"Разговор по телефону опаснее общения с пассажиром"

Инспекторы обычно штрафуют водителей за разговоры по мобильному без гарнитуры, а в России уже предлагают наказывать за еду во время движения, неудобную обувь или вождение в наушниках. По информации наших российских коллег, водитель в шлепанцах тормозит на 0,04 секунды медленнее, чем в кроссовках, а использование наушников в опасной ситуации увеличит время реакции на 4 секунды.

Неужели все настолько серьезно? Чтобы выяснить это, мы отправились в учебный класс Центра контраварийной подготовки, где есть специальный тренажер. Он моделирует неожиданное появление препятствия на дороге и измеряет скорость, с которой водитель принял меры. Есть и видеоверсия нашего эксперимента:

Впереди весна, и девушки в это время меняют теплые зимние ботинки на что-то более изящное, поэтому взяли с собой несколько видов легкой обуви – кроссовки, балетки, туфли на каблуке и сапожки на танкетке. Мужская обувь считается более подходящей для вождения, но и ее обладатели тоже могут отвлекаться в дороге. В качестве эксперимента мы ели за рулем, пили воду, общались по телефону и поправляли макияж.

Также проверили, как на опасности за рулем реагирует пьяный человек, – употреблял алкоголь в научных целях коллега Евгений Грачев. 

"Если говорить об обуви, из ваших вариантов оптимальными я бы назвал балетки и кроссовки. Они хорошо держатся на ноге, не съезжают, у них тонкая подошва, которая позволяет хорошо чувствовать педали. Туфли на каблуке, сапоги на танкетке или с толстой подошвой для вождения я бы не рекомендовал – в них ногу с педали" газа" на тормоз приходится переносить, а не перекатывать, то есть в случае экстренной ситуации вы потеряете время", – прокомментировал наш выбор руководитель центра Сергей Овчинников

Живое общение Сергей Овчинников назвал более безопасным, чем разговор по телефону, потому что пассажир также находится с водителем в машине, видит ситуацию, может указать на опасность и вовремя прервать беседу. Если же водитель в этот момент говорит по гарнитуре, его собеседник не видит происходящее и продолжает говорить, что может быть дополнительным отвлекающим фактором. Вода и кофе участниками эксперимента и экспертом также были признаны опасными во время движения. Когда человек пьет, он нередко запрокидывает голову – из-за этого ограничивается обзор, у водителя занята одна рука, а в случае экстренной ситуации вода или горячий кофе могут разлиться на ноги, что также отвлечет внимание.

"Включать громкую музыку в наушниках, которые полностью лишают вас возможности слышать окружающие шумы, я тоже считаю опасным. Поправлять макияж во время движения также небезопасно, так как водитель фокусирует свое внимание на зеркале, а не на дороге, и это не позволяет ему вовремя заметить меняющиеся условия", – отметил руководитель центра.

"Три из семи помех я не заметила вообще"

Приступаем к эксперименту. Симулятор, на котором мы будем проверять время реакции, несколько отличается от обычного автомобиля в плане управления. Во-первых, программа приближена к модели управления грузовиком, а не легковым автомобилем. Во-вторых, от водителя тут требуются вполне конкретные действия – в момент обнаружения опасности он должен нажать на педаль тормоза и удерживать ее в течение нескольких секунд. Руль при этом крутить не надо, так как машина в программе не выезжает за пределы дороги, а только издает скрежет, как будто врезается в забор.  

Это отличается от реальной дорожной ситуации, когда вариантов разрешения ситуации несколько, а водителю приходится думать, как избежать ДТП: в некоторых случаях можно просто перестроиться, в других требуется экстренное торможение и активная работа рулем. Тем не менее тренажер выдает точные данные о времени реакции водителя.

Сначала пробный заезд: замеряем результаты и привыкаем к тренажеру. Первым за руль садится Евгений. Затем, пока мы будем тестировать другие "отвлекалки", он будет добиваться нужного количества промилле. Первые результаты Жени приближались к секунде, но к концу заезда были в пределах 0,83-0,84 секунды. Я, наученная опытом Жени и в кроссовках, показала результаты в пределах 0,93-0,94 секунды, а лучшей стала реакция 0,8 секунды. 

С балетками проблем не возникнет, поэтому следующий проезд я решила сделать в туфлях на шпильке. В обычной жизни я использую такую обувь в исключительных случаях, предпочитая кроссовки, и сомневаюсь, что мне было бы удобно водить в ней машину. Но некоторые девушки ходят на высоких каблуках постоянно и уверяют, что в обычной обуви им водить неудобно. Этот проезд отличался от первого: худшие показатели колебались в пределах 0,97-0,98 секунды, лучшим результатом стало время 0,83 секунды. Экстренное торможение в туфлях на каблуках и в кроссовках отличается – каблук цепляется за коврик, поэтому, чтобы перенести ногу с педали "газа" на тормоз, ее приходится поднимать. Как и говорил Сергей Олегович, на этом теряется время – в нашем случае около 0,03 секунды. 

Казалось бы, что такое три сотые секунды? Но давайте переведем это в расстояние в городе и на трассе. Умножаем 0,03 секунды на разрешенные в городе 60 км/ч (или 16,7 м/с) – получаем, что за время, пока девушка только переносит ногу в обуви на каблуке с педали "газа" на тормоз, машина проезжает полметра. На трассе это расстояние увеличивается до 0,75 метра. 

Результат в обуви на танкетке был аналогичен итоговым цифрам на каблуках: в лучшем случае я успела нажать на тормоз за 0,83 секунды, в худшем – за 1 секунду. В целом по личным ощущениям сидеть за рулем и нажимать на педали в разной красивой обуви удобно, особенности возникают только тогда, когда надо перенести ногу с одной педали на другую. И если сделать это нужно быстро, водитель теряет драгоценные доли секунд.

После этого мы замерили реакцию при разговоре по телефону. Во время такого разговора я задала Сергею Овчинникову вопрос о том, как водителю сохранять внимание в длительных поездках. И пока слушала ответ, мои показатели были неплохими – 0,78 и 0,90 секунды. Но потом меня попросили рассказать о том, какой последний фильм я смотрела и чем занималась сегодня, – время реакции дважды превысило секунду, я сбила три препятствия. 

Получается, если человек слушает какую-то информацию, но не особо вдумывается в ее смысл и не отвечает, время его реакции остается нормальным. Но когда нужно ответить, прежде подумав над своими словами, реакция значительно замедляется. Пока я думала над ответом на вопрос, наш теоретический автомобиль проехал около 1 метра по городу и 3-4 метра по трассе, и я не считаю, что использование гарнитуры или наушников сильно изменит этот показатель.

Предположим, наш воображаемый водитель грузовика едет в удобной обуви, по телефону не разговаривает, но в дороге проголодался. Времени перекусить нет, и он прямо во время движения берет шоколадный батончик, распечатывает его и начинает есть. Как время реакции изменится в этом случае? 

Начинаю ехать, беру в руки конфету и подыскиваю удобный момент, чтобы ее распечатать. На то, чтобы среагировать на опасность, потребовалась целая секунда, а все потому, что голова была занята предвкушением еды. Стараюсь быть внимательнее, но не забывать о батончике, однако следующие два показателя оказываются не намного лучше – 0,97 и 0,95 секунды. Открываю наконец-то шоколадку и начинаю есть – реакция становится лучше, показатели падают до 0,85-0,87 секунды. В общем, хотя еда тоже отвлекает, больше всего мешают мысли о действии. В итоге за время рассуждений наш автомобиль проехал почти 3 метра в городе и 4,5 метра на трассе. 

А если попить воды? На симуляторе не надо работать рулем, крутить головой, чтобы следить по зеркалам. Но все же посмотрим, насколько бутылка воды ухудшает обзор и отвлекает. Как и ожидалось, показатели оказались в пределах 0,85-0,98 секунды, то есть попытки открыть воду и процесс пития отвлекали, но значительных проблем не принесли. Но в реальных условиях водителю наверняка придется сложнее. 

Тем временем показатель алкоголя в крови Евгения достиг уровня 1,3 промилле. Как мы узнали во время предновогоднего теста, прибор немного завышает данные, но в целом показывает колебания содержания алкоголя в крови достаточно логично. 

В любом случае после половины бутылки коньяка садиться за руль нашему подопытному уже нельзя, и результаты теста на тренажере стали тому подтверждением: хотя испытание он прошел со средним показателем 0,92 секунды, было сбито 7 помех – жертвами алкоголя каждый раз становились именно животные. 

В качестве последнего испытания пробую накраситься. В обычной ситуации женщины используют для этого зеркало заднего вида, но на симуляторе его нет, поэтому пробую макияж с помощью обычного карманного зеркальца, держа его в руке. В результате жертвами погони за красотой становились все, кто возникал на пути: и животные, и велосипедисты, причем три из семи помех я не заметила вообще. Четыре раза краем глаза цепляла движение на экране, но все равно не успевала вовремя нажать на тормоз. В общем, после сбитых 7 помех подряд эксперимент решили прекратить. 

Напоследок решаю пройти трассу еще раз, ни на что не отвлекаясь. По идее этот результат должен быть лучшим, так как я привыкла к тренажеру. Средний результат моей реакции оказался 0,78 секунды, лучший – 0,70 секунды. Если сравнить его с худшим показателем теста – 1 секунда, который получился во время разговора по мобильному, разница составит 0,3 секунды, а это целых 5 метров при движении в городе со скоростью 60 км/ч.

Наш вердикт

Это любительская проверка, ее результаты нельзя считать эталонными, зато их можно назвать показательными. Любое действие водителя, которое он выполняет помимо управления автомобилем, влияет на его внимание и время реакции. Когда человек думает о чем-то помимо дороги или разговаривает по мобильному через гарнитуру, время реакции ухудшается не сильно. Но стоит лишь занять руку едой, водой или телефоном, как показатели заметно падают. Опасен даже не сам момент, когда человек ест, а когда он открывает упаковку или планирует это сделать – в это время заняты обе руки, а внимание сосредоточено на предмете. 

В обуви на высоких каблуках машину тоже лучше не водить – даже лишние полметра на дороге могут спасти чью-то жизнь. Опасность алкоголя за рулем мы лишь подтвердили: большинство препятствий наш нетрезвый коллега за рулем сбил. Но страшнее всего ситуации, когда человек на скорости какое-то время вообще не смотрит на дорогу – отвлекается на макияж, упавший предмет или пассажира. Если в этот момент на дороге появится пешеход или под машину выскочит животное, велика вероятность, что водитель вообще не увидит его до момента наезда. 

Стекла для машин в базе объявлений Автобизнеса