"У нас нет графика работы, клиент может позвонить даже среди ночи"

На часах около 14.00, мы встречаемся с Николаем на парковке возле торгового центра "Автоград" в Ждановичах. 

"Вчера и позавчера заказов хватало, а сегодня я еще не выезжал, – рассказывает он. – Но впереди вечер, возможно, работа еще будет". 

Николай – предприниматель, эвакуатор – его собственность. Рабочий день у водителей ненормированный, в любое время года бывают ажиотажные дни или за сутки может поступить один заказ, нередко люди звонят поздно вечером или ночью. 

"С одной стороны, неудобно, когда не имеешь четкого графика и не можешь строить планы, приходится даже вечерами быть готовым к тому, чтобы немедленно выехать. С другой – я могу устроить себе выходной тогда, когда мне это нужно. К тому же мы общаемся с коллегами – если клиент звонит, а я в это время занят, я могу передать заказ другому человеку", – рассказывает он.

Кроме личных заказов Николай получает работу от службы 7-120.

"Это не диспетчерская в обычном понимании, то есть у нас нет отдельного человека, который отвечает на звонки и создает заявки, – это делают наши водители. Просто в один момент мы решили, что работать вместе будет гораздо удобнее. Во-первых, это нормирует нашу работу: если мы не хотим получать заявки в определенное время или делаем себе выходной, мы заранее предупреждаем. Для клиента это удобно тем, что у нас есть эвакуаторы в разных точках города, мы высылаем ближайший, то есть время ожидания помощи сокращается. 

Кроме того, расширяется перечень услуг – мы можем отправить к клиенту мобильный ремонт автомобилей, подвезти топливо, "прикурить" автомобиль, достать его из грязи с помощью внедорожника, отремонтировать замок, заменить колесо. То есть когда нам звонит человек с какой-то проблемой, мы сразу выясняем, какая услуга ему больше подойдет, и уже после этого высылаем соответствующего специалиста".  

Если поломка несложная, а на улице сухая и теплая погода, некоторым автомобилистам могут предложить отремонтировать машину на месте. Мастер может провести компьютерную диагностику, заменить порвавшийся ремень, шаровую опору, ШРУС, почистить или заменить свечи зажигания, при этом, если он по телефону поймет точно, что сломалось, по дороге к клиенту он может купить в ближайшем магазине автозапчастей нужные детали и сразу установить их. Конечно, мобильный мастер не может выполнить все те же работы, которые делают на стационарной СТО. Например, за замену масла в двигателе или работы, связанные с серьезным разбором автомобиля, специалисты, как правило, не берутся. 

Помимо эвакуации Николай может помогать при разгрузке фур и контейнеров. 

"Например я сотрудничаю с фирмой, которая занимается переездами дипломатов. Они привозят свои вещи, в том числе автомобили, в грузовиках. Съехать с фуры машина не может, там слишком высоко, поэтому фирма вызывает меня, машина переезжает на мою платформу и потом спускается на землю. Машины приезжают иногда очень интересные: раз человек привез Aston Martin DB9, недавно я помогал разгружать Mercedes-Benz 1950-х годов выпуска, а один раз приехал Volkswagen Polo года 1995-1996-го – у нас, наверное, и нет уже таких машин", – делится впечатлениями водитель.

"Летом клиентов больше, потому что люди больше ездят"

В это время звонит телефон – знакомый мастер СТО попросил привезти Lada Largus их клиента, у которого возникли проблемы со сцеплением. Машина находится в Масюковщине, примерно в 10 км от мастерской. 

"В Европе один раз мне пришлось воспользоваться помощью коллег, и я заметил, что там все организовано совсем иначе. Там несколько базовых услуг уже "забито" в стоимость страховки – эвакуация, подвоз топлива, "прикурка". То есть если у человека что-то случается с автомобилем, ему не нужно искать эвакуатор подешевле или звонить друзьям, чтобы его потянули на тросе, – он просто набирает номер поддержки, автомобиль быстро увозят. На мой взгляд, это удобнее и безопаснее", – рассказывает Николай по дороге.

На месте нас встречает хозяин автомобиля. Николай опускает площадку эвакуатора, хозяин помогает зацепить машину крюком. После чего с помощью лебедки ее подтягивают на эвакуатор, поднимают и ставят на площадку.

Мужчина оплачивает доставку машины и уходит – Николай отвезет ее на станцию, где встретят мастера. 

"На самом деле многие клиенты звонят и просят отвезти машину на станцию без них – они оставляют ключи где-то в секретном месте, а я приезжаю и забираю ее. Иногда мне оплачивают эвакуацию сотрудники СТО, а им потом эту сумму компенсирует клиент, расплачиваясь за ремонт". 

По словам Николая, то, что с наступлением зимы клиентов у эвакуации очень много, – это миф.

"Зимой люди гораздо меньше ездят. Некоторые передвигаются исключительно по маршруту дом – работа, а в плохую погоду многие вообще предпочитают ездить на общественном транспорте. То есть сокращается количество поездок, меньше поездок за город, соответственно, если за окном спокойная зимняя погода, работы становится очень мало. 

Конечно, в экстремальные снегопады, гололед или сильные морозы вызовов очень много: кто-то замерзает, много людей съезжает в кюветы, бывают дни, когда из-за плохой погоды увеличивается количество ДТП. Но таких дней в сезоне, как правило, немного. Минувшая зима, конечно, была для автомобилистов сложной, а вот за год до нее температура держалась выше 0 и без снега – работы практически не было". 

Летом же, по словам нашего героя, люди много ездят на автомобилях как по городу, так и за город – на речку, на дачи, поэтому клиентов в разы больше.

"Примерно 40 процентов моих вызовов летом – за город. Я забирал людей и с Браславских озер, и из Мяделя: кто-то в жару "закипает", кто-то шланг оборвет, пытаясь поближе к речке или озеру подъехать. И в Минске работы хватает. Люди много ездят, случаются какие-то поломки, когда автомобиль не может добраться до СТО своим ходом. 

Осенью и весной в сильные дожди за городом автомобили могут застревать в грязи. Часто приходится доставать машины курьеров и такси – навигатор может завести водителей куда-нибудь в поле, откуда они потом не могут выехать. Если машина находится в 100-150 метрах от дороги, на выручку автомобилисту может приехать эвакуатор, а если машина застряла далеко, мы посылаем специально оборудованный внедорожник. После дождей и зимой услуга пользуется спросом. Например, однажды на Радуницу прошел сильный дождь, и было очень много вызовов от людей, которые застряли возле небольших кладбищ под Минском, к которым ведут грунтовые дороги". 

"Ночью на трассе работаем с оглядкой: водители, пока не начинают сбивать конусы, нас не замечают"

Мы выгружаем Lada возле СТО – и сразу поступает следующий заказ. Коллега предлагает Николаю отвезти Mazda 323, выпущенную в 2001 году, из Зеленого Луга во дворы возле станции метро "Кунцевщина". 

"Проехать на эвакуаторе во дворах – это отдельная проблема. В некоторых из них и на легковой машине непросто, а эвакуатору порой приходится заезжать одной стороной на тротуар. Достать машину тоже бывает очень сложно. Если эвакуатор не может подъехать к месту, где она стоит, ее приходится выталкивать. При этом многие автомобилисты вызывают обычный эвакуатор, так как машина с манипулятором стоит дороже. Еще одна проблема – соседи, которые начинают конфликтовать из-за невозможности выехать. Загрузка машины, как правило, не занимает больше 5-10 минут, но некоторые люди не хотят войти в положение и подождать, пока я закончу, и требуют немедленно отъехать и дать им проезд. Я тогда задаю им вопрос: "Как бы вы себя повели, если бы я грузил вашу машину?"

На месте выясняется, что везти предстоит проржавевшую Mazda, которую хозяин хочет разобрать и продать по запчастям. 

Машина недавно была снята с учета для утилизации. С появлением транспортного налога хозяин сначала хотел ее продать целиком, но покупатель так и не нашелся. 

Автомобиль стоит на выезде из двора достаточно удобно, чтобы эвакуатор мог подъехать и забрать его. 

Николай поискал номер телефона на стоящем с противоположной стороны Kia – было бы удобнее, чтобы владелец перегнал свою машину на соседнее место. Но номера телефона под стеклом нет, поэтому придется справляться так. 

Николай начинает грузить автомобиль на эвакуатор, но выясняется, что после долгого простоя у Mazda не крутятся три колеса. 

Некоторые водители используют в этом случае подкатные тележки или предлагают вызвать автомобиль с манипулятором, но платформа этой машины позволяет поддеть машину и затянуть ее наверх без тележек – колеса автомобиля будут просто скользить по гладкому металлу. 

Это быстрее и проще варианта с тележками и не приносит вреда автомобилю, но все равно увеличит стоимость эвакуации, потому что водителю придется думать, как стянуть машину с платформы. 

Автомобиль везем в Домбровку по МКАД. По дороге Николай вспоминает, как попал в эвакуацию:

"Я начал работать с 2007 года, этот Iveco 2004 года выпуска – мой пятый автомобиль. Сначала я работал на другой работе и хотел открыть свое дело. Купил эвакуатор DAF – небольшой, с дубль-кабиной и двумя рядами сидений. Нанял водителя, но тот, поработав некоторое время, купил свою машину и начал ездить по заказам на ней, а моя стояла. Конечно, когда я об этом узнал, сразу его уволил. 

Потом нанял на работу еще одного парня, который через неделю сказал, что ему сложно быть круглосуточно начеку. И я подумал: зачем платить кому-то? Решил работать сам. Уволился с работы, но так как к тому времени купил еще один эвакуатор, решил нанять еще одного водителя. К сожалению, с человеком опять не повезло – когда он ездил, машина постоянно ломалась. В общем, второй эвакуатор я продал и стал ездить самостоятельно. После этого у меня был Volkswagen, потом Mercedes, потом купил Iveco – до работы у меня он был тентованным грузовиком, я поставил на него площадку с предыдущей машины". 

Кабина в эвакуаторе Николая – с двумя спальными местами. Система отопления Webasto выручает, когда долго приходится находиться в кабине на морозе. Длительных поездок с ночевками в машине у водителя не было, но спальным местом он иногда пользуется: если несколько часов приходится ждать оформления ДТП, в машине можно отдохнуть. По надежности автомобиль Николая устраивает – как и в любой машине, тут могут быть поломки, есть вопросы по электрике, но в целом серьезных проблем нет. 

Из инструмента – провода для "прикуривания", подкатная тележка, которую Николай обычно использует при погрузке транспорта без одного колеса, и подставка, которую ставит под свой эвакуатор при погрузке тяжелой машины. 

Этот тягач может буксировать грузовик массой до 10 тонн, поэтому среди инструмента тут всегда есть шланг для подачи воздуха и жесткая сцепка. 

"Еще для работы иногда мне требуется бензопила. Конечно, постоянно в машине я ее не вожу, но когда по описанию понимаю, что машина слетела в кювет, где есть деревья и кустарник, беру с собой", – рассказывает Николай.

По словам водителя, работа ему нравится. Особенно привлекает то, что каждая эвакуация – это задача, которую надо решить. 

Иногда бывают сложные случаи, когда одной машиной не обойдешься.

"Иногда, чтобы вытащить автомобиль, приходится вызывать два эвакуатора. Недавняя заявка – небольшой грузовичок с будкой съехал в кювет и упал на бок. Я посмотрел фото – на первый взгляд показалось, что ничего сложного. Но на месте выяснилось, что вытащить его одному не получится: обрыв очень резкий, в том месте стоит дорожный знак. Перед тем как тянуть машину, надо поставить ее на колеса, но из-за того, что резкий спуск, если отцепить трос, она снова упадет на бок. То есть одна машина должна держать грузовик, чтобы он не падал, вторая – вытягивать его на дорогу. Правда, иногда в такой ситуации могут помочь проезжающие мимо фуры – прицепить грузовик можно к ним и тянуть машину на дорогу эвакуатором. Водители у нас отзывчивые, обычно не отказывают в помощи". 

Но есть в его работе сложные и даже опасные моменты.

"Психологически сложное в нашей работе – это выезды на ДТП, где погибли люди. На трассе, особенно в темное время суток, мы тоже рискуем. Несмотря на то что используем всевозможные меры предосторожности: надеваем яркую одежду со светоотражателями, выставляем конусы, включаем аварийную сигнализацию, на месте ДТП может быть машина ГАИ с маячками, некоторые водители замечают нас в последний момент, когда уже начинают сбивать конусы и знак аварийной остановки. 

Года три назад так погиб водитель эвакуатора на брестской трассе – приехал "прикурить" остановившуюся фуру, когда в нее влетел другой грузовик. Поэтому в темноте мы всегда работаем с оглядкой. Да и в светлое время суток, особенно в дождь или в слякоть зимой, водители видят работающих людей, но не притормаживают и обливают нас водой – один раз я, пока загрузил и закрепил машину, был мокрый с ног до головы". 

Мы привозим Mazda во дворы жилых домов на Чичурина, позже друзья хозяина сами доставят ее в гараж. 

Чтобы поставить автомобиль на парковку, эвакуатору приходится перегородить проезд. Легковушку с эвакуатора стягивают с помощью ремней с трещотками, в результате, когда передние колеса касаются земли, площадку удается просто вытянуть из-под автомобиля.

Правда, для этого приходится подъехать вплотную к машинам, стоящим на противоположной стороне дороги.

"Многие клиенты ругают нас за расценки, считают, что мы за свою работу берем лишком дорого. В таком случае мы всегда отвечаем, что обслуживание наших автомобилей само по себе не дешевое: если в легковушке какая-то поломка обойдется в 150 рублей, то мы за решение той же проблемы в эвакуаторе заплатим 700 долларов. Опять же некоторые клиенты не понимают, что у нас выше расход топлива, – поздно вечером могут позвонить, вызвать на другой конец города, а когда мы почти приедем на место, позвонить, что машина завелась и в помощи они уже не нуждаются. В этом случае мы требуем компенсацию за потраченное топливо, и некоторые удивляются: "За что мы должны платить, вы же ничего не сделали?" Конечно, есть люди, которые все понимают и сами предлагают какую-то сумму". 

На часах около 18.00, заявок у Николая пока нет. Он отправляется домой, но все равно будет держать мобильный неподалеку – возможно, через час или два кому-то в Минске понадобится помощь. 

Эвакуация машин в базе объявлений Автобизнеса