Можно ли это сделать в Беларуси? "Нельзя", - каждый раз отвечаем мы, и сейчас Павел Козловский объяснит почему.

Зачем обязательно ездить в Финляндию?


Сравнительный тест шин - это уравнение с многочисленными и очень важными составляющими. Отсутствие любой из них превращает ваше тестирование в обычные "покатушки". Что за составляющие?

Самая важная - это, конечно, полигон. Летние шины тестируются только на асфальтовом полигоне, а вот зимние сначала испытываются на снегу и льду, а затем еще и на асфальте, где имитируется оттепель, оцениваются результаты на сухом и мокром асфальте.

И чтобы получить эти результаты, нужен полигон. Причем предназначенный именно для тестирования шин. Обычный гоночный трек или асфальтовая площадка не подойдут - на них нет специального оборудования, которое обеспечивает, например, равномерное орошение испытательной трассы. А без этого вы не можете гарантировать абсолютно одинаковые условия испытаний для всех участников теста.

"Ха! - скажут диванные спецы. - Мы запустим поливомоечную машину, она прольет трассу". Да, только чтобы трасса получилась одинаково увлажненной, машина должна ездить по ней всю ночь, с постоянной скоростью и по одинаковой траектории, а во время испытаний - еще и после каждого заезда.

А ведь это только участок для замеров торможения! А где оценить управляемость на мокром асфальте? Нет ни толковой трассы с поворотами различной крутизны, ни условий для ее правильного орошения. В идеальных условиях профессионального шинного полигона это выглядит так: специальные форсунки постоянно орошают асфальт, вы всегда ездите по одинаково увлажненному асфальту. Причем на участке для замеров торможения форсунки льют постоянно, а на трассе для оценки "мокрой" управляемости они отключаются перед движущимся авто и снова включаются за ним. Где найти такие условия в Беларуси?

Про зимний полигон вообще можно не заикаться. В Лапландии идеальные условия для тестирования: снег ложится в сентябре и лежит практически до мая. А сам "Белый ад" занимает территорию 700 га, на которых находятся 20 различных трасс, снежных и ледяных. Причем все они по методике поддерживаются в идеальном состоянии. Ледяные трассы в процессе тестирования очищают и нарезают специальную "сетку" шипованными шинами, чтобы лед везде был одинаковым. Это делают и перед тестом, и непосредственно между заездами.

Со снежными трассами схожая история: гусеничный "ратрак" взрыхляет и затем трамбует снег, чтобы обеспечить одинаковую плотность, и делает это и перед началом теста, и между заездами. Теоретически в Беларуси тоже можно делать что-то подобное, но где найти столько снега и более-менее просторный полигон, на котором получится выполнять подобные тесты?

С полигоном разобрались, теперь перейдем к методике тестирования. Взять 2-3 комплекта шин, замерить их тормозной путь, скажем, на сухом асфальте и сказать, что шина №1 круче, чем шины №2 и №3, - это скорее ИМХО, чем сравнительный тест. Потому что, пока вы "переобували" машину, многое могло измениться: остыли тормозные диски автомобиля, солнышко выглянуло из-за тучки и сильнее нагрело асфальт, ветерок поднялся… И результат "поплыл", причем непонятно в какую сторону. И есть вероятность, что, снова "обув" комплект №1, вы получите результаты хуже, чем у №2 и №3.

Понятно о чем речь? В тестировании обязательно должна быть обеспечена воспроизводимость результата. В случае с тремя комплектами это еще более-менее реально: замена колес на подъемнике с гайковертами занимает буквально 3 минуты, так что все три теста на торможение можно провести за 10-15 минут. А затем дать машине остыть и протестировать шины в ином порядке, чтобы удостовериться, что результат воспроизведен, то есть он не отличается он показанного ранее.

Однако если в тесте участвует порядка 10-12 комплектов шин, между тестированием первого и последнего комплекта в любом случае проходит около часа, а за это время условия могут сильно измениться. Как же быть? Как обеспечить одинаковые условия для всех и быть уверенным, что результат никуда не "поплыл"? Финны придумали отличный способ держать все под контролем - они используют референтную шину.

Референтная шина - это любой комплект из списка претендентов, причем абсолютно не важно, премиальная это модель или самая дешевая в вашем списке. Во всех испытаниях референтный набор ставится в начале, середине и конце тестирования, и по его результатам становится понятно, изменились условия или нет. Грубо говоря, если в начале испытания этот комплект обеспечивал тормозной путь на снегу в 30 метров, то и в середине, и в конце теста он должен показать те же 30 метров.

К результатам референта финны относятся очень строго: если он "поплыл" более чем на 3%, условия признаются некорректными, неодинаковыми для всех,  испытание нужно начинать сначала. Возможно, даже завтра, при более стабильной погоде. И это не шутки: мы неоднократно "обламывались" на 8-9-м комплекте шин, не успев завершить испытание из-за смены температуры, поднявшегося ветра и т.д. Референт "поплыл" - все, результаты испытаний не принимаются.

Та же история и с результатами каждого комплекта: вы не можете затормозить три раза с результатами 35, 38 и 37 метров и высчитать какой-то средний тормозной путь. Нет уж, в идеальных условиях все должно быть идеально: один заезд "прикататься", а дальше 3-4 заезда должны быть с максимально близкими показателями. Что удивительно, но благодаря идеально воссозданному после каждого заезда покрытию "кучность" результата хороша даже на трассе оценки управляемости на снегу: на круге с хронометражем порядка полторы минуты разница составляет не более 1-2 секунд! На летнем полигоне, где проходит вторая часть испытаний (на мокром и сухом асфальте), со стабильностью результатов проблем также не возникает.

Теперь о фиксации результатов и начислении баллов. Весь хронометраж заездов фиксируется профессиональными высокоточными измерительными комплексами V-BOX Racelogic, данные заносятся в общую базу, чтобы финские испытатели могли контролировать корректность нашего тестирования. Затем по результатам каждой дисциплины начисляются баллы: победитель получает 100 баллов, у остальных отнимают столько баллов, на сколько процентов хуже они себя проявили. Проехавший на 8% получает 92 балла, на 15% - 85 и т.д. Еще один важный момент: по финской методике баллы за торможение умножаются на 2. Затем все баллы суммируются, и претенденты занимают свои места в итоговой таблице.

Что испытывали?


Самое время перейти к претендентам. "В этом году белорусская зима будет… Какой?" Никто не знает ответа на этот вопрос, да и в целом климатические изменения ведут к тому, что "скандинавские" шины становится необязательными даже на севере Европы. И все больше автомобилистов выбирает "европейские" зимние шины, предназначенные для более мягкого климата. А автопроизводители так и вовсе заговорили о "всесезонке". Еще несколько лет назад эта фраза означала неуместную попытку сэкономить на шинах, а сегодня это уже тренд: сразу несколько производителей представили свои модели в сегменте всесезонных шин.

И мы решили сравнить "еврозиму" со "всесезонкой" в размерности 205/55 R16. Для этого выбрали 6 зимних шин с маркировкой "снежинка на фоне горного пика". Дело в том, что шины с традиционной маркировкой "M+S" уступают в своих характеристиках, а с 2024 года в Германии шины с таким обозначением и вовсе перестанут считаться зимними.

Итак, за представителей "еврозимы" в нашем тесте выступают:

  • Nexen Winguard Snow'G WH2,
  • Kormoran Snow,
  • Goodyear UltraGrip Performance 2,
  • Nokian WR Snowproof,
  • Continental Winter ContactTS 860,
  • MichelinAlpin 6.

В команду "всесезонок" мы выбрали следующие модели:

  • Goodyear Vector 4SeasonsGen-2,
  • Nokian Weatherproof,
  • Matador MP 62 All Weather Evo,
  • Yokohama BluEarth Winter V905.

Отдельная история - шина Michelin Cross Climate. Формально она имеет все необходимые маркировки: и "снежинку", и "M+S", - но сам производитель заявляет, что надежные характеристики эта модель шин сохраняет… до -5°С! Весьма необычное позиционирование, и тем интереснее, как же эта шина себя проявит!

Как обычно, тестирование проходило в два этапа: зимние упражнения (разгон/торможение на снегу, подъем на снежный холм, оценка управляемости на снегу) замеряли на полигоне "Белый ад" в Лапландии при температуре около -10..12°С. А летние дисциплины (управляемость на мокрой трассе, оценка сопротивления качению, торможение на сухом и мокром асфальте) выполняются осенью при температуре +5..7°С на полигоне вблизи городка Нокиа, где находится самый первый завод Nokian Tyres. В качестве автомобилей-носителей выступили VW Golf VII и Audi A3.

Кто выиграл?


Все результаты испытаний мы свели в итоговую таблицу, чтобы удобнее было оценить поведение шин в каждом из тестов. Кстати, заметьте: обе модели Nokian в этом году оказались весьма далеко от подиума, что не вызывает никакой реакции представителей бренда. Это, к слову, об объективности наших тестов.

А вот появление на втором месте шин Michelin Cross Climate вызвало уже наше изумление: ужасно откатав зимнюю часть теста и оказавшись на последнем месте, эти шины смогли попасть на подиум благодаря великолепной осенней сессии. И здесь самое время повторить наши слова, которыми заканчивается практически каждый материал о шинных тестах: не смотрите на места на подиуме, таблички типа "Лучший выбор2 и т.д. - смотрите на результаты шин в каждой дисциплине.

Живете за городом, где дороги часто не чистят, - нужно выбирать шины с "зимним" характером. У вас большие пробеги, а условия непредсказуемы? Тогда нужно брать шину, которая в каждой из дисциплин имеет стабильные результаты. А иначе можно купить призера тестов, который вдруг окажется беспомощным при -6°С…

Итоговое место 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Марка Continental Michelin Michelin Goodyear Yokohama Goodyear Nokian Matador Nokian Nexen Kormoran
Модель Winter Contact  Cross Climate Alpin 6 Vector4 Seasons 2 BluEarth Winter V905 UltraGrip Performance 2 WR Snowproof MP62 AllWeather Evo Weather-proof WinGuard Snow`G WH2 Snow
Индекс грузоподъёмности 91 91 91 91 91 91 91 91 91 91 91
Индекс скорости T H T V H H H H H H T
Глубина рисунка протектора, мм 8,6 7,2 8,3 8,4 8,2 8,2 8,4 8,1 8,4 8,2 8,4
Вес шины, кг 8,4 8,8 8,1 7,9 9,4 11,5 7,8 8,3 7,9 9,3 8,8
Страна-производитель Румыния Германия Германия Германия Филиппины Германия Финляндия Словакия Финляндия Корея Чехия
Минимальная стоимость, бел. руб. 172 163 170 205 170 220 240 93 175 117 87
Оценки за испытания
Торможение на снегу x2* 200 176 194,8 199,7 195,9 196,5 197,5 190,9 191,5 196,3 194,1
Разгон на снегу 97 95 97,7 97,9 97,3 97,1 100 96,6 98,3 97 96,1
Подъем в снежную гору 100 93 97 97,6 96,4 98,5 98,5 94,2 97 94,4 96,6
Управляемость на снегу 99,3 92,6 98,3 97 92,7 100 98,5 94,6 93,3 95,3 97,7
Промежуточный результат 496,3 456,6 487,8 492,2 482,3 492,1 494,5 476,3 480,1 483 484,5
Торможение на мокром асфальте x2* 178,9 200 187,7 178,4 184,9 188,5 180,3 180,1 173,6 180,9 175
Управляемость на мокрой трассе 91 100 89,7 92 92 89,1 90,1 91,3 92 90,6 88,4
Торможение на сухом асфальте x2* 191,2 200 189,7 190,5 186,6 176,1 176,1 186,8 183,5 177,1 175
Сопротивление качению** 29,9 30 28,5 26,6 26,4 24,6 29,3 29,3 29,3 23,8 25,8
Промежуточный результат 491 530 495,6 487,5 489,9 478,3 475,8 487,5 478,4 472,4 464,2
Итог 987,3 986,6 983,4 979,7 972,2 970,4 970,3 963,8 958,5 955,4 948,7
* за итоги этих тестов количество баллов удваивается  
** весомость данных оценок - 30%
лучший  
худший  


Фото автора и Евгения ДУДАРЕВА
Специально для Автобизнеса

Не по карману новая "зима"? Ищете "штамповки", чтобы не мучить "литье" солью на дороге? Смотрите предложения в нашей базе объявлений!

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!