Разработка этой машины началась вскоре после образования Auto Union в 1932 году в результате слияния компаний Audi, DKW, Horch и Wanderer. В том же году были опубликованы правила для гоночных болидов массой 750 кг, которые использовались в Гран-при с 1934 по 1936 год.

И в 1933 году концерн Auto Union поручил конструкторскому бюро Фердинанда Порше в Штутгарте разработку автомобиля, отвечавшего новым требованиям Гран-при. В марте 1933 года начались работы над Type A (он же Type 22 по внутренним документам Porsche), а уже в последующие годы гоночные Auto Union установили несколько мировых рекордов скорости, победили в трех чемпионатах Германии и выиграли множество соревнований по подъему на холм. В 1936 году Auto Union Type C стал победителем Чемпионата Европы по автогонкам.

Но мало кто знает, что на основе гоночных болидов Auto Union конструкторское бюро Порше планировало создать спортивный дорожный седан!

Таким бы мог быть один из первых Гран Туризмо

В документах он фигурировал как Type 52, а его неофициальное название, которое, по всей видимости, впоследствии должно было стать и рыночным, – Schnellsportwagen, то есть «быстрый спортивный автомобиль».

В Auto Union рассчитывали продавать такой седан клиентам для участия в марафонских гонках по дорогам общего пользования (вроде знаменитой Mille Miglia) или в гонках на выносливость в Спа-Франкоршам или Ле-Мане. Первые дизайнерские эскизы автомобиля бюро Porsche подготовило в конце 1933 года, спустя год проект приобрел более конкретную форму – было решено построить ходовой прототип. Однако в 1935 году работы над Type 52 были заброшены, а большая часть документации затерялась в архивах.

Ввиду того, что полноразмерного макета или ходового прототипа Type 52 так и не было собрано, Audi решила построить Auto Union Type 52, используя сохранившиеся проектную документацию, эскизы и чертежи. В итоге готовая машина несколько отличается от той, которая изначально планировалась в 30-е гг. Постройкой несостоявшегося дорожного суперкара Auto Union, который должен был разгоняться до 200 км/ч, отделение Audi Tradition занималось вместе с экспертами по реставрации британской компании Crosthwaite & Gardiner.

Оригинальная проектная документация Type 52 1934 года предусматривала установку на седан 16-цилиндрового компрессорного двигателя объемом 4,4 л от гоночного Auto Union Type 22, но с уменьшенной степенью сжатия (чтобы он мог работать на обычном бензине) и дефорсированном до 200 л.с. варианте. Максимальный крутящий момент должен был достигать 436 Нм. Но от первоначального замысла мотористов пришлось отказаться, поскольку в распоряжении оказался другой 16-цилиндровый агрегат – от Auto Union Type C.

Этот гигантский шестилитровый двигатель работает на специальной метаноловой смеси и развивает 520 л.с. Коробка передач – 5-ступенчатая механика. В длину среднемоторный седан достигает 5,4 м. Ввиду использования другого силового агрегата колесную базу пришлось удлинить до 3,31 м, в то время как у оригинального Type 52 между осями должно было быть 3 м. Также автомобиль потяжелел – снаряженная масса равна 1450 кг, что на 150 кг больше расчетного веса.

Шасси было воспроизведено оригинальное – вместо комбинации поперечных рессор и фрикционных амортизаторов от гоночного Type 22 разработчики изначально задумывали использовать на Type 52 подвеску с продольными торсионами в сочетании с гидравлическими амортизаторами. Все тормоза – барабанные.

В салоне примечательна посадка «треугольником» наподобие McLaren F1 – водитель сидит посередине, а двое пассажиров по бокам. Под сиденьями установлен 29-литровый топливный бак, нашлось немного место для багажа и для двух запасных колес. Так что гоночный по своей сути автомобиль неплохо приспособлен для повседневной езды – в общем, примерно таким мог бы стать спорткар Gran Turismo 30-х годов прошлого века.

Живой дебют в Гудвуде

После многолетней работы постройка Schnellsportwagen была завершена в 2023 году. Впервые машину показали публике на минувшем Фестивале скорости в Гудвуде. Во время показательных заездов на холм за руль Type 52 сели легендарный немецкий гонщик Ханс-Йоахим Штук и датчанин Том Кристенсен, рекордсмен по количеству побед в Ле-Мане.

«Когда я иногда сажусь за руль Auto Union Type C, на котором в свое время ездил мой отец, на мероприятиях Audi Tradition, я ощущаю волнение и восхищение поклонников автоспорта. Для меня большая честь и удовольствие впервые сесть за руль Auto Union Type 52 в Гудвуде. Schnellsportwagen просто захватывает дух: его звук просто невероятный – как будто играет оркестр», – поделился впечатлениями от машины Штук.

В общем, в Audi настолько увлеклись своим прошлым, что дали добро на сборку харизматической исторической машины, которая не просто займет достойное место в запасниках музея, – Auto Union Type 52 наверняка будут регулярно привозить на разные шоу винтажных автомобилей по всему миру.