Остановились, разговорились. Оказалось, мужчина уже успел посмотреть машину в шоуруме у дилера и пока в раздумьях, а сейчас захотел узнать мнение со стороны. Ну-с, рассказываем!

Первый пошел

Вообще, вместе с моделью E30X у китайского бренда JAC получается перезагрузка не только в Беларуси, но и в принципе у себя на родине. Новый логотип, новая концепция, новые модели, подкрепленные сотрудничеством с Volkswagen Group и Huawei.

Помочь в развитии призвана и новая электромобильная платформа DI второго поколения: ситикар E30X – это ее первенец, а в течение нескольких лет на ней появятся новые модели, причем это вполне могут быть и кроссовер, и седан. Создавать разные модели на одной «тележке» – знакомый подход, не правда ли?

Для нашего рынка анонсированы две версии JAC E30X, которые отличаются комплектациями, емкостью батареи, разъемами для зарядки и, само собой, запасом хода. Названия как бы намекают – Luxury Pro 405 и Flagship Pro 505. Пока в Беларусь привезли только «начальную» 405-ю модель, причем первая партия уже раскуплена, а следующая на пути в страну. На тест-драйв ABW попала именно такая машина с батареей на 41 кВт·ч.

Что сразу бросается в глаза – на фотографиях E30X кажется типичным «малышом». Вживую новинка за счет пропорций выглядит крупной, словно это уже компактвэн, а не городской хэтчбек на электротяге. Как пошутили коллеги, «будто скрестили Fiat 500L и MINI».

Что-то схожее от этих моделей в дизайне действительно есть, хотя представители JAC говорят, что во внешности ситикара использован так называемый bubble design. Пузырьки, короче говоря.

Всё и немного больше

Для одного из самых доступных электрокаров (от 59 900 рублей), ввозимых в Беларусь официально и с гарантией, JAC E30X весьма «жирно» оснащен. Загибайте пальцы: даже в стандартной комплектации есть адаптивный круиз-контроль, климат-контроль, поддержка Apple CarPlay и Android Auto (причем срабатывает «по воздуху»), камера кругового обзора, бесключевой доступ, дисплей на 12,8 дюйма (в 505-й версии – 15,6 дюйма), LED-оптика, а для кресла водителя есть не только электрорегулировки, но и подогрев, а также вентиляция.

Особая гордость JAC – это здоровенная тонированная «панорама» во всю крышу E30X. Площадь остекления – 1,45 кв. м. Кстати, проверили – тонировка работает, в голову не печет. Затемнена еще и задняя полусфера окон.

Все круто, а минусы будут? Сейчас! Например, при такой удивительной нашпигованности оборудованием нет электропривода крышки багажника, приходится открывать и закрывать его вручную. Не положено по классу?

А еще коллеги после недавней презентации E30X посоветовали обратить внимание на подголовники передних кресел. Они явно рассчитаны на невысоких людей. Проверил этот момент на жене ростом 168,5 см. По ее словам, «сидится очень удобно, как будто под меня делали». А мне с моими 178 см подголовник откровенно давит в затылок и заставляет пригибать голову. Поэтому держите бесплатный лайфхак от ABW: подголовник вытягиваем из кресла, переворачиваем, вставляем обратно. Вуаля!

После проделанного трюка отношение к посадке в Е30Х меняется кардинально: лопатки ближе прижимаются к спинке кресла, даже подушка сиденья уже не кажется короткой. Объективности ради по сравнению с предыдущими моделями JAC в Беларуси в новом электромобиле комфортная посадка находится гораздо быстрее.

Сзади есть и отдельный дефлектор обдува, и порт зарядки – правда, разъем под новомодный USB-C. Зато места достаточно для такого небольшого электромобиля – ногу за ногу, конечно, не закинешь, но коленями в переднее сиденье не упираешься. Головой в потолок – тоже.

Забавный момент: видимо, китайцы посчитали, что JAC E30X купят те, кому нужно часто переодеваться. На заднем ряду аж четыре (!) крючка для одежды: два – в районе центральной стойки, еще два – под потолочными ручками. Это же сколько вещей можно возить на вешалках?

Багажник небольшой (300 литров), но его можно слегка увеличить, если достать органайзеры и «докатку». Спинки заднего ряда складываются в действительно ровный пол, без всяких оговорок. В сумме получается 1150 литров полезного объема.

Дела электрические

А что там по технической и электрической части? Как уже написали ранее, у нас на тест-драйве версия с литий-железо-фосфатной батареей на 41 кВт·ч и мотором на 100 кВт. Он здесь один, установлен спереди. Привод тоже только на переднюю ось.

Китайцы в промоматериалах хвастаются, мол, как только они ни издевались над батареей – и перегревали, и протыкали – она не загорелась. Проверять это мы, конечно же, не будем. А вот что интересно, так это наличие жидкостного охлаждения батареи и теплового насоса. Обещают, что это позволяет эффективнее сопротивляться как жаре, так и морозам.

Любопытно, что версии JAC E30X отличаются в том числе разъемами для зарядок. Для модели с батареей на 41 кВт·ч – китайский GB/T, а для «дальнобойной» с батареей 51,5 кВт·ч – европейский CCS. Хотя есть вероятность, что с 2025 года и начальная версия может получить такой разъем. Пока этот вопрос на стадии обсуждения с заводом.

В подвеске спереди используется MacPherson, а сзади – скручиваемая балка. Интересное решение, которое в теории обещает и комфорт повыше, и, возможно, даже замашку на драйверские амбиции.

JAC E30X обрабатывается антикором на заводе, однако импортер намерен дополнительно «проливать» машины в Беларуси. Кстати, гарантия на батарею внушительная – 8 лет и 150 000 километров

Без отрыва от руля

Как и положено электрокару из Китая, JAC E30X предлагает россыпь ездовых настроек. Хотите руль потяжелее/полегче? Будет. А отклик на педали? Его тоже можно изменить. И, естественно, режимом рекуперации позволено управлять.

Заметили на фото салона, что физических кнопок почти нет? Все настраивается либо через дисплей, либо с помощью больших клавиш на руле. В том числе и климат-контроль: по китайской традиции, найти промежуточное положение между «то в жар, то в холод» непросто, но управление температурой и силой вентилятора на руле заметно упрощает дело. Это не в сенсорный дисплей на скорости пытаться попасть.

И даже адаптивный круиз-контроль управляется с помощью клавиш! С ним вообще все интересно, поскольку привычного селектора режимов езды на центральной консоли нет. Нет и «шайбы», как в некоторых других электромобилях. А что есть? Подрулевой переключатель, как в машинах с трехлучевой звездой! И на него же «повесили» активацию адаптивного «круиза». Сперва удивляешься, а потом понимаешь, что это удобно, скорость и расстояние действия радара выбираешь на руле.

JAC E30X не обеспечивает ураганную динамику, хотя разгоняется уверенно, как и положено электромобилю. Речи о «четырех до ста» тут не идет, но при стартах со светофора можно уверенно отрываться от потока. Хэтчбек провоцирует пошустрить: за счет небольших габаритов к нему довольно быстро привыкаешь, а управляемость удивляет даже на загородных трассах. Машина покорно слушается руля, а колеса цепко держатся за дорогу. Скорее услышите писк шин Giti, чем дождетесь сноса. Кстати, размерность здесь «народная» и популярная, 205/55 R16.

За время тест-драйва подвеска «подала голос» только на одном крупном «лежачем», который мы проезжали в откровенно обнаглевшем режиме. В остальном – без существенных нареканий: на крупных стыках жестковато, но плохой дороги E30X не боится, упруго отрабатывая неровности. На 120 км/ч несется по трассе четко по курсу, без колебаний.

А что там по расходу энергии? Если хотите экономить, включайте соответствующий ездовой режим в настройках, тогда получите приятные глазу 10–12 кВт·ч на 100 км вкупе с рекуперацией. А если нравится динамика электромобиля и есть желание пошалить – тогда готовьтесь увидеть 14–16 кВт·ч и больше. Все как с ДВС: за любовь к правой педали нужно платить на заправках, а в этом случае – на зарядках.

Наш вердикт

Если и остальные модели JAC будут такими же, как E30X, то модельный ряд бренда в Беларуси начнет выглядеть гораздо интереснее. Недочеты в электромобиле есть, но по сравнению с ранними моделями JAC он ощущается как действительно новое поколение машин. Теперь понятно, почему на E30X начинают посматривать даже те, от кого покупку небольшого электромобиля не ожидаешь.

НравитсяНе нравится
ОснащениеОтсутствие электропривода багажника
Простор в салонеШтатные подголовники
Работа подвескиКитайский порт GB/T

Редакция выражает благодарность официальному дистрибьютору JAC в Беларуси ООО «Трансконсалт Сервис» за предоставленный для теста электромобиль.

Технические характеристики JAC E30X Luxury Pro 405:

Длина/ширина/высота, мм4025/1770/1365
Колесная база, мм2620
Полная масса, кг1740
Максимальная мощность, кВт100
Макс. крутящий момент, Н·м175
Макс. скорость, км/ч150
Время заряда до 100% переменным током, ч7,5
Время заряда постоянным током (30–80%), мин30
Емкость батареи, кВт·ч41
Объем багажника, л300–1150

Заметки на полях

Как выросли машины за 20 лет: по сравнению с первым новым MINI электрический JAC E30X смотрится словно компактвэн.

Хотите удивить попутчика или попутчицу? Покажите трюк с подстаканником: он прячется в нижней части центральной консоли.

Ручки выдвигаются в приветствии, как только вы подходите к машине с ключом в руке.

Белые вставки в интерьере смотрятся эффектно, но сколько они проживут? Для более рациональных покупателей есть темная версия салона.

Ближний свет LED-фар дает четко очерченную границу и захватывает обочины.

Меню имеет заводскую русификацию. Без забавных моментов не обошлось. Блокировка скорости – это обсуждаемо. Нам по душе нормативный режим езды!