По их мнению, это ограничивает возможности казахстанцев работать в международных перевозках, так как все грузы из третьих стран доставляют теперь иностранные перевозчики.

Стоит напомнить, что для защиты интересов казахстанских международных грузоперевозчиков еще в 2017 году приказом министра по инвестициям и развитию были введены ограничения по перевозкам из третьих стран, в том числе на перецепку. Но в 2023 году министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана дало разрешение на перецепку российским и белорусским грузоперевозчикам, на что казахстанские перевозчики отреагировали неоднозначно.

Министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев пояснил на заседании Мажилиса Парламента РК, почему пошли на такой шаг: «Мы пошли на перецепку. Тут в корне два вопроса стоит. Либо наши отечественные перевозчики, либо экономика, которая получает товары, наши предприниматели и производители. Поэтому мы пошли на то, чтобы «перецепку» разрешить. Но традиционно этот объем всегда был за российскими и белорусскими перевозчиками. В целом во главу угла мы поставили экономику Казахстана». При этом сами казахстанские перевозчики не согласны с министром. Они оценивают этот шаг как невыгодный для экономики страны и называют несколько факторов.

«Мы подставляем репутацию нашего государства»

Первый – релокация российских и белорусских транспортных компаний, которые получают казахстанскую регистрацию.

«С 2022 года в связи с санкциями, наложенными на РФ и РБ, российские и белорусские компании регистрируют на территории Казахстана транспортные компании и получают статус резидента, – объяснил президент Союза международных автоперевозчиков Казахстана Махсат Сактаганов. – Их автотранспортные средства ставятся на учет и получают казахстанские государственные регистрационные номерные знаки, они осуществляют международные автоперевозки грузов в европейские страны с использованием иностранных бланков разрешений под флагом Казахстана».

Помимо упущенной прибыли здесь возникает проблема с параллельным импортом, отметил глава отдела международных автоперевозок КазАТО Мурат Серимбетов. «В 2021 году в Казахстан хлынул большой поток российских бизнесменов, которые открыли здесь компании и заключили контракты со странами со всего мира, в том числе европейскими, для перевозки грузов в Казахстан с последующим реэкспортом в Россию. Они осуществляют перевозки с бланками под флагом Казахстана. Такие компании пользуются услугами российских и белорусских водителей, – констатировал Серимбетов и подчеркнул: – Мы подставляем репутацию нашего государства. Казахстан заявляет, что не участвует в параллельном импорте, но фактически это сейчас и происходит».

Второй негативный, по мнению КазАТО, фактор – разрешение «перецепки». О нем высказался Булат Тасыбаев из костанайской компании Damir Logistic. «Тяжело стало работать, зарабатывать, вести бизнес. Можно сказать, что отдали наш хлеб белорусам и россиянам. Этот груз наш – казахи покупают, казахи и должны возить, – заявил он и перечислил затраты казахстанских перевозчиков при транзите через Беларусь: – На каждый рейс – не важно, санкционный или несанкционный - нужна электронная пломба, а это 130 евро. При «перецепке», если у нас нет разрешительных документов в Европу, чтобы перевезти наш груз на 40 километров, с нас берут от 1500 до 3800 евро, и так же назад. Плюс белорусы требуют разрешения от третьей страны, за которое мы платим больше 200 евро. Хотя если казахстанский груз казахстанские перевозчики везут через Беларусь, по соглашению с нас не должны требовать разрешения. Невозможно стало работать, когда разрешили «перецепку»: нет прибыли, водители увольняются, нам платить кредиты невозможно».

Представители транспортных компаний тоже поддержали спикеров, а итог подвел Махсат Сактаганов. «Отечественные перевозчики теперь не могут выезжать, несут убытки, в доход государства не поступают налоги. Транспортные компании, ранее закупившие современные грузовые автомобили, соответствующие евростандарту, не могут выполнять обязательства по лизингу. Тысячи работников транспортных компаний, которые ранее занимались международными перевозками, остались без заработной платы, а их семьи – без дохода», – сказал он и перечислил меры, которые транспортники предлагают принять для разрешения проблем.

Одно из требований – вернуться к решениям на основе заключенных международных договоров. Также есть идея обратиться к странам Евросоюза с просьбой ввести ограничения на транспортные средства с VIN-кодами РФ и РБ.

Напомним, что в мае перевозчикам из Беларуси разрешили доставлять грузы в Казахстан с перецепкой и перегрузкой в стране транзита. Предварительно это разрешение будет действовать до конца 2023 года, приказ подписан 12 мая.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!