Литые или штампованные

На зиму многие принципиально ставят "штамповку" – она дешевле, ее не так жалко поливать соляными растворами на наших дорогах. С одной стороны, все так, с другой – качественные легкосплавные диски обладают хорошей прочностью при малом весе, что имеет свои преимущества. Но есть и другие плюсы. Так, если диски имеют рисунок с большими "окнами" (расстояниями между лучами), это упрощает установку цепей или браслетов противоскольжения, а также очистку колес изнутри от снега. Впрочем, многими рядовыми водителями два последних пункта обычно не востребованы.

Какая разница

Давайте начистоту: выбор между литыми и штампованными, а также новыми и б/у дисками во многом определяется их стоимостью. От нее же зависит и выбор между "оригиналом", изделиями именитых производителей и продукцией малоизвестных марок.

Б/у диски могут быть в идеальном состоянии, а также иметь явные или скрытые повреждения/деформации. Мелкие дефекты, влияющие только на внешний вид, не так страшны, хотя их устранение тоже может вылиться в приличные деньги. Но если вам на зиму и чтобы "не жалко", то как раз комплект "страшненьких" на вид, но еще вполне приличных по части геометрии и прочего дисков можно взять относительно недорого и не заморачиваться в дальнейшем по поводу эстетики.

Куда важнее, чтобы диски были ровными, хорошо балансировались и не грозили лопнуть при первом же мало-мальски сильном ударе. Рядовой автомобилист вряд ли это определит, но специалист – с большой долей вероятности, поэтому в случае с "бэушкой" гарантия, пусть даже только на шиномонтаж, точно не будет лишней.

Так, может, не рисковать и взять новые, пусть даже попроще? Это хороший вариант, но только в случае с продукцией от надежного производителя. Что касается дешевого "ноунейма", то практически все специалисты едины во мнении: уж лучше взять б/у оригинальные заводские или фирменные диски от известных производителей.

Насколько важно соблюдать все параметры

Лучше всего, когда диск полностью, по всем параметрам соответствует спецификации производителя, благо обычно допускаются альтернативные размерности. И все же не всегда удается найти в наличии ровно то, что требуется, или же стоимость "правильных" дисков существенно выше, чем близких по параметрам. Отсюда вопрос: насколько строго надо следовать всем параметрам?

Разболтовка – из числа обязательных значений: количество отверстий и диаметр их расположения должны соответствовать тому, что требуется. Да, некоторые "натягивают" диски 4х108 на ступицу 4х110 и наоборот, но болты и шпильки вам за это спасибо не скажут. Ставить диск с бОльшим центральным отверстием (DIA), чем нужно, без специального центрирующего кольца тоже плохо: ухудшается точность центровки, из-за чего опять же под нагрузкой оказывается крепеж. Ну а диск с меньшим ЦО вы в принципе не сможете поставить.

Вылет (ЕТ), или же расстояние между плоскостью крепления диска и его центральной осью, в идеале также должен вписываться в диапазон тех значений, что предписывает производитель. Значительное изменение вылета в сторону расширения колеи (выступание диска наружу) относительно заводского может повлечь за собой негативные последствия. Это касается и управляемости, и увеличения нагрузки на ступичные подшипники. Если изменение вылета приводит к тому, что колесо, наоборот, уходит внутрь кузова, оно может контактировать с ним, а также с элементами подвески или рулевого управления.

Аналогичный риск имеется при использовании дисков с большей посадочной шириной обода (J), причем при выборе этого значения необходимо учитывать ширину шин – таблицы с соотношениями легко найти в интернете. К слову, если решили ставить более узкие колеса, то и диски, возможно, понадобятся с меньшим значением J.

Наконец, посадочный диаметр. Как мы уже сказали, как раз покупка отдельного комплекта дисков позволяет не привязываться к размерности основного "летнего" комплекта колес. Скажем, можно перейти с 16-дюймовых колес на 15-дюймовые, если это допускается производителем.

Но даже при этом учитывайте, что при установке неоригинальных дисков, тем более если все указанные выше параметры строго не выдержаны, могут возникнуть неожиданные осложнения. Например, диск не встанет или будет цеплять за тормозной суппорт. Ну а переход на колеса большей размерности грозит тем, что они могут касаться кузова или элементов ходовой части. Поэтому, если есть сомнения, перед покупкой примерьте диски на передней и задней осях.

Проставки, переходники, альтернативная сверловка – насколько это надежно

Да, есть технические решения, позволяющие решить проблему иной разболтовки или недостаточно широкой колеи. Переходники, проставки, просверливание новых отверстий (альтернативная разболтовка)  – все это давно придумано и, как правило, довольно эффективно. Но подобные решения еще можно понять в автоспорте, а для обычной эксплуатации все же лучше придерживаться заводского исполнения и с точки зрения надежности, и в плане юридических вопросов: начиная с возможности прохождения техосмотра и заканчивая ответственностью за управление автомобилем, техническое состояние которого не отвечает требованиям технических нормативных правовых актов.

Какие еще нюансы надо учитывать

Использование другого комплекта дисков может потребовать применения соответствующего крепежа. Это касается как длины болтов или шпилек (литые диски толще штампованных), так и формы подголовки болта или гайки (она может быть плоской, сферической или конусной).

Купили диски – не пожалейте денег на новые вентили. Если автомобиль оснащен системой контроля давления в шинах, подумайте об установке и прописывании датчиков и на новый комплект. Про нюансы, связанные с этим, мы в свое время писали.

Сбортированные колеса избавляют от необходимости демонтажа/монтажа два раза в год, но перед началом сезона комплект стоит свозить в мастерскую на балансировку.

Пользуясь случаем, напомним о существующей рекомендации проверять крепеж через 200-250 км после снятия-установки колес, особенно это касается литых дисков.

Также напомним и о том, как правильно хранить сбортированные колеса. В отличие от шин, которые ставят вертикально, их кладут горизонтально (можно столбиком) или подвешивают за диски. Для хранения используется нежилое темное помещение с низкой влажностью.

Крутятся диски. Ищите подходящие варианты в базе объявлений Автобизнеса!