Новые игроки и слияние

В 2021 году появилось сразу два новых оператора. Так, в конце апреля стартовал "Мультик" – так называется каршеринг от компании "Мультимоторс", которая больше известна в качестве автомобильного дилера. Заявленный автопарк – 100 седанов Chevrolet Cobalt 1.5 с "автоматом". Для одного оператора не так много, зато вклад в общее дело шаговой доступности каршеринговых машин нельзя не отметить. Ну и какое-никакое разнообразие в бюджетном сегменте краткосрочной аренды, где доминируют Volkswagen Polo.

А в конце сентября на рынок вышел еще один оператор – Level, который сделал ставку как раз на Volkswagen Polo. На старте было полтора десятка машин, до конца года парк также должен был прирасти до 100 автомобилей. Но одиночное плавание оказалось недолгим: уже в начале декабря появилась новость о слиянии Level и Hello, что позволит последнему превысить планку 600 автомобилей.

Больше харизматичных машин

Сейчас два крупнейших оператора – Hello и Anytime – при помощи остальных ("Везуха" с примерно сотней Kia Rio X, "Мультик" с таким же количеством Chevrolet Cobalt, а также Westgroup с бюджетными моделями без оклейки, но последняя компания, изначально работающая с классической арендой, не так активна на рынке каршеринга) обеспечивают автопарк численностью примерно 1300 автомобилей. Причем именно в 2021 году произошло существенное улучшение его качественного состава за счет появления новых моделей более высоких классов.

Это, конечно, во многом заслуга Hello: в течение этого года оператор постепенно добавлял в свой парк электрокары Tesla (преимущественно Model 3, но 500-м автомобилем компании стала Model X), были закуплены кроссоверы Kia Seltos, Geely Coolray, Volkswagen Tiguan и Taos, а еще добавлены масл-кары Ford Mustang и Dodge Challenger. Также в парке – пара десятков Skoda Rapid, Volkswagen Polo обоих поколений, имеются Kia Rio X и Skoda Karoq. При этом часть автомобилей (среди них Tesla Model 3, Volkswagen Polo и Taos) не имеет оклейки.

Впрочем, и Anytime вносит свой вклад в разнообразие прокатных машин. Да, основу по-прежнему составляют Volkswagen Polo, но достаточно давно в парке присутствуют и BMW третьей серии. А совсем недавно на улицы вывели 100 кроссоверов Haval Jolion, причем часть из них опять же без оклейки. Всего у компании более 500 автомобилей.

Таким образом, всего за год парк белорусского каршеринга существенно изменился. Теперь это не только сплошные "бюджетники", но и более дорогие модели, которые хочется взять, чтобы просто на них проехать, протестировать или получить новые ощущения. И это уже история не про экономию: тарифы для этих машин куда выше, чем на бюджетные модели, стало быть, на такси точно будет дешевле. Но не так интересно.

Ценообразование

Сейчас эконом-вариант вроде Volkswagen Polo или Chevrolet Cobalt стоит 0,31-0,35 руб. за минуту аренды (и 0,08-0,09 руб./мин в режиме ожидания). То есть базовый ценник изменился не сильно, несмотря на подорожание топлива и прочие затраты. Напомним, что год-два назад минута стоила порядка 0,29-0,31 руб. без учета особых предложений. Суточные тарифы теперь на уровне 35-39 руб., но бесплатные километры при этом исключены или сведены к минимуму.

Плюс операторы продолжают предлагать различные промежуточные варианты как по времени аренды, так и по пробегу. Какой будет выгоднее, зависит от обстоятельств (тут надо сверяться по конкретной поездке). Но в целом такое разнообразие позволяет отойти от базовых тарифов и соответственно от гонок на время, потому как "дорога каждая минута".

Но еще раз: появление новых моделей означает и более дорогие тарифы для них. Так, у Anytime аренда BMW будет стоить 0,64 руб./мин или 80 руб./сутки + 0,39 руб. за километр пробега (в суточную аренду включен только один бесплатный километр). Haval Jolion обойдется в 0,52 руб./мин. или 77 руб./сутки + 0,39 руб. за километр пробега.

У Hello компактный кроссовер Skoda Karoq, Geely Coolray, Kia Seltos, Volkswagen Taos и даже Tiguan стоят 0,51 руб./мин. или 79 руб./сутки + 0,39 руб. за километр пробега. Но минута на том же Taos без оклейки обойдется уже 0,59 руб. – видимо, за возможность ездить "как бы на своем автомобиле" надо платить. Ford Mustang и Tesla Model 3 можно взять только с минутным тарифом  0,89 руб./мин., а Dodge Challenger и Tesla Model 3 Dual Motor – за 0,99 руб. за минуту. Самая дорогая модель – Tesla Model X, за каждую минуту активного использования которой придется отдать 1,99 рубля. То есть это в шесть раз дороже, чем пользование седаном Volkswagen Polo! И конечно же, для аренды дорогих моделей есть дополнительные условия: возраст не менее 25 лет, стаж вождения от двух лет.

Шире охват?

В 2020 году оператор Anytime первым пришел в областные города: сначала каршеринг появился в Гомеле, затем в Бресте. Увы, уже в январе 2021-го он прекратил свою работу. Этот шаг компания пояснила тем, что услуги в областных центрах оказались не совсем востребованы.

Так что сейчас основным городом для каршеринга в Беларуси остается Минск, причем у большинства операторов зона окончания аренды внутри кольцевой имеет свои "изъятия" – наименее популярные у пользователей места. Своего рода компенсация за это – отдельно "островки" за пределами МКАД, например, в Шабанах, Ратомке, Боровлянах и так далее. Пожалуй, наиболее щедрыми на зоны оказались "Мультик" (он допускает окончание аренды, например, в Заславле, Фаниполе, Мачулищах, Колодищах, Королевом Стане) и Anytime (Сосны, Привольный, Мачулищи, Гатово, Сеница, Прилуки, Озерцо и т.д.). А еще у Anytime и "Мультика" имеются зоны окончания аренды в аэропорту.

Но все это принципиально ситуации не меняет. По сути, столица остается якорем, к которому привязаны арендные машины. Съездить на них куда-то на пару часов или даже дней можно, но придется возвращать их в Минск или окрестности. Оставить в другом областном городе нельзя. Да, мы помним, как в мае на праздники тот же Anytime открывал на несколько дней возможность оставить машины в Гомеле, Гродно или Бресте, а затем обеспечивал их возвращение в Минск по сниженным тарифам. Но это – разовые акции.

Наш вердикт

2021 год не сделал каршеринг дешевле, но и дороже в эконом-классе он не стал. Зоны окончания аренды особо не увеличились (а в Минске даже сократились), а эксперимент с областными городами закончился довольно быстро. Да и машины в том же Минске по-прежнему далеко не всегда в шаговой доступности.

Зато качество арендного парка сильно выросло: появился выбор машин, причем такие модели, за которые не жалко и переплатить, просто чтобы получить удовольствие от их вождения. В итоге имеем сохранение демократичных тарифов с дешевыми моделями, а также возможность взять "что-нибудь эдакое". Согласитесь, хорошо, когда такой выбор есть.

Конечно, ответственность пользователей никуда не делась, ну так и происшествия с каршеринговыми машинами периодически случаются. Даже тот самый Mustang этой участи не избежал. Но это и подтверждает мысль о том, что каршеринг уже новая реальность, с которой придется жить. Со всеми ее плюсами и минусами. 

Машины на запчасти в базе объявлений Автобизнеса