Владелец СТО: "Ушел в туалет и не вернулся"

"У меня большая практика в подборе персонала, последнего сотрудника я искал практически год. На начальных этапах я делю сотрудников, которые мне не подходят, на несколько категорий. Первая – те, кто пьет. Если подозреваю у человека проблемы с алкоголем, отказываю сразу и без сожалений. Вторая – безответственные, третья – непрофессионалы.

Что касается безответственности, таких людей очень много. Обычное дело, когда на день ты назначаешь 8 собеседований, придет один, а еще один напишет смс о том, что не придет. Но если ты взял человека, это не значит, что вопрос закрыт. Бывали случаи, когда ты предлагаешь кандидату завтра с утра выйти на работу, а он просто не появляется. Как правило, такие люди даже не звонят. Давняя история из серии приколов – новый менеджер по подбору запчастей поработал полдня, ушел в туалет и не вернулся. Причем была зима, и он забыл у нас шапку. Так и не забрал ее.

Квалификация человека видна уже в первый день работы. Многие рассказывают на собеседовании о том, что они умеют все, и кажется, человек чуть ли не волшебник в ремонте авто, а на деле он ставит тормозные колодки неверной стороной или не знает, как заменить ступичный подшипник.

Но если человек профессионал, ходит на работу неделю или две, это не значит, что настало время расслабиться. У нас было, наверное, три случая, когда человек работал две недели, получал аванс и просто пропадал – уходил в запой. Доходило до того, что трудовую книжку приходилось высылать почтой. И самое обидное, что это были толковые и квалифицированные люди.

Для меня очень важно, чтобы мои сотрудники были честными. Одного мастера-приемщика я поймал на воровстве денег – с клиента человек брал одну сумму, а до меня доходила другая. Я предложил ему написать заявление на увольнение, он стал доказывать обратное и в результате стал "распускать руки". Пришлось вызвать милицию – под наблюдением сотрудников человек написал заявление, подписал все необходимые бумаги, собрал вещи и ушел.

А что касается "косяков", была у нас случайность. Заехали две одинаковые машины: одной требовалось поменять масло, другой – ГРМ. В результате мы перепутали, и обе машины уехали и с новым маслом, и с ГРМ, причем ненужные конкретной машине работы, конечно, были сделаны за наш счет".

"Было ощущение, что у меня работает не человек, а его мама"

"Я занимаюсь грузоперевозками по Беларуси, историй много разных случается. Например, один мой водитель в первый рабочий день поехал в другой город и, видимо, решил проверить, как долго сможет проехать "на лампочке". В результате не доехал километров 30 до места выгрузки, звонит и сообщает, что у него закончилось топливо. Не знаю, чем он думал и какую помощь ожидал получить, находясь за 300 километров от меня. Думал, что я повезу ему пять литров солярки из Минска? В результате сам нашел емкость, поймал попутку и съездил на заправку. 

Еще один пример несамостоятельности – в пять утра водитель позвонил моему знакомому, чтобы сказать, что забуксовал. Неужели нельзя решить вопрос самому, поймать трактор? Если владелец фирмы будет решать такие вопросы, у него не останется времени на свою работу.

Когда я ищу человека, никогда не пишу в разные группы типа "ищу работу, подработки" в социальных сетях и мессенджерах. Потому что там обычно откликается неизвестно кто – какие-то дворники, подсобники. Если человек не способен составить резюме, он мне по умолчанию не подходит. Обычно я выкладываю свои вакансии на крупных сайтах по поиску работы, люди откликаются, и тогда я отзваниваюсь тем, кто может подойти для той работы, которую я предлагаю. Например, возрастных кандидатов приходится отметать сразу – я понимаю, что 60-летний мужик не будет помогать разгружать ящики.

Есть у водителей и проблемы с алкоголем. Из Минска человек выезжает трезвый, его проверяют на базе алкотестером, а на стоянке с кем-то встретится, напьется и ехать не может. А заказчик в другом городе ждет. Приходится или самому везти груз по месту назначения, или посылать другого водителя. Бороться с этим нереально, ведь человека в командировке не проверишь.

Что касается приколов, был у меня 42-летний водитель, мама которого постоянно звонила и заставляла отчитываться: почему ее сын задержался на работе, когда у него аванс, почему ему дали такую-то зарплату, а не выше. При этом сам мужик никогда никаких вопросов не задавал. В результате мы с ним распрощались отчасти из-за этого ощущения детского сада.

Еще был случай, когда водитель ключом от дверного замка пытался завести машину. Ключ подошел, поворачивался, но машина не заводилась, лампочки не горели. Полдня человек промучился".

"Перехоронил всю семью, каждый раз возвращаясь с перегаром"

"Мы с партнером владеем небольшой СТО, пару раз пытались взять работников, но пока от этой идеи отказались. Первый нанятый нами на работу сотрудник проработал несколько дней, потом на неделю пропал, пришел с перегаром и трясущимися руками. Второй проработал два дня, потом начались проблемы: сначала умер дедушка, потом – бабушка. В общем, перехоронил всю семью, каждый раз возвращаясь с "душком".

Еще одна ситуация, которая запомнилась, касалась не совсем нас. Двое "нерусских" пригнали на ремонт такси Volkswagen Polo. Вроде как сначала машина была в автопарке, а потом они ее выкупили. Мы посмотрели – прогорел поршень. Назвали цену, но им показалось дорого, они уехали. Спустя время пригнали эту машину обратно, мол, "ладно, делайте, только мы ее чуть-чуть разобрали". Мы открываем капот – а там нет половины мотора и целый салон и багажник запчастей. Машину мы сделали, но не без труда: во-первых, мы потратили больше времени, чтобы разобраться во всем этом наборе, во-вторых, они часть запчастей в процессе разбора и доставки нам машины потеряли".

"На первом "спящем" машина развалилась на две части"

"Бортовой уазик после ремонта, варили его. Выехали на объект, цемент работник нагрузил на одну сторону, а не распределил по всему кузову. И вот на первом "лежачем полицейском" подскочили – кабина себе, а кузов себе. Машина развалилась на две части прямо перед перекрестком".

"На работу, на которую у опытного водителя ушло бы полдня, он потратил неделю"

"Работаю водителем небольшого пассажирского автобуса, сам же его и ремонтирую. Зарплата небольшая, поэтому молодежь у нас не задерживается. Устроился к нам как-то водителем парень. Поработал, и пришлось ему менять в своей машине карданный вал. Привезли ему запчасть, он ставит – не подходит, новая запчасть длиннее. Говорит: не тот привезли. Сверили по номеру – все правильно. Ставит опять – не подходит. Снимает, сверяет длину со старой запчастью – один в один. Ставит старую запчасть – не подходит. Его коллега спустя несколько дней не выдержал, полез помогать – а он не той стороной кардан ставит. Рассказал как надо, ушел. Парень опять полез – и снова не той стороной стал прикручивать. Как-то с помощью коллег решили проблему. В результате на работу, на которую у опытного водителя ушло бы максимум полдня, он потратил неделю".

"Масло в коробке заменили бесплатно"

"Работал на нашей СТО парень, самый младший был. Поручили ему поменять моторное масло. Вместо мотора по ошибке он слил масло из коробки передач. Поменял масляный фильтр у двигателя, а новое масло, которое ему дали, залил в мотор. То есть получилось, что в коробке масла не было вообще, а в моторе – в два раза больше чем надо. В общем, моторное масло слили и заменили на новое, а человеку досталась и еще бесплатная замена масла в коробке передач".

"Доверили заменить свечи зажигания – двигатель стал "троить"

"Был у нас на СТО мужик, назовем его Андрей. С виду похож на выпивоху, но на работу ходил исправно. Проработал он у нас очень недолго, и, насколько я знаю, сейчас с ремонтом машин его работа не связана.

Работа на СТО – однозначно не его дело, но он очень общительный был. Обычно слесари не любят, когда клиент стоит рядом, а для него это было за удовольствие, он готов поддержать любой разговор.

Единственная работа, которую ему долгое время доверяли мастера, – замена масла, и он целыми днями занимался только этим. Первое время пару раз срывал резьбу в масляных поддонах – с такой силой перетягивал пробку. Потом ему объяснили, что не надо прилагать такие усилия. Но в целом с этой работой он справлялся неплохо, поэтому его не увольняли.

Спустя несколько месяцев он пожаловался мастеру: почему не даете другую работу? И тот доверил ему поменять свечи зажигания в бензиновом моторе старенького автомобиля. Казалось бы, нет ничего проще: выкрутил старые, вкрутил новые. Но он умудрился сделать так, что вся СТО несколько часов ломала голову, почему машина с новыми свечами работает хуже, чем до их замены.

Дело было под конец смены, все работники собрались, старые свечи вкрутили – то же самое. Оставили машину до утра, пришла следующая смена. И спустя время поняли, что перепутаны местами провода. А ситуация была вот в чем: в этом автомобиле было установлено две катушки, от каждой высоковольтные провода шли на определенные две свечи. Выяснилось, что один провод не дотягивался, и Андрей подумал, что катушки до него кто-то неправильно собрал. Он снял их и поменял местами, чтобы провода дотягивались туда, куда он хочет. В результате катушки вернули на свои места – машина заработала как надо.

После этого "косяка" ничего, кроме замены масла, Андрею опять не доверяли. Но раз приехал клиент с претензиями: то ли требовал, чтобы его обслужили немедленно, а свободных слесарей  не было, то ли что. И мастер плюнул: хотите делать сейчас – пожалуйста. И скомандовал Андрею поджать ступичный конический подшипник.

Машина – старый BMW в идеале, автомобиль для души. Клиент, наверное, увидел лицо человека, который будет заниматься ремонтом, и решил быть рядом на всякий случай. Тот снял колесо, смотрит на гайку и не понимает, как ее закрутить, – она без граней. А там такая система, что подшипник зажимается не до упора, а остается небольшой люфт, и потом гайка стягивается винтом. У слесаря ступор: как открутить? Но он человек общительный, оборачивается к клиенту и говорит: "Cлушай, ты не знаешь, как эта гайка откручивается? Я такую впервые вижу!" У клиента брови поползли вверх: "Ты это у меня спрашиваешь?" Тот что-то промямлил, а клиент отошел чуть дальше – видно было, что он знает, но хочет посмотреть, что будет дальше.

Андрей пошел по коллегам посоветоваться, но, как назло, все были очень заняты. Я вижу, что там работы на пять минут. Пока он ходил, я подошел, поджал гайку с другой стороны, проверил люфт, показал ему, что надо сделать, и сказал другую сторону не трогать. Но он зачем-то начал снимать второе колесо, и опять ко мне с вопросами: как проверить? Я уже и не рад был, что полез. В общем, в конце он стал объяснять клиенту, как делается эта работа. Тот головой покивал и уехал.

Еще одна история связана с тем, как его решили обучить делать шиномонтаж. Первое время даже подумали, что успешно. Правда, присмотревшись ближе, поняли, что не совсем, – он наклеил грузиков по всему периметру диска. А тут надо было поставить новые шины на рабочий автомобиль. Резина на них очень жесткая, обычным компрессором не накачивались, поэтому мы их "взрывали" – заливали внутрь спрей из баллона и поджигали горелкой. Так делают на многих шиномонтажах, и процедура эта абсолютно безопасна в умелых руках.

В общем, я показал Андрею, что надо делать, объяснил, что если чуть горючего вещества окажется снаружи, будет пламя, его надо просто сбить тряпкой. Сам пошел заниматься своими делами. Только отошел, он бежит за мной и зовет на помощь. Смотрю, а колесо все охвачено пламенем, сверху лежат горящие тряпки. Я перевернул колесо, потушил, говорю: "Ты что наделал?" А он: "Не знаю, что сделал не так, колесо не "взорвалось", а только вспыхнуло и начало гореть". В общем, такую работу ему тоже больше не доверяли".

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи: 

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63
  • электронная почта pravo@abw.by.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!