- Даже и не знаю… Так запугали перед поездкой: и мотора "нет", и одной рукой рулить невозможно, и после 100 километров в час дорогу не держит… А коллега из Казахстана Елена лихо выходит на обгон колонны, укладывая стрелку спидометра далеко за 120. В общем, не знаю, какие "эксперты" писали столько гадостей про Patriot, как по мне - нормальная машина. "Дубовая", правда, со своими особенностями, но это же и не кроссовер!

С обновленным UAZ Patriot 2015 модельного года мы успели познакомиться в Беларуси - у официального дилера ЗАО "Внедорожник" уже имеется тестовая машина, которую мы с удовольствием опробовали на асфальте в разных режимах и немного на бездорожье. Но это же не повод отказаться от путешествия на Patriot по Крыму! Тем более что совершить его довелось в компании с главным конструктором УАЗа! 

Главный конструктор Ульяновского автозавода Олег Авенирович Крупин по случайному совпадению оказался именно в нашем Patriot, поэтому любое наше замечание не оставалось без внимания. Все три поездки по серпантинам и бездорожью Крыма мы обсуждали то качество комплектующих, то качество сборки, то перспективы древнего шасси…

- А когда же наконец появятся айрбэги?

- По нашим прикидкам уже через год - решение принято, проходят испытания

- А систему с двумя топливными баками когда-нибудь отправят на "пенсию"?

- А чем она вас не устраивает? Ведь это же по-своему удобно - можно подъезжать к колонке с любой стороны, где очередь поменьше…

- Это да, удобно! А вот когда нужно заправиться перед дальней поездкой, приходится стоять две очереди, чтоб заправить и правый, и левый баки…

- Сразу видно опытного пользователя! - смеется Олег Авенирович. - Не волнуйтесь, уже разработана концепция с одним бензобаком. Он будет расположен по правой стороне, примерно под штурманским креслом. Но о сроках серийного производства пока ничего сказать не могу…

О концепции, себестоимости и целесообразности тех или иных "инноваций" мы говорили все три дня. Ведь все минусы Patriot в какой-то момент превращаются в плюсы и наоборот… К примеру, очень часто речь заходит о необходимости оснастить модель независимой передней подвеской, однако тем, кто эксплуатирует машину на бездорожье, она как раз и не нужна. Во-первых, "мост" прочнее и выносливее, особенно на таких каменистых участках, а во-вторых, дорожный просвет с ним всегда остается постоянным, что позволяет идти "ходом", не боясь при раскачке кузова чиркнуть чем-то висящим низко… Вот и получается: независимая подвеска позволила бы сделать управляемость более "легковой", однако настоящим ценителям бездорожья она не нужна, да и управляемость их более чем устраивает. Равно как и мою коллегу из Казахстана - за три дня мы проехали за рулем примерно поровну, и она пожаловалась разве что на необходимость постоянно немножко подруливать на неровной дороге: "Мой BMW 330i, конечно, на высокой скорости ведет себя совсем иначе, однако и о Patriot до нашей встречи я была гораздо худшего мнения".

Впрочем, независимая подвеска в ближайшие годы Patriot не "грозит". Модернизация будет идти по следующему плану: примерно в 2015-м появится айрбэг, где-то в этот же период предложат блокировку заднего межколесного дифференциала. "Самоблок" или "жесткую"? "Я склоняюсь к тому, что это будет принудительная блокировка, - ответил Олег Авенирович. - Она более эффективна". 

Еще через год, в 2016-м, ожидается появления на UAZ Patriot… системы стабилизации! Вместе с ней, видимо, "нарисуется" и противобуксовочная система, что также позволит улучшить проходимость. Кстати, на вопрос, насколько задний стабилизатор поперечной устойчивости снизил артикуляцию заднего моста, главный конструктор ответить не смог: мол, таких испытаний мы не проводили. Странно…

- А что будет с дизелем? Какие есть варианты?

- Дизеля не будет! Во-первых, он пользуется очень малым спросом - буквально 5 процентов общего объема продаж. Во-вторых, не так-то просто найти хороший и недорогой дизель. Поэтому было принято решение убрать данную модификацию из гаммы. 

- А на каких же моторах будет ездить Patriot? Ведь из этого 2,7-литрового уже вряд ли что-то выжмешь…

- Да, из этого уже не выжмешь, но не исключено, что он останется в производстве еще довольно долго для регионов, где могут быть проблемы с качественным топливом. А вообще мы планируем в ближайшие годы сделать ставку на новые бензиновые моторы с турбонаддувом!

- Турбоуазик?!

- Да! Причем планируется появление сразу двух модификаций новых двигателей ЗМЗ. Двухлитровый будет развивать порядка 150 лошадиных сил, а компанию ему должен составить 2,4-литровый турбомотор мощностью порядка 200 сил.

- Может, еще и "автомат" появится? Или "робот"?

- Появится, конечно же, причем именно "автомат" - мы все-таки говорим о внедорожнике, а автоматическая трансмиссия гораздо лучше "переваривает" нагрузки, нежели "робот".

- А что это будет за "автомат"? Собственный или покупной? Сколько диапазонов?

- Все карты раскрывать не стану, скажу лишь, что речь идет о 6-диапазонном "автомате". Ко времени его появления на серийном Patriot, думаю, меньше уже ни у кого не будет, так что мы тоже решили не отставать от прогресса

- А почему правое переднее сиденье уже шатается?

Этот вопрос на первой же стоянке был задан едва ли не хором: как оказалось, во всех 7 тестовых Patriot у крепления штурманского кресла появился хорошо ощутимый люфт. И это несмотря на пробеги до 2000 км! Понятное дело, что практически весь этот пробег пришелся на крымские серпантины и горные перевалы, однако все равно неприятно… "Учтем", - пометил что-то в блокноте Олег Авенирович. 

Он наверняка может рассказать обо всех "болячках" обновленного Patriot и без блокнота. Ибо за три дня нашего путешествия в режимах от "газ" в пол, обходим всю колонну" до "спокойно ползем вверх на второй пониженной, "газ" можно не трогать" их оказалось не так уж много. 

Как было сказано выше, у всех авто расшаталось крепление правого переднего кресла, при этом водительское, как ни странно, было прикручено намертво. Значит, где-то есть "системная" ошибка на стадии сборки. У нескольких экземпляров запотели задние фонари, еще у нескольких туго закрывалась дверь багажника, в нашем - не работал, точнее, работал периодически индикатор "ручника". В остальном - по подвеске, трансмиссии, мотору - вопросов не возникло вообще. 

Мы вместе с главным конструктором смеялись, рассказывая Елене, как в первые годы выбивало "раздатку" на пониженной передаче, а Олег Авенирович напомнил, что в новой "раздатке" они поменяли прошивку блока управления и теперь, даже если заглушить мотор, пониженная все равно остается включенной. 

Мы обсуждали, насколько правдивы показания бортового компьютера, который на серпантинах показывал средний расход 13,4 л, а в горах, где мы практически весь день ползли на пониженной, - 16,1 л. Главный конструктор парировал: в прошлые годы расход можно было бы узнать только на заправке, залив полные баки… И в этом споре рождалась истина: мы так привыкли ругать UAZ вообще и Patriot в частности, что отказываемся замечать все то позитивное, что происходит с ним. Ржавеет? Ржавел - с прошлого года изменен метод нанесения грунта. Не едет? Прокатитесь на Chevrolet Niva - и тогда вы поймете, что такое необходимость "гнуть" педаль "газа" даже на прямиках, не говоря уже о подъемах. "Жрет" не в себя? К сожалению, возможности замерить расход путем заправки до полного бака не было, но если бортовой компьютер привирает хотя бы на 10%, то не такой уж он и "обжора", этот Patriot. 

Так что вердикт об обновленном UAZ Patriot может быть совершенно разным в зависимости от того, кто его пишет. Горожанину явно не понравится ни динамика, ни управляемость, ни комфорт, ни расход - он рефлекторно будет сравнивать его с беспомощными кроссоверами и будет по-своему прав: именно такие автомобили нужны большинству, Patriot для них - динозавр из прошлого века. А вот если вердикт будет писать человек, прекрасно понимающий, что это за автомобиль и какой путь он прошел за эти 10 лет, позитива будет больше. Хотя бы потому, что если заявления о расходе топлива и улучшенной антикоррозийной стойкости соответствуют действительности, то UAZ Patriot становится весьма интересен тем, кто доезжает свои "правильные" внедорожники. Ведь вариантов-то, по сути, и нет - вокруг нынче одни "паркетники"… А на чем же тогда путешествовать по Крыму?

Павел КОЗЛОВСКИЙ
ABW.BY
Фото автора и компании-производителя
Минск - Симферополь - Минск

Редакция выражает благодарность компании "Внедорожник", официальному дистрибьютору УАЗ в Беларуси, за помощь в организации поездки

ТАБЛИЦА ТЕХНИЧЕСКИХ ДАННЫХ
UAZ Patriot 2.7
ДВИГАТЕЛЬ
Тип бензиновый
Число и расположение цилиндров 4, рядное
Рабочий объем, куб. см 2693
Мощность, л.с. при об/мин 128/4600
Макс. крутящий момент, Нм при об/мин 209/2500
ТРАНСМИССИЯ
Привод полный подключаемый, с понижающим рядом
Тип 5, механическая
ПОДВЕСКИ, ТИП
Передняя зависимая пружинная
Задняя зависимая рессорная
ДИНАМИКА
Разгон до 100 км/ч, с н/д
Макс. скорость, км/ч 150
ЭКОНОМИЧНОСТЬ
Расход топлива в загородном цикле, л/100 км 11,5
В городском цикле, л/100 км н/д
В смешанном цикле, л/100 км н/д
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина/ширина/высота, мм 4785/1900/1901
Колесная база, мм 2750
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
Объем багажника, л 700
Емкость топливного бака, л 72
МАССА
Масса снаряженная, кг 2125
Масса полная, кг 2650