Автобизнес проверил, насколько легко и быстро можно отремонтировать шину с помощью самых популярных способов и справится ли с этим девушка без специальной подготовки.

Какими способами обычно пользуются автомобилисты?

Среди автомобилистов, исходя из отзывов, популярны магазинные средства экстренного ремонта шин: специальные наборы, включающие в себя несколько шил и жгутов, которые можно купить в любом гипермаркете, а также средство в баллонах под давлением, которое может не только залатать дыру, но и подкачать колесо. Если отверстие небольшое, а водитель не подготовился к неприятности заранее, помочь может обычный саморез.

В интернете мы нашли еще несколько народных "рецептов". Водители советуют открутить ниппель и залить в колесо около литра воды, после чего при движении со скоростью около 20 км/ч центробежная сила распределит воду по колесу и не даст воздуху выходить. Еще один совет – залить в колесо монтажную пену.

Эти советы мы проверять не будем из-за их сомнительности. Монтажной пене нужно высохнуть, и сложно сказать, сколько времени ей потребуется в шине, когда и на открытом воздухе она может сохнуть больше часа. Да и саморез может оказаться в машине с большей вероятностью, чем баллон с монтажной пеной. Что касается воды, тут и так понятно: может, она и замедлит выход воздуха, но далеко после такого ремонта все равно не уедешь.

В одном из гипермаркетов приобрели набор для ремонта шин за 7,99 рубля. На полке был еще один – за 5,39 руб., в котором было одно шило, похожее на отвертку, однако мы выбрали тот, что, на наш взгляд, будет удобнее. В приобретенный нами комплект входило два шила с Т-образной ручкой (одно – для расширения отверстия, другое – чтобы продеть в него материал для ремонта), три полоски самовулканизирующегося жгута и тюбик с клеем. В интернете подобные наборы продаются по цене от 6 до 15 руб., в большинстве из них пять жгутов, кое-где в комплект может входить ножик или плоскогубцы.

На упаковке было указано, что набор предназначен только для ремонта шин в зоне протектора, он не поможет при боковых проколах. Информации о температуре на упаковке продукта и на тюбике с клеем не оказалось, что касается срока хранения, то наш набор был произведен в апреле 2019-го и годен в течение трех лет. По инструментам производитель обещает, что их можно будет использовать в течение двух лет с момента покупки.

Также мы приобрели шинонаполнитель в баллоне под давлением Mannol 9906 Reifen Doctor объемом 450 мл за 15 рублей. Стоимость таких средств в Минске начинается от 14,50 руб., нам проще оказалось заказать его через интернет в магазине автозапчастей, так как в ближайшем торговом центре, строительном магазине и на АЗС шинонаполнитель не продавался.

На упаковке было указано, что пена эффективно герметизирует проколы всех видов диаметром до 5 мм и не влияет на балансировку колес. Один баллончик сможет отремонтировать одну 15-дюймовую шину. Наш баллон был произведен в сентябре 2020 года и годен в течение трех лет, то есть мы можем быть уверены, что еще 2 года и 2 месяца он в экстренной ситуацией со своей задачей справится.

Однако на упаковке ни слова о том, эффективно ли средство при минусовых температурах. Написано было, что во избежание взрыва баллон нельзя нагревать выше 50 градусов, то есть, оставив его в машине, которая стоит на солнце в жаркий день, можно после потратиться на химчистку. О том, до какой температуры нагревается салон авто на солнце, вы можете почитать здесь.

 "К нам приезжали люди и с плоскогубцами в колесе, и с женскими шпильками"

Для тестирования мы отправились в шинный сервисный центр Tyreplus во 2-м Велосипедном переулке, 4. Наш корреспондент Татьяна Василевская попробует отремонтировать колеса самостоятельно. Помогать ей будет управляющий центра Павел Иваницкий. Он говорит, что оба способа хорошо работают, однако они подойдут только в случае, если прокол небольшой. Из народных специалист отметил ремонт шины саморезом.

"Если повреждение значительное, ремонт без снятия колеса не поможет – тут либо нужна "запаска", либо придется вызывать эвакуатор или искать другие способы. Есть автомобили, в которых изначально с завода нет "запаски", они комплектуются подобным баллоном с жидкостью и компрессором. Набор со жгутами тоже рабочая вещь, после его использования человек спокойно может доехать до шиномонтажа. Есть даже люди, которые умудряются ездить потом до полного износа покрышек. Но в идеале все же, чтобы эта латка была временной, водителю стоит как можно быстрее отремонтировать шину обычным способом, потому что, если прокол произошел в плоскости протектора, то шнур не закрывает каналы, туда попадает вода и начинает ржаветь металлокорд", – рассказал Павел.

Что касается погодных условий, то оба средства можно использовать в любую погоду.

"При использовании "латки" в идеале, чтобы шины были сухими. Оба средства сработают и в мороз, однако герметик в баллоне не любит низкие температуры, то есть хранить его зимой в машине нежелательно. Что касается ремкомплекта, то испортиться при хранении в машине зимой может клей, однако при необходимости жгутом можно отремонтировать шину и без него, и это тоже будет работать".

По словам Павла Иваницкого, автомобилисты часто прокалывают шины в городе, обычно с подобными проблемами обращаются на шиномонтаж в теплое время года, чаще весной. Сотрудники шинного центра связывают это с тем, что после схода снега на дорогах остается много мусора и гвоздей. В основном в шинах находят саморезы, но из поврежденных шин извлекали и женские шпильки, и плоскогубцы, и куски арматуры.

Специалисты отмечают, что специально заливать в шину средство для профилактики прокола не стоит. Отчасти потому, что после них производить традиционный ремонт сложнее.

"Есть шины, изначально покрытые изнутри слоем, который начинает застывать, когда попадает в отверстие. На шинах RunFlat с усиленной боковиной можно доехать до ближайшего шиномонтажа. Что касается средств из баллонов, после них остается слой, который очень сложно отмыть, приклеить латку потом будет проблематично. Поэтому использовать его лучше в крайнем случае. Я лично автомобилистам рекомендую возить запасное колесо, но если ситуация безвыходная, я бы воспользовался жгутом".

Тяжело и грязно или просто, но неэкологично

Для теста у нас есть три колеса. На каждом из них мы будем проверять одно средство: жгуты, баллон и саморез.

Берем первое колесо и прокалываем шину шилом, после чего раздается характерное шипение.

"На шиномонтаже мы определяем место прокола с помощью мыльного раствора, однако если у вас есть только бутылка с водой, вы можете полить ее на колесо. В месте, где выходит воздух, вы увидите брызги", – говорит Павел.

Первым испытаем набор для ремонта со жгутами. Сначала Павел покажет нам правильную последовательность действий и отремонтирует боковой прокол, после чего автор этих строк попытается последним оставшимся лоскутком повторить его действия. Инструкция на коробке есть: смазанным клеем рашпилем нужно зачистить место прокола, после этого извлечь из упаковки один из жгутов, смазать клеем, продеть его в ушко второго шила так, чтобы ушко оказалось на середине, и ввести внутрь шины. После этого шило извлекается, торчащие остатки отрезаются.

На практике все оказалось гораздо сложнее. Во-первых, колесо нужно постоянно держать в надутом состоянии, иначе выполнять работы неудобно из-за того, что шина проваливается. То есть колесо лучше подкачать, но делать все надо очень быстро, а смазанный клеем и продетый в шило жгут лучше подготовить заранее. Во-вторых, нужно хорошо зачистить и расширить отверстие.

К тому же нужно выбирать качественный инструмент с крепкими ручками. Итог первой попытки Павла вставить жгут в отверстие в шине – сломанное шило, порванный материал. В реальных условиях ремонт на этом бы и закончился, а водителю ничего не оставалось, как вызывать эвакуатор. Однако на шиномонтаже оказался еще один такой же инструмент, который остался у сотрудников от другого набора. С первого взгляда заметно, что его ручка выглядит надежнее.

В результате новым лоскутом Павел успешно отремонтировал прокол боковины шины, после чего мы решили все же исправить прокол протектора.

Еще раз подкачав колесо и зачистив отверстие, Татьяна все же вставила в него жгут. По ощущениям работа эта непростая, особенно если делать все в одиночку, но для девушки без особой физической подготовки выполнимая – гораздо легче, чем замена колеса. Опять же стоит учесть, что тест происходит на шиномонтаже, а в реальных условиях в зависимости от места прокола сделать все будет гораздо сложнее и грязнее.

Следующий способ – ремонт пеной из баллона. Тут все гораздо проще: ставим колесо клапаном вверх, дожидаемся, когда воздух из него полностью сойдет. Потом встряхиваем емкость, подключаем ее к колесу, поворачиваем рычаг и ждем. Пена по трубке поступает в колесо. Движение прекращается – значит, баллон пуст, его можно отключить. После этого на машине нужно проехать 10-15 км, чтобы пена хорошо распределилась и герметизировала проколы. Так как колеса у нас разного диаметра, ездить на них мы не будем, а просто покатаем по территории центра и поставим на некоторое время проколом вниз, чтобы средство успело "схватиться".

После того как мы пошевелили колесо, из незапечатанного прокола вышло много пены. С учетом того, что пена достаточно токсичная, такой способ ремонта нельзя назвать экологичным, желательно не использовать его на природе.

Помимо ремонта баллон подкачивает колесо – давление в нашем случае с 0 поднялось до 1,6 кгс/см2. То есть пена эффективна, если у водителя нет в машине компрессора, автомобилист сможет доехать до ближайшего шиномонтажа. Спустя 15 минут проверили – средство запечатало прокол, мыльный раствор на нем не пузырился.

Последним пробуем вариант с саморезом – просто закручиваем его отверткой в отверстие. Процесс занимает не больше 30 секунд, воздух из колеса выйти не успевает, никаких усилий для этой работы не требуется. Главное, чтобы под рукой был подходящий саморез, по диаметру больше места прокола. Для надежности его можно покрыть клеем для шин из первого набора, если жгутов не хватило. Но и без этого не установленное на машину колесо воздух не пропускало – мыльный раствор не показал ни единого пузырька.

"Один наш клиент рассказывал, что однажды ездил с саморезом неделю, потому что никак не мог найти время для шиномонтажа, – поделился историей Павел. – Колесо потихоньку спускало, он подкачивал его компрессором и ехал дальше. Так что способ вполне рабочий".

В результате мы накачали все три колеса до давления 2,5 кгс/см2 и оставили на сутки. По истечении этого времени показатели оказались следующими: давление в колесах, которые ремонтировались саморезом и жгутами, не изменилось; давление в колесе, которое ремонтировалось средством из баллона, снизилось до 2,1 кгс/см2. Однако мы связали это с тем, что на этом колесе все же нужно было проехать, чтобы средство хорошо закрепилось.

Наш вердикт

Составить рейтинг всех трех способов ремонта покрышек крайне сложно из-за ряда достоинств и недостатков каждого. Поэтому в таблице мы просто перечислим их плюсы и минусы, а каждый автомобилист, будь то девушка или мужчина, выберет тот, который подойдет лично ему. Кроме указанных в таблице данных отметим, что в случае с покупными средствами (жгутами и пеной в баллоне) лучше приобретать максимально свежий продукт, который дольше будет в "боевой готовности".

Отметим также, что специалисты советуют использовать эти способы ремонта только в качестве временных, чтобы доехать до шиномонтажа, так как некачественный ремонт негативно сказывается на состоянии шин и приводит к их усиленному износу. 

Способ

Плюсы

Минусы

Набор со жгутами

  • высокая надежность,
  • можно отремонтировать несколько колес или до 5 отверстий в одном колесе,
  • можно отремонтировать прокол в боковине,
  • пригоден к использованию после длительного хранения в машине, не боится замерзания;
  • требует некоторых физических усилий, способ достаточно грязный и самый долгий из всех,
  • нужно выбирать качественный инструмент,
  • по окончании работ и в процессе требуется подкачка колеса;

Средство в баллоне

  • высокая скорость ремонта, удобство и чистота рук и одежды при выполнении работ,
  • подкачивает колесо, выручит, если нет насоса,
  • можно отремонтировать все проколы разом в одном колесе,
  • средство остается в колесе, профилактика проколов в дальнейшем;
  • неэкологичность,
  • можно  отремонтировать только одно колесо,
  • нежелательно хранить в машине в жару и мороз,
  • усложнение классического ремонта на шиномонтаже в дальнейшем;

Саморез

  • практически  бесплатный и доступный,
  • простота, высокая скорость ремонта;
  • после выполнения работ требуется накачать колесо,
  • самый ненадежный из всех способов, пользоваться можно до ближайшего шиномонтажа.