Что говорят ПДД

На стандартном автомобиле не запрещено учить водить человека без "прав". Но делать это нужно с соблюдением определенных условий.

Глава 3 п.9.13: Водитель имеет право обучать управлению механическим транспортным средством в индивидуальном порядке только на площадках или автодромах, закрытых для дорожного движения, при наличии у него водительского удостоверения и водительского стажа не менее двух лет.

Статья 28 Закона о дорожном движении РБ от 5 января 2008 г.: Обучение управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами разрешается не ранее чем за два года до достижения обучаемым лицом возраста, установленного для получения права управления механическим транспортным средством, самоходной машиной.

То есть сажать ребенка за руль можно только после того, как ему исполнилось 16 лет, и лишь на закрытой площадке. Кроме того, в жилой и пешеходной зонах проводить уроки категорически запрещено даже с инструктором и на специальном автомобиле, а уж тема с перевозкой пассажиров вообще табу. Подробнее о том, как сдавать на "права" и можно ли обучиться водить машину самостоятельно, мы писали ранее:

"Закрытая площадка вовсе не обязательно должна быть специально оборудованной для обучения. Если, кроме этого автомобиля, на площадке не будет других авто, она закрыта для движения с помощью запирающего устройства или въезд ограничен дорожными знаками, она считается пригодной для обучения вождению, – пояснили в ГАИ ГУВД Мингорисполкома. – Если все условия соблюдены, водитель не нарушает ПДД".

В Госавтоинспекции отметили, что в Минске в этом году подобные нарушения Правил зафиксированы не были. Что касается наказания, то за нарушение ПДД, в частности за вождение без "прав", подростка могут привлечь к административной ответственности с 16 лет. До этого возраста отвечать за его поступок будут родители.

"Согласно статье 18.14 КоАП РБ за управление транспортным средством лицом, которое не имеет такого права, а также за передачу управления такому лицу нарушителя ждет штраф от 5 до 20 базовых величин. Второй раз в году наказание по этой статье будет строже – штраф от 20 до 50 базовых, общественные работы или административный арест. В отношении родителя несовершеннолетнего также может быть составлен протокол по статье 10.3 КоАП Республики Беларусь "Невыполнение обязанностей по воспитанию детей", где наказание – штраф до 10 базовых. Кроме того, материалы могут быть переданы в комиссию по делам несовершеннолетних", – добавили в ГАИ ГУВД Мингорисполкома.

Прошлогодние изменения в Уголовном кодексе сделали возможным наказание за вождение без "прав", если нарушение совершено неоднократно:

"Теперь, если человек без "прав" три раза за год садится за руль, он будет привлечен к ответственности по статье 317-2 Уголовного кодекса РБ. Наказываются его действия общественными работами, штрафом, исправительными работами на срок до 6 месяцев или арестом. Если эти меры не действуют и человек оказывается за рулем четвертый раз в году, его может ждать наказание вплоть до двух лет ограничения свободы. Напомним, что возраст привлечения к уголовной ответственности в нашей стране наступает с 16 лет".

Что касается ДТП во время "обучения", то каждый случай разбирается отдельно. Общие правила следующие: если имело место именно обучение вождению, то есть все условия для этого были соблюдены – возраст, наличие "прав" и площадка, – отвечать будет обучающее лицо, то есть человек с "правами". Во всех остальных случаях – тренировки проходят на дороге общего пользования, обучаемый еще не достиг нужного возраста, стаж вождения учителя не достиг нужного значения – это будет рассматриваться как передача права управления человеку без в/у со всеми вытекающими последствиями.

Снять площадку в аренду

Что делать, если вы хотите мотивировать подростка или девушку пойти в автошколу либо просто потренироваться после длительного перерыва? Проблема в том, что специально оборудованных автодромов со свободным въездом в Беларуси не найти, а на те, где обучают вождению автошколы, обычных водителей, как правило, не пускают. Надеяться на то, что вам удастся найти бесплатный и открытый для всех автодром, бессмысленно, так как за площадкой нужен уход.

В интернете можно найти списки автодромов Минска, однако в большинстве случаев информация неактуальная. Либо указано, что доступ на площадку закрыт шлагбаумом или запрещающим въезд знаком. Поэтому наша задача – найти места, где можно потренироваться на законных основаниях, пусть и платно.

Первой автошколой, предлагающей занятия на своей территории, оказалась школа "Жокей". Арендовать автодром на улице Суражской, 28, тут можно по субботам по предварительной записи за 25 руб. в час.

Еще одна школа, которая разрешает тренироваться у себя за деньги, – "Стройвертикальинвест". За час тренировок с вас возьмут всего 10 рублей. Конкретного дня для тренировок тут нет, нужно звонить ответственному за площадку человеку в рабочее время, и уже он будет искать свободное окошко, когда на ней не будет курсантов. И заниматься, скорее всего, вы будете одни.

В интернете обсуждали возможность тренировок на площадке УПК Заводского района по адресу: ул. Искалиева,12. Но по телефону данную информацию опровергли.

Площадка закрыта от посетителей забором, но в рабочее время ворота открыты, запрещающих въезд знаков тоже не заметили. Однако охрана может заметить гражданскую машину, и тогда возникнут вопросы.

Еще одна площадка из списка в интернете находится в Велосипедном переулке. Мы проехали туда в конце рабочего дня – на входе стоит запрещающий въезд знак, в сторожке есть охранник. Судя по вывеске, площадка сейчас принадлежит ДОСААФ, а в этой организации возможности самостоятельного обучения нет, человек без "прав" и не учащийся автошколы не сможет даже арендовать тут машину для дополнительных занятий.

Некоторые автошколы могут разрешить человеку без в/у и не являющемуся их учеником потренироваться на автодроме только с инструктором и на принадлежащем автошколе автомобиле, другие не согласны и на такой вариант. Не сдадут в аренду площадку для самостоятельных тренировок в школах ЦАУК, "Автоводитель плюс", "Дорожная азбука". В "Азбуке вождения" тоже все строго – разрешат потренироваться на своих авто только выпускникам автошкол, своим курсантам или человеку с водительским удостоверением.

Автошкола "Все категории" разрешит поездить на любом из своих автомобилей даже человеку без "прав" – стоить это будет около 50 руб. за час в зависимости от того, на какую машину падет выбор. О необычном автопарке этой школы мы недавно писали. Кроме того, в школе проводятся бесплатные пробные уроки. Записаться на них может любой желающий через социальную сеть, на уроке в течение получаса каждый будущий курсант сможет поездить.

Проведут вводный урок человеку без в/у и в школах "Автонаставник" и "Спецавтомастер". Часовое занятие с инструктором в последней обойдется в 40 руб., полуторачасовое – в 50.

Согласятся ли частные инструкторы дать порулить 17-летнему подростку без "прав"? Первый из тех, кому мы позвонили, был категорически против самостоятельных попыток обучения: "Пусть он лучше в автошколу идет, там его всему научат. А то я буду говорить одно, потом инструктор в автошколе – другое. И ролики в интернете пусть не смотрит, а то "каша" в голове будет".

Зато трое остальных были не против провести пробные уроки на автодроме. Стоить одно занятие длительностью 60 минут будет 35-50 рублей.

Варианты для малышей

В нашей стране нет специальных автошкол для детей. Выход один – отдать ребенка в картинг или мотошколу. Этот вариант будет гораздо эффективнее самостоятельных попыток научить его чему-то, потому что в школе с детьми работают опытные тренеры, ребенок сам управляет техникой, которая соответствует его росту. Кроме того, в будущем он сможет участвовать в детских соревнованиях или просто кататься ради удовольствия – все зависит от желаемых результатов и вложений. Подробнее о детском автоспорте мы уже писали.

В картинг или мотоспорт берут детей с 5 лет. Если говорить о ценах на картинг, то в школе ДОСААФ, например, 4 занятия в месяц стоят 120 руб., 8 занятий – 240. Топливо, комбинезон и шлем входят в стоимость.

В школе картинга BKS Team летом каникулы, в августе будет набор на сентябрь. Стоимость в следующем учебном году может измениться, а в этом году цены за занятие раз в неделю были до 100 рублей. Здесь ребенка будут обучать правилам пилотирования карта и правилам соревнований. Что касается гонок, то школа ездит на любительские, но возможна подготовка ребенка на республиканские и даже международные соревнования, однако вся финансовая составляющая ляжет на плечи родителей.

В мотоклубе Drivepark можно приводить детей с 4 лет на пробное занятие, но купить абонемент на базовый курс с полуторачасовыми занятиями раз в неделю – только с 7 лет. Сначала дети учатся ездить на квадроцикле, позже пересаживаются на тренировочные мотоциклы. Стоит такой абонемент 160 руб. в месяц, мотоцикл, защита и топливо входят в стоимость. "Продвинутый" курс будет интересен тем, кто хочет делать трюки. Он обойдется в 300 руб. за месяц, но занятий здесь в месяц в два раза больше. Летом школа организует выезды в лагеря, где тренировки проводятся ежедневно. Детей учат ездить по пересеченной местности, рассказывают, как действовать в той или иной экстренной ситуации в путешествии.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Обращайтесь в правовой отдел Aвтобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63
  • электронная почта pravo@abw.by.