По себе знаю, что выбрать оптимальный вариант из предлагаемого многообразия шин не так просто: осенью 2013-го мне пришлось отвечать на этот вопрос дважды. По-прежнему был велик соблазн опробовать шипованную резину, которой очень не хватало во время поездок по дорогам не республиканского значения. Но после долгих споров с коллегами и консультаций с шинниками победу одержали зимние покрышки скандинавского типа, в народе прозванные "липучками".

Минувшая зима снегом не баловала, об отсутствии шипов на выбранных зимних покрышках жалеть не пришлось. А вот эксплуатация шин скандинавского типа на холодном зимнем асфальте во всей красе раскрыла их достоинства и недостатки в большей частью городских условиях эксплуатации.

После 5000 км по зимним дорогам сезона 2013/2014 к числу достоинств первого плана Michelin X-ICE 3 я бы отнес тормозные характеристики на льду, снегу и промерзшем асфальте, весьма достойную управляемость автомобиля практически на всех упомянутых покрытиях, незначительное влияние зимних покрышек на расход топлива (по моим субъективным оценкам, в основе которых показания бортового компьютера, это плюс 0,3-0,5 л/100 км) и высокую износостойкость протектора.

Почему именно их? Если попытаться разложить по полочкам описанные выше достоинства, то получается следующее. 

Вовремя затормозить зимой куда важнее, чем разогнаться, и актуальнее всего данный фактор, когда под колесами лед или снег. Хорошее "чувство автомобиля" на зимней дороге тоже аргумент в сторону безопасности. Ты понимаешь автомобиль, он понимает тебя и послушно выполняет команды человека за рулем. Подобная идиллия дорогого стоит. Ну а износостойкость протектора - это ваши деньги: разделите стоимость комплекта покрышек на 2 и на 4 сезона, и становится понятно, что второй вариант явно выгоднее, причем даже в ситуации, если вы по какой-либо причине решили продать свою зимнюю резину, не съезжая ее в ноль.

Плюсы второго плана в моей иерархии достоинств Michelin X-ICE 3 - это хороший разгон на всех зимних типах покрытий, приемлемая стоимость ($170-180 за колесо) и отсутствие акустического дискомфорта, которым грешат все шипованные шины и некоторые покрышки в скандинавском исполнении. Казалось бы, категория не очень серьезная, но попробуйте проехать 200-300 км, например, по М1 под навязчивое шуршание шипов или гул бюджетных нешипованных покрышек, и вы поймете, о чем я говорю.

С недостатками зимних покрышек Michelin X-ICE 3 за откатанные минувшей зимой 5000 км лично мне столкнуться не довелось. Упоминаемого в некоторых тестах недостатка поперечных сцепных свойств на льду я не почувствовал, на сухом асфальте Michelin X-ICE 3 тоже выдавал максимум того, что можно ожидать от зимней покрышки скандинавского типа, ну а от попадания в ямы с острыми краями, которых традиционно боятся почти все массовые шины, Michelin, как говорится, Бог миловал.

В результате в списке шин, рассматриваемых для зимы, моему безусловному лидеру Nokian пришлось потесниться на пьедестале. Теперь бок о бок с ним Michelin, а дальше выбор будет зависеть от наличия необходимой размерности и цен.

Тем временем Nokian Hakkapeliitta R2 SUV, установленная на другом автомобиле, пробежала без малого 7000 км, также оставив целый букет впечатлений, порой весьма полярных.

Приобретались Nokian Hakkapeliitta R2 SUV под практически единогласные хвалебные отзывы коллег по цеху в части практически всех характеристик шины. Видимо, именно поэтому у меня от них были завышенные ожидания. Но, как упоминалось выше, снегом минувшая зима не баловала, блеснуть во всей красе в своей стихии у Hakkapeliitta R2 SUV попросту не было возможности. На асфальте же грань между "лидером 2013" и его ближайшими конкурентами оказалась далеко не такой существенной, как описывалось в разнообразных тестах зимних шин. Видимо, именно поэтому разница в стоимости, составлявшая осенью 2013 года $30-40 за колесо, к сезону 2014/2015 сошла на нет.

Новизна ушла, а интенсивная эксплуатация показала, что совершенству нет предела, даже для лидера тестов.

Большое количество ламелей, столь необходимое на льду и снегу, на холодном асфальте вылилось в следующую особенность поведения автомобиля, "обутого" в Nokian Hakkapeliitta R2 SUV: при выходе из поворотов с набором скорости автомобиль с завидным постоянством "сползал" наружу. С одной стороны, с физикой не поспоришь, с другой - от лучших в своем классе покрышек лично я ожидал другого.

То же можно сказать и об акустическом комфорте: при езде по асфальту шины шумноваты.

Теперь о том, что оправдало ожидания. В первую очередь это интенсивность замедления автомобиля на скользких покрытиях при торможении как на прямолинейных участках, так и на закруглениях. Даже в описанной выше ситуации, когда машина начинала "соскальзывать" наружу поворота с набором скорости, достаточно было лишь приотпустить педаль акселератора (чего на зимней дороге на переднеприводных авто по-хорошему делать не стоит), как шины мгновенно восстанавливали надежный контакт с дорогой. Такая цепкость протектора действительно дорогого стоит.

Еще Nokian Hakkapeliitta R2 SUV приятно порадовали мягкостью хода. Даже в сильные холода о дубовости покрышек не было и речи. Если бы не шелест ламелей, то за комфорт я бы поставил Hakkapeliitta R2 SUV 10 из 10.

Поразил в шинах и состав резиновой смеси. В моей практике Hakkapeliitta R2 SUV стали первыми шинами, протектор которых действительно был подобен липучке. Паркуешься у дома на засыпанном опавшими листьями асфальте - все четыре колеса полностью одеваются в листву; съезжаешь на песок - три метра, и у тебя на колесах уже песчаная шуба. Напрашивается вывод, что рассказы об уникальном составе смеси не пустой звук.

К плюсам Nokian Hakkapeliitta R2 SUV после 6730 км пробега я бы отнес и способность "держать удар". Разбитый весенний асфальт, частые проезды трамвайных путей, парковки с заездом на бордюр покрышки перенесли отлично. Балансировка зимних колес с шинами Nokian Hakkapeliitta R2 SUV нынешней осенью показала, что нещадная эксплуатация в условиях города на геометрии покрышек никак не сказалась, при балансировке колес большого количества грузов не понадобилось.

Особого упоминания заслуживает износостойкость Nokian Hakkapeliitta R2 SUV. Она тоже поражает. При таком большом количестве ламелей и мягком на первый взгляд составе эксплуатация преимущественно на асфальте должна была уменьшить протектор на 2-3 мм, но к моей неподдельной радости индикатор износа шин задней оси к весне сохранил на своей поверхности восьмерку. Колеса передней оси Duster, эксплуатируемого преимущественно в режиме автоматически подключаемого заднего моста, восьмерку на протекторе почти утратили, но, похоже, лишь в последние недели эксплуатации, так как остаток протектора составил 6,9 мм. А это значит, что еще как минимум 2-3 сезона Nokian Hakkapeliitta R2 SUV способна будет прослужить даже в условиях бесснежной зимы, правда, при неспешной езде преимущественно по городу. В результате в год покрышка, приобретенная по нынешней цене $170, обойдется в $43-56. С эксплуатационными характеристиками Nokian Hakkapeliitta R2 SUV это вполне приемлемая цена

Итог эксплуатации: слабых шин в премиум-сегменте наверняка нет, но торопиться с покупкой новинок не стоит. Маркетологи производителей шин не зря едят свой хлеб, из года в год придумывая новые "фишки" для привлечения внимания покупателей. Спустя год-другой после запуска новинки в серию все становится на свои места: в Сети появляются отзывы обычных пользователей, цена без грифа "новинка" тоже приближается к реальной разумной стоимости шин. И тогда можно доставать деньги из кошелька.

Что касается страны происхождения шин, то этот фактор, когда речь идет о премиум-покрышках, значения, на мой взгляд, не имеет. Шинники дорожат своими брендами и их репутацией и жестко контролируют качество и в Таиланде, и в РФ, и во Франции. И Nokian родом из России ничуть не хуже "коллеги" из Финляндии.

Юрий ЛИХУТА
Фото автора
ABW.BY