К слову, в ПДД указано, что в снегопад и гололед водителям велосипедов и мопедов запрещено выезжать на дорогу (п.153.4). 

"Хочу сохранить физическую активность, а лыжи не очень люблю"

Человек на велосипеде в обычный зимний день явление слегка странное и относительно редкое. Но во время недавней оттепели на центральном проспекте Минска велосипедистов было довольно много. Мы, например, за полчаса насчитали четверых.

Сергей уже третий год летом большую часть поездок совершает на велосипеде и периодически достает его зимой.

"Сейчас машины у меня нет, живу недалеко от работы, и велосипед, можно сказать, мой основной транспорт большую часть года. Обычно зимой я передвигаюсь на нем, только когда нет осадков, температура выше 0 или мороз 1-2 градуса. Позапрошлой зимой снега не было вообще, ездил я достаточно много. Прошлой зимой ездил примерно до новогодних праздников, потом начались морозы и снегопады, и я закрыл сезон до весны. В этом году достал его только на время оттепели – в морозы снова езжу на общественном транспорте или такси", – говорит он. 

Мужчина старается поддерживать себя в хорошей форме, велосипед для него – один из видов физической активности. Летом он с друзьями иногда выбирается на нем на природу или катается по городу.

"Я веду здоровый образ жизни, стараюсь больше двигаться, а велосипед – это возможность совместить спорт и дорогу до работы. К тому же лично для меня этот способ передвижения самый быстрый и удобный: я работаю в центре, а припарковать машину там сложно. Поездки на общественном транспорте хочется минимизировать, к тому же по времени значительных отличий не будет". 

Наш журналист Иван Кришкевич давно катается на велосипеде и с недавних пор стал чаще выезжать на нем и зимой:

"Хотя на велосипеде я катаюсь очень давно, до 2020 года зимой выезжал всего несколько раз просто ради интереса. Потом я продал машину и задумался о других способах передвижения. Зима в тот год была аномально теплой, асфальт был сухой и чистый, к тому же я активно занимался спортом и решил не оставлять поездки и в холодное время года. В 2021 году купил автомобиль, погода была классической зимней, мысли сесть на велосипед не посещали. А в этом году снова решил почаще выезжать на велосипеде, чтобы сохранить физическую активность. К тому же иногда мне надо выехать по делам на 2-3 километра в центр города, а ехать туда на машине нет смысла: во-первых, это короткие поездки, которые вредны для авто, во-вторых, найти парковочное место в центре сложно либо дорого. 

Пару раз я выезжал зимой в этом году просто для удовольствия. Конечно, даже по делам я еду на велосипеде только в хорошую погоду. Многие люди удивляются и спрашивают, не холодно ли мне. Для меня это такая же активность, как для других покататься зимой на лыжах. Но лыжи я не очень люблю, а езда на велосипеде мне нравится. 

Велосипедов у меня два: один условно дорогой и "свежий", другой постарше – его я и использую для зимних поездок. Как-то специально велосипед не готовлю. Единственное – зимой слегка недокачиваю шины для лучшего сцепления с дорогой. 

После каждой поездки очищаю велосипед щеткой и протираю ветошью, чтобы снять остатки соли, а также смазываю цепь. И хотя я не могу сказать, что у меня большой опыт зимней езды, негативно зимние поездки на состоянии моего велосипеда пока не сказались. В любом случае не очень переживаю, потому что этот велосипед я специально отвел для поездок в сложных условиях.

Важный момент в зимних поездках касается выбора одежды. Мой личный рекорд – я катался в минус 8-9 градусов, но тут важна не только температура, но еще и влажность, и скорость ветра. В теории можно кататься и при большем "минусе", но придется серьезнее подойти к выбору одежды и обуви.

Самое важное правило – одеваться прохладно, чтобы не вспотеть во время езды. Когда потеешь, сразу же начинаешь переохлаждаться. Чтобы этого избежать, я всегда надеваю термобелье. Если человек ездит нечасто, смысла в покупке специальной одежды я не вижу, можно ездить и в обычной, но выбирать куртку надо чуть полегче той, которую бы вы надели для прогулки по городу пешком. 

Еще один момент касается обуви и перчаток: обувь обязательно должна быть теплой, потому что ноги стынут быстро. При температуре ниже 10 градусов тепла уже нужны перчатки, потому что во время движения велосипедиста обдувает ветер, рукам становится холодно. Если температура около 0 или "минус", я надеваю утепленные. У меня есть лыжные и обычные, но тоже теплые. К тому же во время таких поездок нужно хорошо укрывать горло, а еще я стараюсь надевать байку с капюшоном – так теплее. 

Некоторые при езде зимой укрывают лицо шарфами и т.д., но я этого не делаю. Пробовал эти способы утепления, но "не зашло" – ткань быстро становится мокрой, к тому же у меня начинают потеть очки. Поэтому лицо я не закрываю, а просто стараюсь ездить медленнее, чем летом.

Когда температура опускается ниже 0, мне приходится ездить без шлема по простой причине: на теплую шапку он плохо садится, а без шапки ехать очень холодно. Предвосхищаю вопрос о падениях: совсем недавно я упал. В парке попытался ради эксперимента затормозить на льду, и хотя делал все плавно и аккуратно, велосипед мигом ушел из-под меня куда-то вперед. Серьезных травм не получил, просто сел на землю.

В целом в Минске зимой велосипедистов очень мало. Это либо спортсмены – их видно по экипировке, либо мужчины, которые ездят всю жизнь куда-нибудь на рыбалку и которым мороз не помеха. Когда-то в Берлине я был очень удивлен, увидев в январе много людей на велосипедах. Сейчас думаю: почему бы и нам не ездить больше зимой, по крайней мере когда погода позволяет? Что касается электротранспорта, то электросамокаты я не видел с осени, а вот моноколеса периодически встречаю во время оттепели. 

Зимой я обычно езжу по тротуарам. Велодорожку зимой не чистят, только отдельные участки в парках. Полностью ее готовят лишь к началу сезона, то есть примерно в середине марта. До этого, даже когда сходит снег, ездить по ней неудобно: много веток, грязи и мусора. На самом деле я бы сказал, что самым неудобным временем для катания как раз считаю раннюю весну, когда на гравийных дорогах очень топко, а в городе дороги достаточно грязные. В этом плане зимой даже лучше – ехать по почищенному или покрытому твердым слоем снега тротуару приятно и не скользко". 

"Вся велосипедная экипировка рассчитана примерно до минус 5 градусов"

На форумах в интернете обсуждаются разные виды зимней экипировки, нередко звучат предложения велосипедистам использовать шлемы, перчатки и комбинезоны от других видов спорта, например, горных лыж. Насколько эта экипировка подходит велосипедистам, какие товары для зимних "покатушек" есть в Минске и вредят ли поездки в это время года технике – эти вопросы мы задали сотрудникам сети магазинов "Твой велик".

"Вообще говоря, велосипед не зимний вид транспорта, около 80 процентов владельцев с наступлением зимы ставят его на хранение до весны, – рассказывает сотрудник магазина Максим Скурьят. – Каких-то специальных зимних велосипедов не существует. Его выбор зависит от предпочтений человека, от местности, где он планирует кататься. Зимой на дороге комфортнее всего будут чувствовать себя владельцы горных велосипедов и гравел-байков. Если вы ездите часто, на них можно установить специальные шипованные шины, но подойдет и обычная резина – такого понятия, как зимние или летние шины, для велосипедов не существует. Надо понимать, что даже шипованные шины на льду не панацея от падения, поэтому зимой надо ездить более аккуратно и плавно.

В целом все современные велосипеды можно использовать для поездок зимой. Каких-то хрупких деталей, которые могут в момент выйти из строя или начать некорректно работать при низких температурах, в них нет.

Некоторые наши клиенты имеют два велосипеда:тот, что постарше и подешевле, используют для поездок зимой, а поновее и подороже – только летом. Если говорить о нюансах конструкции, то зимой хуже справляются со своими функциями ободные тормоза.

Считается, что механический тормоз надежнее гидравлического, но зимой в слякоть как раз при попадании грязи на открытые части его работа ухудшается. Гидравлический может стать более жестким за счет повышения вязкости масла в системе, но со своими функциями справляться будет. На морозе быстрее садится батарея у велокомпьютеров, фонариков и прочей электроники. А вот шинам и другим резиновым деталям мороз и реагенты не страшны, конечно, если у вас хорошие фирменные запчасти, а не дешевый ноунейм".

Одним из важных моментов для тех, кто планирует кататься зимой, является выбор одежды. По мнению Максима, важный элемент зимней экипировки – шлем.

"Шанс упасть зимой выше, поэтому данный атрибут я бы назвал обязательным. Проблема, с которой столкнулся ваш коллега, когда шлем нельзя сочетать с теплой шапкой, действительно актуальна зимой. Для ее решения в продаже можно найти специальные непродуваемые подшлемники, зимние шлемы, в которые подшлемник интегрирован. Правда они, как и любая велосипедная экипировка, рассчитаны на европейские зимы, то есть на температуры примерно до минус 5 градусов. Некоторые наши клиенты зимой носят под шлем балаклаву – она защищает и голову, и лицо.

Еще одна важная, на мой взгляд, покупка – термобелье. Качественное термобелье способствует сохранению тепла и отводит влагу с поверхности тела, то есть не дает человеку пропотеть и замерзнуть.

В Минске в продаже есть специальные куртки и велоштаны для занятий велоспортом. Их ключевая особенность в том, что они сделаны из ткани с мембраной, то есть не дадут вам вспотеть. Куртки и комбинезоны есть более тонкие, рассчитанные на температуру от 0 до 12 градусов тепла, есть вариант потолще – от минус 5. Для зимних поездок можно использовать и обычную неспортивную одежду. Главное – учитывать особенности своего организма и одеваться так, чтобы во время движения вам было не жарко, то есть при выходе из подъезда на улицу вам должно быть чуть прохладно". 

Перчатки для зимних поездок можно взять утепленные велосипедные, "лобстеры" или любые другие. Важно, чтобы они были теплые, имели защиту от ветра, в них было удобно держать руль и переключать скорости. 

Еще одна проблема во время зимних поездок – ноги. Зимняя велосипедная обувь стоит достаточно дорого, в обычных велотуфлях даже при использовании специальных бахил ноги быстро охлаждаются. 

А ездить в обычной зимней обуви тем, кто привык к велосипедной, неудобно. Можно заказать в Китае специальные перчатки и стельки с подогревом, однако отзывы об этих товарах неоднозначные. Некоторые пользователи говорят, что нагреваются они хорошо, но сделаны некачественно, то есть прослужат недолго или могут приехать уже нерабочими.

Для защиты от холода для ног можно купить специальные зимние бахилы. В них вы можете ездить в вашей привычной велосипедной обуви. Однако они закрывают ногу только сверху, в то время как снизу нога тоже охлаждается. Из моей практики больше часа ездить даже в бахилах зимой некомфортно. 

В утепленных велосипедных ботинках комфортно ездить даже при отрицательных температурах. Стоят они порядка 700 рублей, так что берут их чаще всего те, кто ездит зимой часто и подолгу. Для тех же, кто ездит время от времени, остается два варианта: совершать непродолжительные поездки в осенней велосипедной обуви и бахилах или использовать обычную обувь".

Что касается самого велосипеда, ему после зимних поездок придется уделять особое внимание. Так как все механизмы в нем открытые, грязь и соль летят на цепь и трансмиссию, смывают смазку, особенно если владелец использует средство для летней погоды. 

"Для зимы нужно использовать специальные смазки, которые предназначены для влажной погоды. Они более густые, лучше держатся на цепи и служат еще и консервантом, то есть защищают цепь от воды и соли. Помимо этого, после каждой поездки надо очищать основные узлы щеткой, ветошью. Конечно, добраться везде невозможно, но если вечером в течение 5-10 минут стирать налипшую за день грязь, ухудшения состояния велосипеда весной вы не заметите. 

Если этого не делать, уже утром после первой поездки вы увидите следы ржавчины, а весной гарантированно придется менять цепь и трансмиссию. Если вы собираетесь использовать велосипед зимой, важно еще осенью обратить внимание на его техническое состояние в целом и провести ТО. Если у вас, к примеру, порвались пыльники втулки и амортизаторов, в слякоть в подшипник и на пружину амортизатора будет попадать вода с реагентами, и тогда узел быстро выйдет из строя", – говорит специалист. 

Наш вердикт

С ростом популярности велосипедов людей, которые ездят по городу зимой на этом виде транспорта, стало больше. Большинство из них садится на двухколесное средство передвижения во время оттепели, а самые отчаянные фанаты велоспорта не оставляют любимое занятие даже в морозы. 

Большинство из тех, кого мы встретили в городе на велосипеде, ездили в обычной повседневной одежде. Покупка же специального утепленного костюма, перчаток, шлема и обуви для велосипедиста обойдется в 1500-2000 рублей. 

Что касается самого велосипеда, то негативно зимние поездки на его состоянии не скажутся лишь в том случае, если владелец будет регулярно делать ТО и вечером после поездок очищать велосипед от грязи и соли и по мере необходимости смазывать основные узлы соответствующей сезону смазкой. 

Техника по сезону. Снегоходы в базе объявлений Автобизнеса