«Нам говорят, что наши случаи единичны»
Люди надеются, что так смогут достучаться до европейских чиновников, которые дадут зеленый коридор для вывоза авто. Который, по сути, они же сами и предложили. Напомним: начиная с 4 июня 2024 года Литва запретила экспорт в Беларусь автомобилей с объемом двигателя свыше 1,9 литра. С 1 июля под запрет попали еще и автомобили с клиренсом, который равен или превышает 165 мм. При этом, согласно постановлению, если контракт на покупку авто был заключен до 01.07.2024, то автомобиль подлежит вывозу до 02.10.2024. И вот здесь всю систему ломает декларация от производителя, которую белорусы и требуют отменить. Но об этом чуть позже.
А пока констатируем: идет третий месяц ожидания и непонимания, что будет дальше. Поэтому для многих петиция – последний луч надежды. Ведь обращения в таможенную службу Литвы, к литовским СМИ и Европарламенту ничего не дали. Людей там просто не захотели слушать. И, как поделилась создатель петиции Карина, в первую очередь она нужна для того, чтобы показать европейским и литовским чиновникам массовость проблемы.
– Мы писали в таможенную службу Литвы и Министерство финансов, даже в Европарламент, но там нам говорят, что наши случаи единичны. А литовские СМИ и вовсе нас игнорируют. Поэтому нам так важно получить общее количество голосов. А пока мы для них «единичные случаи», которые из головы взяли число в 4000 машин.
Назвать случаи застревания авто в Литве единичными и правда трудно. Еще с мая в интернете гуляет много личных историй об этой ситуации. Немало и тех, кто согласился поделиться своей специально для нашей редакции. Одной из самых тяжелых во всех смыслах слова оказалась история Валентина и его семьи.
– Мы – молодая семья. В один ужасный день выяснилось, что наш ребенок болеет, у него онкология. 2 года мы провели в больнице, после чего нас отпустили на поддерживающую терапию. А для этого каждую неделю нужно ездить за 300 км в клинику. Поэтому было принято решение о покупке автомобиля. Бюджет был небольшой, а взять что-то хорошее на белорусском рынке не представлялось возможным. Поэтому решили купить машину в США. 19 марта 2024 года мы выиграли битый автомобиль на аукционе. 4 апреля машина выплыла из Хьюстона и уже 19 мая прибыла в порт Клайпеды. 21 мая ее разгрузили и уже готовили документы для транзитного пересечения через Литву в Беларусь, но машина не успела проехать до указа, который вступил в силу 4 июня.
В первую очередь речь идет, как мы говорили выше, об ужесточении контроля над автомобилями моложе 5 лет и с объемом двигателя свыше 1,9 литра. Если ваша машина попадает под эту категорию – вы должны предоставить Литве декларацию от производителя. В этом документе должно быть сказано, что автомобильный завод, где было произведено авто, знает, где, кому оно будет продано и не против этого. С учетом того, что Валентин и его семья покупали машину с аукциона, предоставить такую декларацию они просто не могут.
– Как мы можем взять данную справку от производителя, если авто куплено с простого страхового аукциона Copart? Это невозможно. Поэтому на данный момент наша машина все еще находится на территории Литвы, вывезти ее оттуда мы никак не можем. А для того, чтобы ездить в клинику на лечение, мы вынуждены постоянно просить помощи у родственников. Заложниками такой ситуации стали тысячи простых людей. Почему власти ЕС не учли тот момент, что пострадают простые люди, а точнее – только простые люди? Почему не учли тот момент, что машины могли быть куплены задолго до принятия их политических решений?!
А вот история Дмитрия, который 1 апреля выиграл на американском аукционе Tesla model 3 2020 года за $8375.
– 18.05.2024 авто прибыло в порт. 29 мая его загрузили на автовоз и направили в сторону границы. Но уже ночью 6 июня всех стали разворачивать, требуя документы от производителя, которые невозможно получить на машину из Америки. На данный момент автомобиль стоит в Каунасе, так как автовоз разгрузился там. И мы все чего-то ждем… Что касается альтернативных вариантов, то я бы их рассмотрел. Но, судя по сообщениям в чате, достоверной информации, что эти пути работают, пока просто нет. И все боятся, что машина может вообще пропасть, ведь никто не дает никаких гарантий. При этом за это еще надо заплатить от $4500 до $6000. Например, компания, через которую я заказывал автомобиль, предлагает везти его через Турцию и называет цену в $6000. Естественно, таких денег у меня нет, так как на эту машину я собирал несколько лет. А еще продал свою год назад и залез в долги на несколько тысяч долларов. И обиднее вдвойне из-за того, что, когда машина выезжала на автовозе, не было никаких ограничений. Нас просто поставили перед фактом. Но надежда, что нас услышат, увидят и войдут в наше положение, есть. Поэтому и подписал петицию.
Надеется на петицию и Юрий, который весной этого года обратился в белорусскую компанию по подбору авто с американских аукционов.
– 20 мая купил Tesla model 3 2020 года за $10 500. После этого авто загрузили на судно с доставкой до Клайпеды. С учетом доставки стоимость уже составила $13 800. Но мы с женой все равно были очень рады, потому что собирали деньги на эту машину больше 2-х лет. Но 8 июля из соцсетей прилетела ужасная для нас новость – автомобили больше не выпускают. Почти два месяца каждую неделю писал либо звонил своему менеджеру, который сопровождает авто. Первые недели нас успокаивали, мол, все хорошо, машины поедут. Потом просто просили подождать, пока не организуется альтернативный путь. Но по факту с 20.07.2024 авто стоит в Клайпеде. А каждый день простоя обходится в €10. Ни денег, ни машины. При этом надежды вывезти машину через Литву уже нет. Но и с альтернативой надежды мало. Тем более что этот вариант обойдется еще в $4000. И обидно, что в этой ситуации на простых людей всем просто наплевать.
Альтернативные пути и мошенники
Пока у людей есть всего два варианта. Первый – ждать и верить в лучшее, параллельно платя от €5 до €20 в сутки за стоянку в Литве. Второй – поверить в альтернативные маршруты. Именно «поверить», потому что на фоне сложившейся ситуации доверие людей к компаниям и перевозчикам сильно упало. Ведь из-за них же они сейчас чувствуют себя брошенными.
– Многим из нас предлагают несколько вариантов по вывозу авто. Но на текущий момент нет ни одного доказательства того, что машины, отправленные по альтернативному пути, были доставлены в Беларусь. При этом у нас уже есть информация о том, что у ряда перевозчиков, с которыми начали работать участники чата, есть проблемы с отгрузкой машин, т.е. их не могут забрать со стоянок для последующей транспортировки. И вот так тысячи людей оказались просто брошены. Всем на нас наплевать, приходится самим искать варианты, – поделилась Карина, создательница петиции.
В этой ситуации есть и еще одна опасность. На отчаянье людей часто наживаются мошенники, которые сейчас активизировались. Один из ярких случаев – подделка приказов руководителей таможенных органов. На фото вы можете увидеть якобы документ от имени начальника Гродненской региональной таможни, который был заверен фальшивой печатью Минской региональной таможни.
Согласно «приказу», таможенные пошлины за ввоз авто через таможенный пункт «Бенякони-1» с 5 по 30 августа 2024 года необходимо уплатить прямо на границе. Чтобы окончательно убедить людей, мошенники направляют им расписку о получении денежных средств и поддельный таможенный ордер с подтверждением стоимости растаможки. А в качестве приятного бонуса – скидка на покупку авто. Эти фото ГТК получил от покупателя, который поддался обманной схеме. В итоге ни скидки, ни самого автомобиля премиум-класса Toyota Land Cruiser 2018 года человек не увидел.
«Мы самостоятельно рассматриваем маршруты: пробно и экспериментально»
При этом некоторые белорусские компании продолжают активно работать над тем, чтобы действительно решить сложившую проблему и помочь людям. Вот как комментирует ситуацию заместитель директора компании WESTMOTORS Максим Пархимович.
– Сколько машин удалось вывезти из Литвы?
– На данный момент точное количество вывезенных/отправленных нами альтернативным маршрутом автомобилей, которые были куплены в США и застряли из-за санкций в Клайпеде, приближается к отметке 100. Столько же машин готовятся к отправке в ближайшее время. Стоимость такого маршрута зависит от ряда факторов. Если усреднить, то она составляет порядка €5500. Дальше уже перевозчики просчитывают более детально каждый автомобиль с учетом его загрузки в контейнер, размеров, типа двигателя (так как для электромобилей есть свои требования по загрузке). Если мы говорим про южное направление, то сроки доставки по морю плюс автовоз из Грузии – 2 месяца. Пока первую партию машин мы ждем в конце сентября.
– То есть альтернативный путь – это рабочий вариант?
– Люди могут быть уверены в том, что получат свои автомобили, выбирая надежные компании для сотрудничества. Мы также слышали про многие случаи, когда люди обращались к недобросовестным людям/компаниям, которые озвучивали низкую цену и потом пропадали либо с деньгами, либо с автомобилями. Что касается нас, то сейчас мы работаем над всеми известными на данный момент маршрутами для доставки альтернативным путем. И это не только Грузия/Турция. Каждый маршрут, что известен сейчас, уже просчитан и проработан. Многие не подходят, но остальную часть маршрутов мы рассматриваем самостоятельно, пробно, экспериментально. Если они показывают свою эффективность и выгодную стоимость – объявляем клиентам и предлагаем.
– Есть ли шанс, что благодаря петиции люди смогут достучаться до литовских и европейских властей, чтобы те организовали коридор?
– Достучаться, может, и получится. Но эффективность этого либо затянется на долгое время и потом расплата за простои обойдется дороже, чем уже сейчас везти авто на альтернативный маршрут, либо вообще исчезнет вариант альтернатив и санкции станут еще более ограничивающими наши возможности. В любом случае, выбор всегда есть. Но продолжать бороться за свой автомобиль юридическим способом, конечно, можно, вопрос только в том, можно ли победить. На данный момент большинство крупнейших игроков этого бизнеса, в том числе литовские и иные европейские партнеры, больше склоняются к ответу, что победить невозможно. Санкции ввели не вчера и даже не год назад, а то, что мы наблюдаем сейчас, – это бомба замедленного действия, которая сработала в июне этого года.
Наша редакция также обратилась за официальным комментарием к руководству Клайпедского порта и в мэрию Клайпеды, но ни на один наш запрос мы так и не получили ответа.
Но сегодня нам удалось связаться с экономистом Мюнхенского института рыночной интеграции и экономических истолкований Юрием Кофнером.
– Многие машины, которые сейчас застряли в Клайпедском порту, прибыли туда еще до вступления в силу всех постановлений. Насколько правомерно то, что Литва не выпускает даже их?
– Как законодательство ЕС, так и международное торговое право запрещают или, по крайней мере, не предусматривают ретроактивное применение санкций. Однако реализация санкций возлагается на индивидуальные органы власти отдельных государств-членов. И, скорее всего, и комиссия ЕС, и Вильнюс заинтересованы в том, чтобы ущемить белорусских потребителей, не особо заботясь о закономерности. Таким образом, происходящее в Клайпедском порту есть не что иное, как намеренная государством незаконная экспроприация белорусских граждан.
– Почему Евросоюз и литовские власти не учитывают того, что из-за их решений страдают обычные люди?
– Вы должны понимать, что цель санкций ЕС не только в том, чтобы навредить всему, что связано с Россией, но и в том, чтобы окончательно переориентировать европейскую экономику исключительно на США. Речь идет о миллиардах долларов новых прибылей. Простые граждане и компании, пострадавшие от санкций, являются лишь сопутствующим ущербом для сил, стоящих за этим процессом.
– Как эта ситуация отражается на Литве и Клайпедском порту? Разве им самим это не приносит экономического вреда?
– До СВО на Беларусь и Россию приходилось 14% всего литовского экспорта. Сам порт Клапейды обеспечивает около 6% ВВП этой балтийской страны. Таким образом, здоровые торговые отношения с Беларусью и Россией были важным фактором экономического роста Литвы. И меры, направленные против свободного движения товаров, нанесли ущерб экономике Вильнюса. Недавнее исследование Кильского института мировой экономики показывает, что западные санкции против России наиболее негативно сказываются на Литве, обходясь ей в 2,5% ВВП. Долгосрочным эффектом является изменение торговых маршрутов и замена торговых партнеров. Китайские автопроизводители будут продолжать наращивать свою долю в Беларуси еще быстрее, а Россия и Беларусь в настоящее время строят новый порт под Мурманском, чтобы заменить Клапейду для экспорта калийных удобрений из Беларуси.
– Сейчас белорусы собирают петицию и хотят попросить коридор для тех машин, которые были ввезены до санкций. Насколько это реальный вариант, сможет ли Евросоюз пойти на это?
– Обращения к добросовестности властей ЕС и Литвы не дадут никакого эффекта. Они подчинены трансатлантическим интересам в переориентации европейских экономик на США. Более эффективной стратегией было бы найти, сотрудничать и поддерживать бизнес и политических союзников в Литве и Европе, которые несут экономические потери из-за западных санкций или в целом настроены на улучшение отношений. Например, литовские импортно-экспортные компании и политические партии. Процесс потребует времени и усилий, но он будет все равно более целесообразным, чем писать петиции.
– Как в Европе относятся к санкциям, из-за которых страдают обычные люди? Есть ли в обществе мнение, что это неправильно?
– Могу только судить по опросам по Германии. Здесь большинство немцев, около 55%, не поддерживает более жесткие санкции.
Чтобы оставить комментарий, необходимо войти на сайт
heapby
16 Августа 2024 10:25
Больше всего меня возмутила история, где упоминают болезнь ребенка. При чем тут попытка купить Инфинити подешевле, чтобы потом продать подороже к здоровью детей? Вопросы с ребенком я бы решал по-другому: либо снять жилье в городе, куда нужно постоянно ездить, либо купить максимально дешевую в обслуживании и экономичную машину, но никак не битый Инфинити. И да, найти хорошую машину на нашем рынке вполне реально, не нужно этих сказок.
Второй герой, если это правда, что влез в долги ради битка, даже не знаю... Идеальная жертва для мошенников.
Но эти истории никак не отменяют подлое отношение к беларусам со стороны... В общем, всем плевать на интересы простых людей, когда затрагиваются интересы НЕ простых людей. Это главный вывод, который нужно давно сделать.