Почти как обычная станция

Шумилино – поселок городского типа с населением больше 7000 человек, который находится в 40 километрах от Витебска. Своей диагностической станции тут нет, и большую часть года местные жители вынуждены получать разрешение о допуске к участию в дорожном движении в соседних городах – Витебске, Полоцке, Городке или Бешенковичах. Но два раза в год – в апреле и октябре – сюда приезжает мобильная станция техосмотра, и у них появляется возможность не тратиться на топливо и получить разрешение на месте. 

Мы приезжаем в поселок около 7 утра, на вокзале нас встречает инженер УП "Белтехосмотр" Игорь Прокопенко и по дороге рассказывает о работе:

"Всего в Полоцке и Новополоцке 8 диагностических станций, 2 из которых – мобильные. Передвижная станция из Новополоцка дважды в год ездит в Россоны и Ушачи, работают в каждом из городов по три недели. А мобильная диагностическая станция № 87 принадлежит автобусному парку № 2 Полоцка и ежегодно в апреле и октябре разворачивается в  Шумилино, все остальное время работает в родном городе.

Открывать отдельную станцию в этом населенном пункте нет смысла, так как людей здесь не так много и ее содержание не будет окупаться. Но тут есть промышленные предприятия, колхозы, совхозы, ходит общественный транспорт, и для того, чтобы все они не тратили деньги на топливо дважды в год и не ездили в соседние поселки,  было приобретено мобильное оборудование. Ездим специально, когда идет переход с зимы на лето и обратно – тогда больше людей проходит техосмотр". 

Мобильная диагностическая станция приезжает сюда уже около 17 лет, ежегодно она располагается на территории Шумилинского райагросервиса. 

"Наше оборудование может работать на открытом воздухе в любое время года, но к покрытию площадки предъявляются особые требования. Площадка должна иметь ровный асфальт, без уклонов. Для проведения осмотра также необходимо наличие смотровой ямы, она должна быть определенной длины, так как мы выдаем разрешение на допуск к участию в дорожном движении в том числе владельцам грузовых автомобилей и автобусов. Важно и наличие электричества. При выборе площадки для развертывания станции, ее обязательно осматривает представитель РУП "Белтранстехника" и выдает заключение о годности к использованию по назначению сроком на пять лет.  

По оснащению передвижная станция не отличается от стационарной. Он состоит из двух постов – на первом проверяется работа сигнала, фар, поворотов, машина осматривается на яме на наличие течей, проверяют люфт руля, сроки годности аптечки и огнетушителя, а также внешний вид транспорта. 

На втором посту находится стенд для проверки тормозов и фиксируется дымность выхлопных газов. Один из сотрудников и компьютеры находятся в отапливаемом помещении – операторской, оттуда специалист руководит действиями водителя с помощью громкоговорителя. По окончании работы станции все оборудование отправят в Полоцк. 

"Где и когда будет работать мобильная станция, узнаем по телевизору и из газет"

На часах около 8 утра и сотрудники замечают первого посетителя – мужчина записан на 9 утра, но приехал уточнить сумму для оплаты. Начальник станции Александр Михайловский дает ему распечатку с реквизитами и суммой, мужчина уезжает. 

"Техосмотр здесь стоит столько же, сколько и на стационарных станциях – 30,4 рубля для легкового бензинового автомобиля и 31,5 – дизельного. Эта стоимость устанавливается ОАО "Витебскоблавтотранс", и по всей области во всех филиалах будет одинаковой".

В 8:06 на линию заезжает первый автомобиль – Renault Laguna 2010 года. Авто немногим больше 10 лет, оно уже проходит техосмотр ежегодно, внешнее состояние вопросов не вызывает. По результатам диагностики неисправностей тоже не выявлено – через 15 минут поздравляем владельца с успешным прохождением техосмотра и интересуемся каково это, когда техосмотр в родном городе можно пройти только два месяца в году.

"Нормально, никаких неудобств лично не испытываю, – отвечает мужчина. – Я тут прохожу техосмотр больше 10 лет. В прошлом году ездил в Бешенковичи, некоторые ездят для этого в Витебск. Машина еще крепкая, особо ничего в этом году для прохождения техосмотра не делал – проверил ручник, да и все. Езжу в основном на работу и домой – живу и работаю в Шумилино, дальние поездки бывают редко, так что за год тысяч 15 километров наезжаю". 

Следом за Renault на линию заезжает ВАЗ-2107. Машина тоже выглядит крепкой, ухоженной и техосмотр проходит.

"Машине 11 лет, я за ней слежу, техосмотр прохожу каждый год. Сам живу в деревне Слобода, иногда езжу на техосмотр сюда, иногда в Витебск. Конечно, хорошо, что станция приезжает сюда, ехать ближе. Но и до Витебска от моего дома 32 километра", – рассказывает пожилой владелец.

По словам водителей, о том, где и когда будет работать мобильная станция, они узнают по телевизору, из газет, некоторые звонят в полоцкий автобусный парк. 

Volkswagen Passat 1990-го года выпуска техосмотр также прошел без проблем, его владелец тоже рад, что техосмотр приезжает в поселок:

– Я практически всегда стараюсь проходить здесь, зачем мне лишние траты на поездки в Витебск или Полоцк? В этом году к техосмотру машину подкрасил и поменял тормозные колодки. Чтобы авто было в хорошем состоянии, за ним надо следить постоянно. Проблем в нашем городе с этим нет – есть автомагазины, где под заказ быстро можно купить все, что нужно. Сегодня заказал – завтра получил. 

– Как в поселке отнеслись к тому, что налог отвязали от техосмотра? Очереди появились?

– Те, с кем мне довелось общаться, отнеслись очень хорошо. Очередей особых не заметил, но знаю людей, которые сразу поехали в прошлом году проходить техосмотр, хотя до этого не проходили. Я лично проходил каждый год, мне еще никаких бумаг из налоговой не приходило. Этот "Пассат" безналоговый, но у меня есть еще одна машина помоложе. 

На территории замечаем несколько мопедов – один из владельцев заехал уточнить данные по оплате, другой уже начал проходить проверку.

"Конечно хорошо, что станция сюда приезжает, – говорит владелец мопеда, тоже мужчина в возрасте. – Раз в Витебск на нем ради техосмотра поехал, думал пройду на ближайшей станции и обратно. Да на той станции не оказалось лицензии для мопедов, пришлось искать другую. А тут все на месте и очень быстро – мопеды ведь быстрее проверяют, чем машины". 

Владелец отметил, что мопеды в Шумилино в последние годы очень популярны и он сам рад, что обзавелся помимо автомобиля и этим транспортным средством.

"Легкий, удобный, экономичный, подходит и по городу ездить, и в грибы-ягоды, и на рыбалку. "Ест" 2,5 литра на 100 километров – меньше, чем машина. И налог за него платить не надо", – хвастается хозяин транспорта.

Местные рассказывают, что хотя их поселок небольшой, проблем с покупкой каких-то товаров у них нет. Единственное, чем недовольны владельцы автомобилей в этом году, – это стоимостью запчастей.

"Раньше я покупал масло для своего авто за 85 рублей, вместе с фильтром на все я тратил не больше 100 рублей. В этом году хотел заменить масло, пришел с этикеткой – мне сказали 228 рублей. Я чуть ругаться с продавцами не начал. Конечно, продавцы ж не виноваты, это поставщики цены поднимают. А нам что, за такие бешеные деньги теперь масло покупать?" – возмущается один из автомобилистов.

"Информации о камерах люди уже не верят"

Тем временем парковка и площадка заполняются машинами и мопедами, причем все, даже старенькие машины и служебные "буханки" внешне в очень хорошем состоянии, без единого намека на ржавчину. 

Что еще бросается в глаза – среди водителей нет людей младше 40 лет и все общаются так, будто давно знают друг друга. Неужели в Шумилино на техосмотр едут только автовладельцы в возрасте?

"Станция работает с 8 утра до 17 вечера со вторника по субботу – возможно, молодежь в это время еще на работе. В субботу молодые водители тоже приезжали. Вообще основной поток будет ближе к обеду" – говорят сотрудники.

По словам работников станции, в прошлом году они, как и все станции по стране, прочувствовали ажиотаж как в Полоцке, так и в Шумилино. Но в этом году интерес к техосмотру у обычных автовладельцев стал заметно падать.

"В прошлом году в конце зимы-начале весны проходить техосмотр подстегнули слухи о введении штрафов по камерам. К июню люди поняли, что штрафов не будет, и спрос начал падать. В этом году количество автомобилей у нас в полтора-два раза ниже, чем в прошлом. Информации о камерах люди уже не верят, и никаких наказаний за непрохождение техосмотра не следует. Хотя отмена госпошлины все равно положительно сказалась на общей картине – мы замечаем, что приезжает много машин, которые не проходили техосмотр несколько лет. 

Но, по нашему мнению, ужесточать контроль надо, потому что сейчас техосмотр проходят только ответственные люди, которые действительно беспокоятся и о своей безопасности, и о здоровье окружающих. Эти люди постоянно следят за машиной, автомобили всегда выглядят ухоженными и крепкими несмотря на их возраст. Нам же хочется донести до автовладельцев, что проверка машины должна быть в интересах самого водителя, потому что только техосмотр покажет, насколько хорошо работают в ней все системы. Сами вы этого никогда не проверите. Да, машина может ехать и тормозить, но эффективность торможения может быть недостаточной, чтобы избежать аварии. А после ДТП сложно проверить, насколько эффективно ваша машина тормозила, в результате последствия спишут на неграмотные действия водителя или его невнимательность". 

На часах 12:00, поток автомобилей на площадке уменьшается, так как станция закрывается на обед. За утро сотрудники осмотрели 27 машин, мопедов и прицепов, из которых два техосмотр не прошли – у прицепа выявили проблемы со световыми приборами, а у легкового автомобиля – с тормозами.

"Сегодня клиентов больше, на прошлой неделе такое количество транспорта мы принимали за день. Тут сказывается все – первый день после выходных, хорошая погода, к тому же на прошлой неделе были дни выплаты пенсий и зарплат. На вечер у нас по записи еще 13 или 14 машин. Завтра, судя по всему, день будет таким же напряженным", – говорят сотрудники.

Вернувшись на станцию в 13:00, замечаем нескольких человек, которые пришли за разрешением. Один из мужчин оплатил прохождение линии, но не заплатил за выдачу разрешения. Оплатить через телефон он не может, придется снова ехать в банк. К 14:00 поток транспорта снова увеличивается, а к 16:30, к концу рабочего дня, парковка пустеет.  

"Сказывается то, что в небольших городах зимой на дороги высыпают меньше соли"

За день на линию заехали 44 водителя, из которых 13 были на мопедах и мотоциклах. 4 машины техосмотр не прошли. Неисправности световых приборов и тормозов – эти проблемы возникают с автомобилями местных жителей чаще всего. 

По словам Игоря Прокопенко, автопарк в Шумилино старше, чем в том же Полоцке, количество новых автомобилей меньше. Но состояние машин, которые приезжают на техосмотр, неплохое – техосмотр с первого раза обычно проходит более 90% транспорта.

"Люди стараются следить за своими машинами. Те, кто проходит техосмотр регулярно, своевременно их ремонтируют, поэтому даже немолодые "жигули" будут выглядеть тут неплохо. Еще сказывается то, что в небольших городах зимой на дороги высыпают меньше соли, и кузов их будет в лучшем состоянии. В последние пять лет мы замечаем, что жители Шумилино стали активно покупать мопеды – в этом году их на техосмотр едет очень много. В Полоцке этот вид транспорта не так популярен, отчасти, наверное, потому, что у нас лучше развита сеть общественного транспорта. А тут мопед – самое удобное и экономичное средство передвижения как по поселку, так и между ними".