"В жару работать было очень тяжело: 30 градусов сверху и 160 снизу"

Если с начала сезона ремонт дорог в Минске выполнялся круглосуточно, то сейчас работают преимущественно по ночам, чтобы не создавать заторы. 

Поэтому мы отправились на Логойский тракт, где на тот момент заканчивали укладку асфальта. На часах примерно 21 час.

– На одном из участков идет полная замена покрытия. Работы на этой улице начались на текущей неделе. Сначала была подготовка, был срезан поврежденный асфальт, затем в ночь на среду шла укладка нижнего слоя. Заключительный этап – укладку верхнего слоя планировали завершить в ночь на четверг, но отложили работы из-за дождя. Сегодняшней ночью, если погода не подведет, работы на этой улице планируется довести до конца, – говорит заместитель генерального директора ГПО "Горремавтодор Мингорисполкома" Владимир Латушкин.

В сумерках мы прибываем на место – тут уже вовсю кипит работа. Асфальт меняют на участке протяженностью около километра: от знака на въезде в Минск до перекрестка с улицей Карбышева.

– Сегодня у нас работает два асфальтоукладчика, 6 катков, четверо дорожных рабочих, два мастера и прораб. Есть еще самосвалы, которые подвозят горячий асфальт с завода. Водители высыпают смесь, а затем снова отправляются на загрузку, – поясняет прораб Александр

Движение по дороге полностью не остановлено, перекрыта только половина проезжей части. Ремонтируемый участок разделен на три неравные доли – две широкие полосы по краям и узкая в центре. По словам рабочих, это нюансы, которые влияют на срок службы будущей дороги. Вечером поток автомобилей гораздо меньше, чем днем, поэтому проблем для движения нет. 

Чтобы будущая дорога была уложена качественно, асфальтоукладчик должен делать как можно меньше остановок. Поэтому на машине работают два водителя, которые меняют друг друга в течение смены. 

– Асфальтоукладчик двигается со скоростью 4 метра в минуту. Смесь из бункера подается питателями в заднюю часть машины, шнеками распределяется по всей ширине укладки, профилируется и выравнивается выглаживающей плитой. Окончательно покрытие уплотняется катками. После этого асфальту нужно некоторое время на остывание, и по дороге можно открывать движение. Сегодня, если погода не подведет, закончим укладку где-то к 7 утра, – говорят рабочие. 

Хотя многие параметры – толщина и ширина покрытия, количество смеси и др. – задаются и контролируются установленными на машине датчиками, людям также приходится следить за многими процессами.  Дорожные рабочие выставляют параметры работы и следят за качеством будущей дороги: регулируют ширину прохода и качество укладки, закрывают ливневую канализацию резиновой накладкой, чтобы в нее не попала смесь, счищают остатки асфальта с люков, укладывают и трамбуют смесь в местах, недоступных для асфальтоукладчика и катков. 

Горячий асфальт заказывают на заводе "Макродор", самосвалы с ним периодически подъезжают к асфальтоукладчикам, выгружают в бункеры содержимое кузовов, после чего снова делают рейс на завод. Удивляет то, что содержимого одного кузова, а это 20-30 тонн асфальта, хватает всего на 15-20 минут работы асфальтоукладчика.

– Чтобы не допустить остановок, машины должны успеть сменить друг друга до того, как закончится смесь в бункере, – рассказывают сотрудники. – При толщине слоя 5 сантиметров расход асфальта составляет около 125 килограммов на один квадратный метр, а всего на этот участок протяженностью около километра будет использовано 1580 тонн смеси. 

После асфальтоукладчиков двигаются катки, которые прессуют покрытие и сглаживают возможные неровности. Некоторые машины помимо своего веса трамбуют покрытие с помощью вибрации. Работа у водителей катка монотонная, но требует повышенного внимания: нужно следить и за качеством своей работы, и за людьми – пешеходам и велосипедистам переход проезжей части по переходу не запрещен, невнимательные автомобилисты также могут заехать в рабочую зону. Чтобы качественно уплотнить асфальт, каждый каток должен проехать 5-6 проходов по одному следу, после чего с перекрытием в полметра сдвинуться в сторону. 

– Некоторые катки оборудованы датчиками, которые сигнализируют о максимальной степени уплотнения покрытия, но конкретно на этой машине его нет. В этом катке есть, например, датчик температуры асфальта. Сейчас он показывает температуру выше точки кипения – около 140 градусов. Катку категорически запрещено останавливаться на горячем асфальте, поэтому машина все время в движении. Съехать с покрытия во время работы в сторону тоже нельзя, так как повредится кромка. Все движения, повороты руля во время работы нужно выполнять плавно, чтобы не порвать асфальт, – говорит водитель катка Петр.

Как рассказали дорожные рабочие, каких-то особенностей укладки асфальта в жару нет. Единственный момент – если покрытие укладывают днем и планируется сразу открывать по нему движение, его остужают до температуры 50 градусов водой. Конечно, жаркая погода тяжелее переживается самими рабочими.

– Этим летом работать было сложно из-за температуры. Представьте, 30 градусов сверху и 160 снизу. Даже сейчас стекающая с вальцов вода закипает на свежеуложенном асфальте. В жару воздух в зоне работ очень нагревается, – объясняют они.

"Не думаю, что мы кому-то помешаем"

На часах полночь, техника оказывается внутри МКАД и приближается к жилым домам. Мы интересуемся, как реагируют жильцы на шум машин.

– Здесь дома не примыкают близко к дороге, и я не думаю, что мы кому-то помешаем, – отвечает прораб. – Большинство людей относится с пониманием, что мы работаем ночью для того, чтобы не мешать движению автомобилей, но иногда жильцы домов жалуются на шум. В любом случае работы из-за этого останавливать мы не будем, так как у нас есть разрешение Мингорисполкома. 

Единственное, что может остановить работы по укладке дороги, – ливень.

– Мгновенно остановить работу в случае дождя мы не можем, так как у нас останутся машины с асфальтом, который будет непригоден для дальнейшего использования. Поэтому мы следим за прогнозом погоды и не начинаем работать, если не уверены, что успеем до осадков. А если во время работы все же начинается дождь, просушиваем основание и стараемся выработать смесь, которая уже выехала к нам с завода, – рассказывают рабочие.

Приближается час ночи, а мы отправляемся домой. Машинам осталось около 300 метров до перекрестка, после чего водители одной из них закончат работу, а вторая должна будет сделать еще один проход. Прогноз погоды обещает утром дождь, надеемся, наши собеседники успеют закончить работу до него.

"В этом году мы уже перевыполнили план по ремонту дорог в Минске на 16 процентов"

Мы поинтересовались у руководства Горремавтодора, как погода в нынешнем году повлияла на объемы ремонта дорог в Минске и как жара сказалась на их состоянии. 

– В 2021 году мы планировали отремонтировать 895 тысяч квадратных метров дорог, однако на 1 августа объем выполненных работ составил 1 миллион 36 тысяч квадратных метров, то есть мы перевыполнили план почти на 16 процентов. Обусловлено это тем, что в связи с погодой объемы весенней ямочности превысили прогнозируемые, нам пришлось корректировать графики, кроме того, мы увеличили объемы работ как по полной замене покрытия, так и по устройству защитных слоев, – пояснил Владимир Латушкин. 

По словам представителя Горремавтодора, план по ямочному ремонту в этом году был перевыполнен на 50 процентов. Кроме того, автомобилисты заметили, что на многих улицах покрытие было заменено полностью. Руководитель предприятия говорит, что план по полной замене покрытия в этом году был перевыполнен на 17 процентов, работы еще ведутся. Отчасти причиной увеличения стало то, что подошли сроки ремонта некоторых улиц, отчасти увеличению ямочности способствовала зима с резкими колебаниями температур, из-за чего на некоторых дорогах вместо ямочного ремонта решили провести полную замену.

– В этом году был выполнен ремонт 71 объекта на площади 611 тысяч квадратных метров. В августе и сентябре у нас еще запланирована реконструкция участка Логойского тракта, площади Победы, пополосно будут выполняться работы на проспекте Независимости и проспекте Победителей, улице Притыцкого, на участках улиц Одинцова, Шаранговича, Тимошенко и других, – отметил Владимир Латушкин.

Решение о том, производить на улице полную замену или ограничиться ямочным ремонтом, принимает тот, на чьем обслуживании дорога находится, с согласованием заказчика, по результатам сезонных осмотров. Как правило, в каждом районе полную замену производят на 3-4 улицах в год плюс МКАД и проспекты 

– У нас есть осенне-весенние осмотры, по результатам которых мы составляем перечень объектов и корректируем планы ремонта на год. Все проблемные места заносятся в специальную программу, которая считает и выводит оценку состояния дороги. С учетом этой информации выносится решение о необходимости ремонта. 

По словам Владимира Латушкина, жара скорее негативно сказывается на состоянии покрытия.

– В жаркую погоду асфальт размягчается, а если покрытие после этого резко охлаждается ливнем, оно становится хрупким, начинает крошиться на участках с дефектами. Значительно на состоянии асфальта это не сказывается, но в перспективе сокращает срок его службы. Кроме того, образуются колеи, что влияет на безопасность движения. В определенной степени работа в городе тяжелее, чем на загородных дорогах, потому что мы не можем ограничить нагрузки на дороги в дневное время. Тот же общественный транспорт очень влияет на состояние асфальта, в первую очередь в городе страдают карманы остановок. Для предотвращения деформации мы усиленно охлаждали улицы водой: если обычно для мойки улиц и поливки у нас в смену работает 40-45 машин, то в жаркие дни в этом году на смену выезжало 75 машин, которые работали непрерывно и делали около 8 рейсов, за день выливая на дороги города около 5400 кубометров воды каждая. В целом, если посчитать расход воды, получается, что один автомобиль поливал дороги 210 кубометрами воды в месяц... 

Особое внимание в этом году было приковано к высоконагруженным улицам, недавно отремонтированным и тем, которые ранее были отремонтированы струйно-инъекционным методом. Их дополнительны посыпали отсевом. В этом году активно велись работы по нанесению на дороги защитного покрытия – его выполнили на 11 улицах города на площади 194.000 кв.м. 

– Это действительно хороший способ продлить срок службы дорожного покрытия, который увеличивает жизнь дороги на 3-5 лет. Но для его нанесения есть определенные требования по состоянию дорожного покрытия: асфальт должен быть уложен не более чем 4-5 лет назад, должен быть в хорошем эксплуатируемом состоянии. В этом году подошел срок некоторых дорог, которые укладывались в 2017-м, было принято решение их обработать. 

Также в этом году стали активно использовать пропитки, изготовленные на основе битумных эмульсий, которые возвращают состояние асфальта к первоначальному, заполняют все полости и трещины, в которые может попасть вода и способствовать разрушению покрытия.

Эту технологию используют сейчас в основном на мостах и путепроводах. В данный момент обрабатываются мост через Свислочь на 41-м километре МКАД, мосты на 49-м и 44-м километрах, путепровод в районе деревни Зацень на 45-м километре МКАД и путепровод над дорогой Минск – Мядель. Технология изготовления асфальта, который используется на улицах с высокой нагрузкой, постоянно совершенствуется. 

– Состав покрытия меняется, сейчас на оживленных улицах, а также в карманах остановок мы используем асфальтобетон марки АПДУ, который отличается повышенной деформационной устойчивостью. На улицах с небольшой нагрузкой используется покрытие марки ЩМБг.

В конце беседы мы поинтересовались, как поступают в Ремавтодорах с заявками из единой диспетчерской службы и как скоро их отрабатывают.

– Что касается дефектов дорожного покрытия, такие заявки обычно мы закрываем быстро. Но если дефект касается люка, могут возникнуть сложности к тем, чтобы определить, на чьем балансе этот люк находится. Много заявок поступает от велосипедистов, и сейчас мы активно работаем над тем, чтобы организовать обозначенные велосипедные зоны на пешеходных переходах, где велосипедисты могут не спешиваться.