Продукция компании SANY уже хорошо знакома потребителю по «желтой» технике, которая успешно используется в первую очередь в строительной отрасли. Не так давно компания запустила производство седельных тягачей SANY D495A 4X2 и S 485 42TD ADR, а также линейки электрических грузовых автомобилей.

Сегодня мы приглашаем читателей ABW.BY на тест-драйв абсолютной новинки сегмента коммерческого транспорта – электрического среднетоннажного грузовика Sany EV106, который был впервые показан на испытательном полигоне в Липках на роуд-шоу в рамках специализированной выставки БАМАП-2024. Фактически тестовые поездки этого небольшого городского грузовика стали первым его публичным появлением не только в Беларуси, но и в России.

Внешний вид EV106: ничего лишнего

Визуально Sany EV106 максимально прост: четкие линии, минимум «украшательств», которые, разумеется, для коммерческого автомобиля ни к чему.

На тесте у нас был EV106 c цельнометаллическим фургоном объемом 21,2 куб. м (4180 х 2100 х 2100 мм). Габариты автомобиля 5995 х 2185 х 3120 мм при колесной базе 3360 мм. Слегка скругленные прямоугольные формы кабины, широкое лобовое стекло, узкие стойки, не перекрывающие обзор.

Заявленная максимальная масса груженого автомобиля – 6 тонн. Техническая часть автомобиля разработана с запасом прочности на перегруз: максимально допустимая нагрузка на передний мост составляет 2000 кг, на задний – 4500 кг.

Масса шасси – 2525 кг, снаряженная масса с цельнометаллическим фургоном – 3150 кг. Таким образом, грузоподъемность данного автомобиля составляет чуть меньше 3 тонн. Как заверили представители дилера, в Россию и Беларусь будут организованы поставки шасси, на которых можно будет строить любые типы кузова, начиная от бортовой платформы и заканчивая рефрижератором. В планах – также поставки грузового электромобиля большей грузоподъемности с массой шасси около 3,1 т и грузоподъемностью до 10 т. Понятно, что и тяговые батареи будут также большей емкости, что также позволит увеличить запас хода.

Электрическая часть

Автомобиль приводится в движение одним электродвигателем с жидкостной системой охлаждения мощностью 115 л.с. и максимальным крутящим моментом 350 Н∙м, который установлен на заднем мосту Dana Dongfeng Axle EP-Axle5 с рессорной подвеской 3х3. Отсутствие карданных передач, трущихся деталей и коробки передач минимизирует потери заряда батареи от трения. Двигатель максимально компактный, имеет вес всего 53 кг и степень защиты IP67, которая позволяет погружать его на глубину до 1 метра – фактически автомобиль при необходимости может преодолевать даже неглубокий брод.

Однако, по большому счету, это городской автомобиль, и он не предназначен для движения вне дорог. Запас хода составляет 300 км при полной загрузке и 500 км без груза. На момент начала теста батарея автомобиля была заряжена на 94% и показывала запас хода в 473 км.

Общая емкость батарей составляет 105,98 кВт∙ч при общей массе около 225 кг. Время быстрой зарядки с 20 до 90% при температуре +25°С составляет около часа. Для зарядки используется порт стандарта GB/T.

В целях профилактики разрядки аккумуляторов в холодное время года в Sany EV106 все три батареи оборудованы пленочным обогревом. Понятно, что обогрев будет «подъедать» заряд батареи на 15–20%, особенно в период простоя, но изначально EV106 разрабатывался как «рабочая лошадка», которая может работать без остановки.

Блок управления находится под кабиной. Представленная на тест модель была собрана для китайского рынка и никаких доработок в ней пока не производилось. Параллельно автомобиль проходит и сертификацию и тестирование. Для рынка СНГ все кабели будут собраны в специальные защитные кожухи.

Расчетный срок службы батарии, как заверили дилеры, составляет 10 лет. EV106 опционально будет комплектоваться зарядной станцией, стоимость которой на данный момент составляет около $16 600.

Оснащение электрогрузовика EV106

Штатное электрооборудование построено на 24В-платформе (2 стандартных аккумулятора). Из немногочисленных опций – задние парковочные датчики и камера заднего вида, электропривод стеклоподъемников, кондиционер, многоступенчатая регулировка водительского сиденья с поясничным упором и подлокотниками.

Панель приборов – цифровая 7-дюймовая. Есть и мультимедийная система на базе Android с сенсорным дисплеем 12,1” для двух пассажиров, которые могут разместиться в кабине электрогрузовика.

На автомобиле установлен электроусилитель рулевого управления. Мультируль с кнопками управления аудиосистемой, круиз-контролем и телефоном регулируется по углу наклона и вылету. Одна из особенностей рулевого управления – выворот руля на 1080 градусов, что оптимально для обеспечения точного подруливания при необходимости точной парковки, к примеру, возле рампы магазина.

Тормозная система– гидравлическая двухконтурная, тормоза барабанные. Стояночный тормоз реализован в виде педали под рулевой колонкой. Автомобиль также оснащен системами ABS и EBD.

Несколько слов о динамике EV106

Как и следует электромобилю, едет EV106 тихо, что будет оптимально для использования службами, которые работают в ночное время: вывоза мусора, коммунальных и транспортных служб при условии оборудования соответствующими кузовными надстройками. По мнению представителей российской компании OdinGroupe, которые присутствовали на роуд-шоу, Минск и другие белорусские города смогут быстрее шагнуть в бизнес-процесс перехода на электротранспорт в секторе локальных перевозок, чем российские компании. Все дело в том, что, как бы мы ни ругали зарядную инфраструктуру Беларуси, у нас ее уровень развития существенно выше, чем в России.

И для нас, и для дилеров были интересны также динамические характеристики автомобиля, потому что до нашего тест-драйва автомобиль не выезжал на тестовые локации ни в Беларуси, ни в России.

Важно отметить, что в EV106 предусмотрено два режима вождения. И если в режиме Eco реакции машины достаточно осторожные, то в Normal автомобиль становится чуть живее и отзывчивее к действиям водителя.

Первый тест был на разгон. Педаль в пол – и поехали. Отметим, что даже в режиме Normal машина разгоняется медленно, что, в принципе, неудивительно – лишняя динамика грузовому автомобилю ни к чему. В итоге до максимальных 90 км/ч автомобиль разогнался за 39 секунд. Наиболее экономичным режимом является передвижение со скоростью 65–70 км/ч, что вполне достаточно для условий города.

Также опытным путем был определен уровень рекуперации при торможении. Максимальное значение, которого нам удалось достичь при резком торможении, составило –65 кВт. При постепенном снижении скорости с 60 до 50 км/ч значение рекуперации было на уровне –60 кВт.

Что по ценам?

Рекомендованная цена в Беларуси и России составит около $65 000. Безусловно, в зависимости от кузовных надстроек цена может изменяться в достаточно широком диапазоне, однако следует отметить, что по предварительным расчетам себестоимость использования EV106 и аналогичного дизельного автомобиля сравняется уже в течение первых двух лет за счет более дешевого обслуживания и разницы цен на углеводородное топливо и электроэнергию.

Речь идет не о глобальной конкуренции с дизельной техникой, а о решении локальных транспортных бизнес-задач. Вопрос в том, готовы ли потенциальные покупатели пересесть на более тихий и экологичный среднетоннажный автомобиль, отказавших от дизельных моделей.

Sany EV106 может стать компромиссным вариантом, который вполне способен сподвигнуть коммерческие организации на использование электротяги в автомобилях своего автопарка. Помимо всего прочего, это позволит существенно улучшить экологическую ситуацию наших городов.

Благодарим официального представителя SANY в Беларуси СООО «Брествнештранс» за предоставленный для теста автомобиль.