Появление марки Haima на белорусском рынке многие, включая меня, приняли с определенной долей скепсиса. Ведь этот бренд находится в числе аутсадеров по продажам у себя на родине, что вызывает резонные опасения за будущее компании: не придет ли через пару лет по ее душу белый пушной зверек с косой?

Но автомобиль все равно вызывал интерес, ведь это минивэн, а минивэны я люблю – 7 лет владения Scenic II не могли не повлиять на психику. Плюс в подсознании теплилась надежда на заложенную где-то в глубине платформы Global Architecture породу, сохранившуюся от былого сотрудничества с Mazda, которое, впрочем, прекратилось еще в середине «нулевых». Вдруг 7x будет ехать по-японски? Забегу вперед – не будет.

Удобно и практично

Можно сколь угодно кайфовать от управляемости низкого автомобиля, но я должен признать, что высокие машины в повседневной жизни удобнее. Ведь шанс прохватить с ветерком по какой-нибудь интересной извилистой дороге выпадает не каждый день. И даже не каждую неделю. А вот по городу ездить приходится ежедневно. И в кроссовер или вэн удобнее заходить и выходить обратно, они не вынуждают тебя сгибаться в три погибели, чтобы пристегнуть ребенка в детском кресле.

И Haima 7x, на мой вкус, красивая внешне, дает тебе все эти прелести владения минивэном. Формально это семиместная машина, где второй ряд состоит из пары капитанских кресел, а третий представлен диваном. И если этот диван не использовать, то пассажиры второго ряда будут в восторге от раздельных сидений и простора со всех сторон.

Только от салона минивэна ожидаешь дополнительных удобств как минимум в виде откидных столиков, но извольте довольствоваться карманами в спинках передних сидений, выдвижным ящиком, нишей для телефона, парой USB-портов и возможностью отрегулировать интенсивность обдува.

Третий ряд, скажем прямо, для двоих: места для троих мало, да и подголовник посередине отсутствует.

Но двое взрослых будут чувствовать себя вполне неплохо, ведь кресла второго ряда сдвигаются вперед. При этом взаимное расположение сидений можно отрегулировать таким образом, чтобы всем хватало пространства.

Одна из рекламных фотографий Haima демонстрирует возможность трансформации задней части салона 7x в полноценную кровать. Но посмотрите, что получается, если сложить второй и третий ряды. Кривовата кровать, да еще и с пространством в сантиметров 15 между спинками кресел второго ряда. Без полноценного матраса не обойтись. Только куда его девать, когда сиденья разложены?

Но если забыть о рекламе, то в целом Haima 7x – практичный автомобиль, на котором можно не только пассажиров возить, но еще и много багажа. Грузовой отсек при сложенном заднем диване получается внушительный. Производитель заявляет 1085 литров, но это явно до потолка. Если спинки третьего ряда поднять, сзади останется пространство на пару-тройку спортивных сумок, что по меркам семиместных авто неплохо.

Только вот на отделке традиционно сэкономили: пластиковые боковины, дешевого вида войлок на спинке заднего дивана, из оснащения – лампочка и розетка 12 В. А еще – вечный электропривод крышки багажника. Вечный не потому, что никогда не сломается. Просто и на открывание крышки, и на ее закрывание уходит вечность.

Водительское место без серьезных эргономических просчетов. Даже от отсутствия регулировки руля по вылету особо не страдаешь, во всяком случае, имея средний рост.

Обилие физических клавиш порадует ретроградов, но в деталях некоторые моменты реализованы странно.

Глянцевый пластик где надо и не надо, в частности, из него выполнены клавиши «климата». При этом расположение пиктограмм на монохромном экранчике сверху не совпадает с расположением одноименных кнопок.

Место для телефона отсутствует как явление. Он не влезает целиком ни в нишу под кнопками управления климатической системой, ни в подстаканники. Зато в торце сиденья есть выемка, будто специально сделанная для смартфона. Только если поместить туда телефон и забыть о нем, то есть вероятность после выхода из машины получить два телефона, ни один из которых не будет работать.

Цифровая «приборка» и дисплей медиасистемы традиционно спрятаны под единое стекло. Современно, только вот качество картинки с камер кругового обзора так себе, а графика мультимедиа старомодная. Зато все понятно.

Но кажется, будто я это уже где-то видел. Точно – FAW Bestune T77! Именно FAW Group в 2006 году выкупила долю Mazda и стала владельцем 49% акций Haima, отказавшись от этого актива только в 2021 году. Теперь понятно, откуда взялось визуальное и архитектурное сходство передних частей салона автомобилей разных марок. Спасибо, что в Haima не повторили череду кнопок на руле, логика работы которых в Т77 взрывала мозг и требовала изучения руководства по эксплуатации. А еще рулевое колесо Haima выделяет более-менее приличная визуально и тактильно кожа. Многие конкуренты не брезгуют откровенно отвратительным кожзамом, на котором летом потеют ладони.

Может показаться, что я придираюсь к мелочам, но нет – просто рассказываю, с чем придется столкнуться, сделав выбор в пользу Haima 7x. Все это некритично, со всем можно ужиться. Даже на излишне жесткую набивку кресел спустя некоторое время перестаешь обращать внимание. Но профиль спинки лично моей спине нужен иной: с более выраженной выпуклостью в районе поясницы и меньшим наклоном в сторону лопаток в верхней части.

Драмы не надо

1,6-литровый турбомотор, наглухо спрятанный под пластиковой крышкой, выдает 182 л.с. мощности и 280 Н·м крутящего момента. Работает он в связке с шестиступенчатым гидроавтоматом. Но у меня больше вопросов не к архаичной по нынешним временам «шестиступке», а к пластиковому кожуху под капотом.

Естественно, в нем предусмотрели съемные крышки, но правая из них открывает доступ исключительно к плюсовой клемме аккумулятора, а под левой скрываются маслозаливная горловина и щуп. Проблема лишь в том, что до горловины – сантиметров 15 вниз, а щуп, если его вытащить, придется возвращать на место с танцами, бубном, матом и лихорадочным иканием где-то в Китае того человека, который это придумал.

Интересно, что задняя подвеска у Haima 7x многорычажная. Driver’s car?

Нет, минивэн для спокойного и комфортного (с оговорками) передвижения семьей в полном составе. Разгон деликатный и не вызывает эмоций, динамика просто нормальная и достаточная для того, чтобы уверенно выполнять обгоны на трассе. Автомат плавный и порой задумчивый, но трансмиссия дает ровно то, чего от нее ожидаешь, лишний раз о себе не напоминает.

Подвеска минивэна плотная и жестковатая. В салон транслируется дорожная мелочь, потряхивает на высоких «лежаках» и крупных неровностях. Откровенного дискомфорта все это не вызывает, но в семейном автомобиле хочется большей плавности хода.

Рулевое управление плюс-минус такое же, как во многих других среднестатистических «китайцах». Не самое отзывчивое, не самое информативное, но и не совсем уж пустое. Такие машины не покупают, чтобы получать удовольствие от вождения, соответственно, все эти тонкие материи не волнуют потенциальных покупателей. Едет, поворачивает, не ломается – отлично. Не надо ни драмы, ни азарта.

Шумоизоляция в целом нормальная, но, по старой китайской традиции, хорошо слышны шины. Благо эта проблема легко и недорого решается путем дополнительной «шумки» арок. А вот с обзорностью ничего не сделаешь – передние стойки широкие и создают внушительные мертвые зоны. В поворотах стоит заглядывать за них, наклоняясь к рулю.

Ценообразование и вердикт

Я недаром вспомнил двумя абзацами выше среднестатистических «китайцев», ведь Haima 7x – как раз один из них. Этот минивэн достаточно красив, чтобы его захотеть; вполне сбалансирован, чтобы на нем просто ездить; хорошо оснащен, чтобы его владелец не чувствовал себя в чем-то обделенным. В целом 7x просто нормальный – не хуже, а в ряде аспектов даже лучше многих представленных на рынке китайских кроссоверов. Но в совокупности ощущений он остается китайским автомобилем. Это не хорошо и не плохо.

У минивэна Haima на белорусском рынке несколько проблем. Во-первых, цена и Geely Okavango. Во-вторых, полное отсутствие кредита доверия к марке со стороны потребителей.

Новый продукт неизвестного доселе бренда должен брать доступной ценой. И продавайся 7x за 75–80 тысяч рублей – я бы сказал, что это отличный выбор. Но эта машина стоит 114 990! А в прайсе Okavango, напомню, значится сумма в 102 000 рублей. Да, это Geely со своими приколами. Да, в нем нет адаптивного круиз-контроля и системы автоматической парковки, которая абсолютному большинству водителей нужна настолько, насколько козе необходим баян. Адаптивного «круиза» Okavango действительно не хватает, но в остальном это куда более современный и сбалансированный автомобиль с европейскими повадками.

Есть еще и в-третьих – сам форм-фактор минивэна. Сегодня всем нужны кроссоверы. Все хотят выглядеть успешными ребятами на «джипе», плевать, что переднеприводном. А вот минивэны публику уже не возбуждают. Поэтому рыночные перспективы Haima 7x кажутся туманными, во всяком случае при сохранении нынешней ценовой политики.

Таблица технических характеристик

Длина х Ширина х Высота, мм4815 x 1874 x 1720 мм
Колесная база, мм2860
Дорожный просвет, мм170
ДвигательЧетырехцилиндровый бензиновый с непосредственным впрыском и турбонаддувом
Рабочий объем двигателя, см31594
Макс. мощность, л.с. /кВт /об/мин182 / 134 / 5000
Макс. крутящий момент, Н·м / об/мин280 / 1500–4500
Разгон до 100 км/ч, сН.д.
Коробка передач6-ступенчатая автоматическая
Тип приводаПередний
Передняя подвескаНезависимая, McPherson
Задняя подвескаНезависимая, многорычажная
Снаряженная масса, кг1745
Объем багажника, л1085
Объем топливного бака, л55
Расход топлива в смешанном цикле, л7,8

Редакция благодарит ООО «ПарадАвто» – официального дилера Haima – за предоставленный на тест автомобиль.