можно сдвинуть вперед с помощью кнопок, что мы видели в S-Class. Места сзади – вагон и маленькая тележка. И все тоже на весьма представительском уровне. В общем, китайцы умеют удивлять. 

А такое видели? Электрическая Mazda MX-30, которая была куплена новой в Европе. Причем относительно недорого – со всеми расходами тут 23.000 евро. 

Владеет автомобилем молодой человек по имени Лев. Живет в квартире, но все равно купил электромобиль.

"А знаете, совершенно не нужен частный дом, чтобы владеть электромобилем. Я его даже на ночь не оставляю заряжаться. Приезжаю в магазин на 40 минут и пока хожу за продуктами, электромобиль за 40 минут уже достаточно неплохо подзарядится. В частном доме только ночной тариф выгоднее – 10 копеек за киловатт. Так 39 копеек за киловатт, но все равно получается дешево. И обслуживать не нужно. Для города идеальная машина, а для трассы у меня есть бензиновый автомобиль".

Определенно очень красивая и интересная машина. У батареи только емкость небольшая, но так было задумано специально, чтобы вес был меньше. Двери открываются как в RX-8, а в салоне есть несколько вставок из переработанных бутылок. Интересно!

Еще Лев рассматривал к покупке электрический Peugeot 308. У него больше запас хода, 350 км, но получался дороже Mazda.

Был тут и электромобиль белорусской сборки Sidus Space. Это двухместный электрокар, а точнее – квадрицикл белорусской сборки. Родом из Китая, само собой разумеется. О нем мы как-то уже писали

Было сразу два стильных Fiat 500e: один – серый, другой – черный. Запас хода около 150 км, но при этом цена, наверное, самая низкая – можно купить до 10.000$. По крайней мере можно было. На них большой спрос в США, их мало, поэтому цены, увы, растут.

Наверное, половина выставки – это электромобили BYD из Китая. Их было немало, самые разные модели, от недорогих до топового Han. 

Xpeng G3 из Китая с запасом хода 350 км. Цена относительно небольшая: машина 2019 г.в. продается за 24.000$. На крыше – радар для автопилота третьего уровня. Эта машина уже умеет сама ездить. А в целом Xpeng – это вполне себе конкурент Tesla.

Та же модель P7, которая у нас уже была на тесте. Достаточно качественная альтернатива Tesla Model 3, которая во многом лучше "американца". Так что Китай, думаем, еще покажет кузькину мать европейцам и американцам. 

"Все эти европейские электромобили вроде Volkswagen ID.3, Mazda MX-30 или Peugeot 208, они очень классные, – рассказывает представитель Tesla-cars.by Павел Мурашко. – ID.3 с запасом хода более 400 километров – отличный автомобиль для повседневной езды, даже на дальние расстояния на нем можно ездить спокойно. Но на постсоветском пространстве они не так популярны. У нас в почете Tesla, поэтому в основном мы ими и занимаемся. Сейчас непонятно, продлят ли обнуление пошлин с 1 января 2022 года, тут 50 на 50. Но именно из-за возможного возврата пошлин сейчас особенно большой спрос на электромобили. И в основном на Tesla, причем самых разных моделей и в самом разном состоянии. Заказывают и новые из салона. Пошлин нет, поэтому это выгодно".

Под навесом на сцене в тот день даже прошла конференция со специалистами отрасли о развитии электромобилей. Открыл ее Алексей Мартыновский, совладелец компании WestMotors и дочерней компании Greencars:

"Мы надеемся, что нулевая растаможка электромобилей сохранится и на будущий год. Даже если этого не произойдет, останется только 15-процентная пошлина, 20 процентов НДС белорусам не нужно платить до 2025 года. Нас часто спрашивают, насколько выгодно владеть электромобилем, – намного дешевле, чем бензиновым аналогом. Сейчас у нас самый дешевый тариф – дифференцированный. Минимально ночью – 10 копеек за киловатт. Среднее потребление электромобиля, такого как, например, Tesla Model 3 – 15 киловатт на 100 километров. При таком тарифе это получается 1,5 рубля на 100 километров. Одноставочный тариф – 20 копеек за киловатт энергии, тогда получается около 3 рублей на 100 км.

Общественные быстрые "зарядки" – это 39 копеек за киловатт, в таком случае получается 6 рублей на "сотню". Да, говорят, что проще купить какой-нибудь дизельный автомобиль с расходом 4 литра, но если сопоставить Tesla Model 3 с аналогичным автомобилем по динамике разгона, там никак не выйдет 4 литра. По динамике эта машина сопоставима с 540-й BMW, а там расход будет от 13 литров. К тому же нужно учитывать, что и на обслуживание и ремонты практически ничего не тратишь. Поэтому электромобиль – это выгодно. Многие это уже начинают понимать, спрос на них только растет. Причем это общемировая динамика, спрос растет не только у нас".  

Мы находимся только в начале пути развития электротранспорта в стране. Но "электричек" действительно становится все больше, это уже давно не экзотика. А о том, можно ли их нормально использовать в наших условиях, расскажем после недельного теста Volkswagen ID.3. Следите за сайтом!