Прогулочное авто и зарядка для аккумулятора 

В СМИ периодически появляется информация об интересных конструкциях, собранных нашими земляками. Например, в 2013 году сообщалось о жителе Лепеля, который собрал мотоцикл на дровах, а в 2017-м – о преподавателе из Лунинца, который в год делает 1-2 изобретения, среди которых "Антисон". 

На сайте Национального центра интеллектуальной собственности есть база, в которой собрана информация обо всех объектах промышленной собственности. В списке можно найти заявки для получение патента на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, а также выданные патенты. В описании нет фото, а принцип действия многих из них описан техническим языком с помощью формул, чертежей, схем и прочего. Но все же нам удалось найти несколько интересных и понятных для всех документов.

Устройство, которое расскажет о неисправностях автомобиля

Судя по описанию, система предназначена для диагностики неисправностей, а информация о проблемах озвучивается. То есть, по мнению создателя, человеку не придется отвлекаться от дороги, чтобы посмотреть на панель приборов. От "говорящей" бортовой системы контроля данная отличается возможностью вести диалог, то есть не только получать голосовые сообщения, но и передавать информацию. Заявка на получение патента была подана еще в 2011 году.

Лампочки для фар

Патент на данное изобретение был получен в 2004-м. От обычных ламп, которые используют сейчас автомобилисты, изобретение белорусов и россиянина отличается тем, что контакты с нитями накаливания и фланец с цоколем сварены, а не спаяны или отштампованы, на колбу нанесено интерференционное покрытие. Таким способом увеличивается прочность соединения контактов с нитями накаливания и фланца с цоколем, к тому же за счет покрытия световой поток используется полностью.

Прогулочный автомобиль

Заявка на выдачу патента была подана в 2001 году. Основное отличие от привычного кабриолета – лобовое стекло выполнено заодно с крышей и перемещается так, что салон авто можно сделать полностью открытым. Стекло сдвигается через нишу капота, в полностью открытом положении передняя кромка стекла выйдет через щель в передней части. Двигатель находится сзади. О технических характеристиках, таких как скорость и тип топлива, в описании изобретения ничего не сказано. 

Паровой автомобиль

Заявка на получение патента была подана в уже далеком 2000-м. Создатели этого авто делали упор на экологичность своей задумки и отмечали, что производство и утилизация аккумуляторов электромобилей – грязное дело.

В машине есть аккумулятор, который представляет собой баллон высокого давления с электронагревателем, наполненный дистиллированной водой, и паровой двигатель. Кратко принцип работы следующий: под давлением перегретая вода поступает в винтовой сепаратор, где она закручивается, вскипает и превращается в пар, на котором работает двигатель. То есть машина едет только за счет механической энергии движения пара. После использования всей перегретой воды баллон высокого давления оказывается пуст. Перед тем как "заряжать" машину, то есть нагревать воду, ее с помощью насоса надо перекачать обратно в баллон.

Как утверждает создатель, после нагрева воды до 3250 градусов машина может проехать 120-150 км, что сопоставимо с пробегом некоторых электромобилей. Правда, авторы идеи не описывают другие характеристики, например, скорость и время, за которое баллон нагреется до указанной температуры. Опять же неизвестно, как быстро температура в баке упадет, нужно "раскочегаривать" автомобиль после ночи на морозе либо постоянно держать его подключенным к сети. 

Так как машина работает на воде, встает вопрос, как на ней в принципе ездить зимой. По законам физики дистиллированная вода под давлением не должна замерзнуть в условиях наших зим, а вот без давления дистиллят кристаллизуется при минус 42 градусах, но этот показатель актуален только для хорошо очищенной воды в стерильных лабораторных условиях. Так что частично перекачанная в бак без давления вода превратится в лед гораздо быстрее – при минус 10 в герметичной системе или раньше, если в ней каким-то образом окажутся примеси в виде грязи, частиц коррозии и т.д.

Способ подзарядки аккумуляторной батареи транспортного средства

Работа установки схожа с принципом работы ветрогенератора, только ветер в данном случае создается при движении автомобиля. Кратко принцип работы следующий: воздушный поток попадает в воздухоприемник, затем в карманы турбины, преобразующей энергию движения ветра в механическую, которая впоследствии с помощью генератора может быть преобразована в электрическую и заряжать аккумулятор. Отработавший воздушный поток раздваивается и выпускается по обе стороны транспортного средства.

Создатели изобретения мечтали о том, чтобы электрические транспортные средства практически не нуждались в розетке. Но пока этого не произошло: заявка на патент была подана достаточно давно, в 2007 году, а заряжать электромобили все еще нужно. 

Зарядное устройство для аккумулятора

От аналогов изобретение отличается конструкцией и тем, что электричеством для заряда управляет аккумулятор, то есть оно позволит избежать недозаряда или перезаряда.

"В ЗУ введен блок управления зарядом, которым управляет сама АБ по мере распределения заряда вглубь пластин. Заряд прекращается после полной реакции на ток активной массы пластин, автоматизация процесса достигается зарядным напряжением и степенью активности пластин", – указано в описании. Заявка на получение патента подана в 2006 году. 

"Ежи" для принудительной остановки автомобиля 

В 2005 году было решено запатентовать изобретение, которое предназначено для "работы" в правоохранительных органах. Конечно, "ежи" придумали давным-давно, просто в Беларуси их немного улучшили. В частности, их можно автоматически разворачивать по дорожному полотну.

Напыление и восстановление

Разработкой новых технологий занимаются в НАН Беларуси, кроме того, научные объединения есть при университетах. Например, в научно-производственном секторе многофункцональных покрытий Научно-технологического парка БНТУ "Политехник" разрабатывают способы нанесения функциональных покрытий и работают с белорусскими и зарубежными заказчиками.

"Одним из видов работ, которые мы выполняем, является нанесение полимерных покрытий, – пояснил заведующий сектором многофункциональных покрытий Сергей Гальго. – Например, постоянными нашими заказчиками являются предприятия, которые выпускают приборы радиометрического, банковского, таможенного контроля – мы выполняем покраску устройств для проверки подлинности купюр и документов. 

Также делаем заказы для метрополитена. Наша работа – поручни синего и красного цветов с антибактериальным лаком в вагонах. Купив автомобильный инвертор одной из белорусских фирм, люди также могут увидеть нашу работу – мы наносим покрытие на корпуса приборов".

Кроме этого, предприятие занимается нанесением композиционных металлических, металлокерамических и керамических покрытий методами газопламенного напыления, газопламенного напыления с оплавлением, газопламенной наплавки, плазменной порошковой и проволочной наплавки. Простыми словами это значит, что на один материал наносится другой, чтобы восстановить изношенную деталь или добиться определенных свойств, например, износостойкости или стойкости к коррозии. А методом холодного газодинамического напыления можно сварить несвариваемые металлы, например, алюминий и медь, отремонтировать радиатор, трещины в головках блоков цилиндров.

Недавно на предприятие привезли вал от железнодорожной дрезины из Солигорска. Чтобы не покупать новую запчасть, заказчик попросил восстановить посадочное место под подшипник. 

Пример холодного газодинамического напыления – на клемму из алюминия для лучшей проводимости нанесена медь.

Технология нанесения этого покрытия была разработана предприятием месяц назад для выполнения контракта из Китая. На кольцо диаметром 250 мм из алюминия требовалось нанести покрытие из алюминия с карбидом кремния толщиной 6 мм. 

На другую такую же заготовку надо было нанести медное покрытие той же толщины с 60% синтетических ультрадисперсных алмазов.

На этом фото – распредвал тягача Volvo. Заказчику требуется восстановить его материалом, который придаст детали твердость 60 единиц. 

"Выдача патента утверждает монополию владельца на определенный срок"

Кто в нашей стране чаще всего регистрирует патенты и можно ли заработать на изобретениях? Об этом нам рассказали в Национальном центре по интеллектуальной собственности.

"Патент – это экономическая единица, он дает право на монополию, – рассказала начальник управления экспертизы промышленной собственности НЦИС Елена Усачева. – То есть владелец документа может выпускать определенный продукт или использовать определенный метод на протяжении срока действия патента и запретить ввозить, продавать или выполнять определенный вид работ другим предприятиям или физлицам. Заявки на патенты оформляют и физические лица, и крупные предприятия. Автором изобретения может являться сотрудник, а патентообладателем – организация, в которой он трудился и на чьем оборудовании выполнял работу".

По словам сотрудников НЦИС, самой патентуемой отраслью в нашей стране уже много лет является фармацевтика. Крупные промышленные предприятия часто патентуют дизайн транспортных средств, тары и упаковки, регистрируют товарные знаки. В этих сферах чаще всего случаются споры и судебные разбирательства.

Вопреки расхожему мнению, сотрудники НЦИС не занимаются испытанием автомобилей, механизмов и методов и обычно даже не видят изобретение вживую, а черпают информацию о нем только из принесенных человеком документов. То есть факт выдачи патента не подчеркивает важность и полезность изобретения, а только то, что оно является новым, промышленно применимым, то есть его можно изготовить с помощью существующих технологий. Изобретение также должно соответствовать критерию изобретательского уровня, то есть в нем должна быть заложена какая-то инновационная технология.

"Будущий владелец патента должен составить заявку на получение патента по определенному образцу, описать само изобретение и принцип его работы, сослаться на аналоги и отметить основные отличия своего изобретения от них, привести формулы, схемы, чертежи. После этого мы будем искать во всевозможных источниках аналогичные изобретения и технологии, и если информации ни о чем похожем не будет, а механизм будет соответствовать требуемым критериям, патент будет зарегистрирован", – пояснили нам в Национальном центре интеллектуальной собственности.

Патент на изобретение выдается на 20 лет с даты подачи заявки, на полезную модель – на 5 лет с возможностью продления еще на 5 лет. Получение патента – процедура платная, для крупного предприятия она стоит порядка 600 рублей, если патентообладателем будет зарегистрировано физлицо, оно платит около 25% суммы. При этом на протяжении срока действия патента владелец должен уплачивать определенные суммы на его поддержание, поэтому некоторые владельцы патентов спустя время могут отказаться от внесения платы, и тогда право на их монополию прекращается. Патент действителен только на территории Беларуси, но можно получить и так называемый международный патент, выбрав несколько стран, в которых он будет действовать.

Люди, которые обращаются за получением патента, делают это по разным причинам: научные сотрудники подают заявки для защиты диссертации, кто-то хочет обратить внимание на свое изобретение, кого-то больше интересует финансовая сторона, крупные предприятия пытаются защитить свое исключительное право на выпуск определенной продукции. Так как получение патента не является гарантом того, что новинка получит финансирование и автор сможет продать ее или получать вознаграждение, владельцу документа придется самому прилагать усилия для продвижения и выпуска своего изобретения.

Запчасти для грузовых автомобилей в базе объявлений Автобизнеса