Бьюсь об заклад, что похожие слова я мог услышать от представителя любой, даже китайской, шинной компании, приехавшего в Минск презентовать новинки своей фирмы, готовые поступить в продажу на нашем рынке. Вопрос заключается лишь в доверии к услышанному, однако у меня нет оснований сомневаться в том, что говорит Георгий Божедомов, тренинг-менеджер Pirelli. Причин несколько. Во-первых, в отличие от новоявленных производителей из Поднебесной за Pirelli стоит более чем столетний опыт конструирования и изготовления шин, твердая репутация и, что еще важнее, сотрудничество с ведущими автомобильными компаниями, благодаря которому о характеристиках и конструктивных особенностях новых автомобилей инженеры Pirelli узнают, когда эти машины находятся в стадии разработки. Как используются эти знания при подготовке новых шин - догадаться нетрудно.

Во-вторых, после того, как Pirelli стала владельцем сразу двух российских шинных заводов, Воронежского и Кировского, следовало ожидать, что интересы компании сместятся от летних шин, где позиции фирмы и без того крепки, в сторону зимних моделей, по которым ранее наблюдалось определенное отставание от конкурентов. В России, где один из самых емких рынков зимней резины в мире, без этого никак.

Наконец, даже не вдаваясь в конструктивные и технологические особенности Sottozero 3, достаточно взглянуть, какому скоростному индексу соответствует новинка. Задайтесь вопросом: сколько в мире существует зимних шин с таким же скоростным индексом W? Раз-два и обчелся… Так что Sottozero 3 действительно шины класса Ultra High Performance, а значит, они на самом деле должны быть на шаг впереди.

Но есть ли смысл углубляться в особенности конструкции Sottozero 3? Думаю - нет. При таком скоростном индексе и размерности от 16 до 21 дюйма понятно, что предназначена эта шина для автомобилей премиум-класса с большим объемом двигателя, поэтому даже до введения ныне действующих таможенных пошлин на подобные машины спрос на нее в Беларуси был бы невелик. А теперь напротив него и вовсе можно поставить большой знак вопроса.

Куда интереснее для белорусского рынка должна оказаться Winter Snowcontrol третьей серии. Как и Sottozero 3, это нешипованная шина альпийского типа по терминологии Pirelli, или "еврозима-липучка", как их называют у нас. То есть рассчитан "третий" Snowcontrol на эксплуатацию в умеренных зимних условиях, но предназначен, учитывая, что размерный ряд модели включает шины R14-R16, для автомобилей общего пользования, преимущественно, по словам Георгия Божедомова, небольших городских.

Рисунком протектора и округлым профилем Snowcontrol 3 напоминает Sottozero 3, хотя рисунок проще. Он направленный, в виде стрелок, вершины которых циклично перемещаются направо и налево относительно осевой линии. Технология расположения ламелей Interactive Brickwork Siping (I.B.S.) запатентована. Состав резиновой смеси, как заверяет Pirelli, инновационный, но в чем состоит суть инноваций, не разглашается. Впрочем, для конечного потребителя все эти нюансы не так уж и важны.

Важнее, по мнению Георгия Божедомова, да и на мой взгляд тоже, другое. При разработке как Sottozero 3, так и Snowcontrol 3 учитывалось, что зима в европейских регионах России и других странах СНГ - это не только езда по снегу. Он может продержаться на дорогах от нескольких недель до полутора-двух месяцев, но зимний период включает еще полтора месяца до того, как снег выпадет, и полтора после того, как он сойдет. Это значит, что эксплуатировать зимние шины приходится не только на снегу и льду, но и по слякоти, каше из воды и снега, по мокрому или сухому, но в любом случае холодному асфальту. Это объясняет, чего хотели добиться от Sottozero 3 и Snowcontrol 3 разработчики, - стабильной управляемости, устойчивости, тормозных и других характеристик на самых разных покрытиях.

Если же машине предстоит эксплуатация в более суровых зимних условиях, на то в линейке Pirelli есть шины нордического типа. Третья новинка - Ice Zero - как раз из этой серии. Она интересна тем, что представляет собой ответ Pirelli на вступившие в силу в прошлом году в североевропейских странах, где в отличие от остальной Европы использование шипованных покрышек не запрещено, ограничения по количеству шипов, которыми могут быть оснащены шипованные колеса. Фактически количество шипов в шинах уменьшилось на треть, но в таком случае должно ухудшиться сцепление колес с дорогой, которое шипы создают, а вместе с ним - все характеристики, обеспечивающие безопасное движение автомобиля. Такая ситуация вынудила шинников принять ответные меры и привела к появлению шипованных покрышек нового поколения вплоть до концептуальных с выдвижными шипами. Вот что сказал по этому поводу тренинг-менеджер Pirelli:

- Технология с активным шипом, который то выдвигается, то прячется в протектор, вызывает сомнения. Такой шип будет работать, но сложность и дороговизна этой технологии - вот в чем вопрос. Мы пошли по другому пути. Мы, наоборот, хотим, чтобы шип был максимально зафиксирован в отверстии, чтобы он стоял жестко, не отклонялся и не утопал под действием нагрузки. Тогда в пятне контакта он будет работать на сцепные характеристики. Плюс к этому шип будет работать долго и не выпадать из шины.

Предыдущий шип Pirelli был круглым, с шестигранным сердечником. Нынешний шип делается по технологии, которую назвали Dual Stud. Здесь в одном сердечнике как бы объединяются два сердечника обычного шипа. В результате на сердечнике появляются два выраженных "клыка" зацепа и множество кромок зацепа в разных направлениях. Это позволяет увеличить сцепные характеристики во всех направлениях, не увеличивая количество шипов. На это техническое решение Pirelli опять-таки получила патент.

Еще одна интересная особенность новых шипов - они имеют трапециевидную форму в верхней и нижней частях. При этом верхняя и нижняя трапеции разнонаправленные. Специальная форма придается и отверстию под шип в шине.

Все это обеспечивает шипу надежную посадку в шине. Обратите внимание, как плотно охватывает его резина. Поверхность же шипа, контактирующая с дорожным покрытием, сделана плоской, что должно улучшить стойкость ко внешним воздействиям и снизить износ сердечника.

Кроме того, с целью обеспечить неизменные характеристики в широком температурном диапазоне и любых условиях, от мокрого снега до льда, откорректирован состав резиновой смеси. На 20% увеличена частота расположения ламелей. Инженеры поработали также над нагрузкой, которая приходится на шипы, и этим изменили пятно контакта шины с покрытием. В предыдущей шипованной модели Winter Carving Edge на шипы приходилось больше нагрузки. Из-за этого, хотя серьезных претензий к Carving Edge по надежности посадки шипов не предъявлялось, шипы со временем выпадали. В Ice Zero нагрузку распределили более равномерно, чтобы шип работал в совокупности с резиной протектора.

Скоро Sottozero 3, Winter Snowcontrol и Ice Zero поступят в продажу у нас. Это все, что пока можно о них сказать. Чтобы сказать больше, надо поездить самому. Тогда и станет понятно, что все-таки лучше - семь раз услышать или один раз попробовать.

Сергей БОЯРСКИХ
Фото автора и Pirelli
ABW.BY