Сергей Самойло, исполнительный директор холдинга "Атлант-М", член правления БАА, отметил, что желание крупных маркетплейсов увеличить ассортимент предлагаемого на их площадках товара прогнозируемо и понятно.

"Главный вопрос заключается в том, что запасные части к автомобилям – весьма специфический товар, требующий определенного уровня квалификации уже на этапе его подбора. Как минимум маркетплейсу понадобится очень серьезная система подбора запчастей, снижающая вероятность ошибок на данном этапе.

Опять же не стоит забывать о таком аспекте, как гарантийные обязательства и готовность СТО устанавливать запасную часть, приобретенную на маркетплейсе. Например, в таких ситуациях, когда функционал запчасти касается безопасности автомобиля и ее внезапный выход из строя может привести к серьезному дорогостоящему ремонту того или иного агрегата.

При использовании запчастей извне сервис может дать гарантию только на проведенные работы, но не на саму запасную часть. Сама запасная часть и гарантия на нее находятся в зоне ответственности клиента и маркетплейса, на котором он ее приобрел", – отметил Сергей Самойло.

Он обратил внимание еще на один важный момент – сроки поставки запасных частей. Далеко не каждый владелец автомобиля готов ждать недели или месяцы, когда придет необходимая запасная часть. Тогда как дилерские предприятия имеют большие склады запасных частей в шаговой доступности от фирменного сервиса и стараются хранить на них широкий ассортимент оригинальных деталей для автомобилей.

Не стоит также забывать и о действующих в настоящее время ограничениях для не подлежащих оплате таможенных платежей посылок по стоимости и массе.

"В то же время резиденты РБ с начала 2023 года имеют возможность оформлять декларации о соответствии на основе собственных доказательственных материалов на 89 наименований компонентов транспортных средств, поставляемых в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Беларуси. Это нововведение подготовлено Госстандартом с учетом обращений Автомобильной ассоциации "БАА", Ассоциации международных автомобильных перевозчиков "БАМАП" и аналогично подходам, действующим в России.

Есть все основания полагать, что серьезной конкуренции на рынке автозапчастей маркетплейсы в ближайшее время не создадут. Для тех, кто использует эти запчасти для собственного обслуживания и ремонта (как для самостоятельного обслуживания, так и для обслуживания на сервисных станциях типа В), подобные предложения просто станут еще одним источником поиска запчастей со всеми перечисленными выше рисками", – считает Сергей Самойло.