"С размерами от 17-х и выше перебои все чаще"

– Как изменилась ситуация на рынке по сравнению с началом прошлого зимнего сезона? Каких брендов не стало, какие появились?

– Если проводить такое сравнение, то изменения серьезные, кардинальные. Сейчас все чаще звучит слово "дефицит". Звучит из каждого утюга и всех пугает. Но нужно верифицировать, о каком дефиците речь. Если рассматривать дефицит с точки зрения "шин нет и не будет, все пропало", то, конечно же, это не так. Если говорить о дефиците в определенных размерах – да; об отсутствии брендов, к которым привыкли покупатели, – да. Надо понимать, что дефицит в сегодняшних условиях – это переменная, потому что все очень быстро и резко меняется. Есть внутренние условия, есть внешние. Часть их объективные, к сожалению, это невозможно предугадать. Никто не знает, какой танкер завтра встанет поперек Суэцкого канала и повлияет на все.

С шинами небольших диаметров до 15-х, 16-х и части 17-х с точки зрения "дайте мне хорошую недорогую резину" ситуация вменяемая. Можно найти достойные продукты, вы будете на них спокойно и без проблем ездить. Это в первую очередь белорусские и российские шины. А вот украинские по понятным причинам пропали, в ближайшее время их не ожидается. Они занимали свою нишу, стоили недорого и давали за эти деньги определенный набор качеств. С размерами от 17-х и выше перебои все чаще. 

Основной удар пришелся на бренды среднего сегмента. "Выпали" суббренды премиальных марок, группа корейских производителей – Hankook, Nexen, Roadstone. Но нужно сделать ремарку: это не значит, что их нет совсем. Раньше ситуация на шинном рынке была устойчивой, все было стабильно, импортеры понимали, что и когда приедет. Сейчас ты не можешь предсказать, что произойдет завтра. Часть шин смог получить от производителя, а часть – нет. Поэтому сегодня развивается параллельный импорт, когда ты эту же резину берешь не напрямую у производителя, а какими-то альтернативными законными путями. 

Шины – сезонный товар, планирование по ним идет на 3-5-8 месяцев, а то и год. Сейчас горизонт планирования по многим поставкам сузился до месяца-двух. И катастрофическим образом на это влияет логистика. Например, возьмем турецкую резину: раньше она доставлялась через Украину за срок от 3 до 12 дней, а сегодня ее путь либо через Грузию, либо через Азербайджан. Наш антирекорд нахождения машины в пути – 55 дней. Так поехали не только шины, но и большое количество других групп товаров, поэтому не справляются ни перевозчики, ни погранпосты. Плюс горная местность: сошла лавина – все стоят неделю и ждут. 

С шинами премиального сегмента проблемы точечные. Ряд брендов принципиально отказывается продавать нам шины, ряд продолжает работать, но не системно. Не системно, потому что у большинства компаний были заводы в России. Возьмем Michelin: часть размеров поставлялась с российского завода, часть – из Европы. Сегодня все смешалось: какие-то остатки идут из России, что-то удается получить из Европы. Поэтому сейчас Michelin R17 есть, R16 нет, а завтра все может поменяться. Сказать, что будет вся линейка Michelin, – нет. То же самое касается практически всех премиальных брендов. 

В бюджетном сегменте смещение происходит в сторону "Белшины" и российских производителей. В доковидный период была четкая градация: белорусские, российские и сербские шины; затем хорошие китайские, средние европейские и корейские; наконец, премиум. Предложение и спрос отрегулировались, рынок установил цену – все было понятно. Сегодня все смешалось, часто встречаются ситуации, когда какая-то резина дороже, чем шины более высокого уровня. Кому-то удалось привезти ее по определенной цене, и она стоит столько, а кто-то завтра привез дешевле. 

Все упирается в логистику. Плечо поставок выросло на всех направлениях. Раньше мы понимали, что срок поставки из Китая по морю составлял 35-50 дней. Сегодня морской путь опасен, поскольку никто не знает, что будет завтра и смогут ли шины пересечь границу. Поэтому альтернативным путем является железная дорога. Казалось бы, все просто, но нет. Железная дорога не воздух и не море, где можно выбрать эшелон или свернуть левее-правее. Если на ЖД случается какой-то "затык", встает все. И погранпереходы на пути из Китая в Беларусь не справляются со свалившейся на них нагрузкой, ведь огромное количество грузов из Поднебесной идет и в Россию. 

"Все меньше людей звонят и просят продать им не важно какую резину"

– С какими размерами сегодня возникают проблемы? Уже летом страдали владельцы Scenic IV, больших кроссоверов и внедорожников, BMW i3 с их "велосипедными" шинами.

– Если говорить о ситуации дефицита по размерам, то, наверное, впереди всех действительно Renault Scenic IV. Большинство производителей этот размер – 195/50 R20 – не выпускает, ситуация такая, что у вас или дорогой Michelin по 700-900 рублей за колесо, или всесезонный "китай" за 200-400 рублей, с наличием которого тоже есть проблемы. Страдают владельцы BMW и Mercedes с разноширокими шинами. С ними бывают ситуации, когда дефицит 100 процентов. Нет ничего, ноль. 

Вообще говоря, относительно лета ситуация не сильно изменилась. С чем были проблемы уже тогда, с тем они сохранились и сегодня. 

– Как за год изменились цены?

– В среднем в пределах 25-35 процентов. Это касается абсолютно всех производителей, российских в том числе. После вступления в силу известного постановления по многим позициям цены упали, к чему это приведет – посмотрим в разрезе времени. 

Если год назад 15-е колеса в розницу можно было купить по 105-115 рублей за шину, то до вступления в силу постановления цена могла варьироваться вплоть до 140-160 рублей. Опять же есть позиции, которые стоят столько, сколько они не должны стоить. Это объективно дорого, но так получается.

Что касается больших размеров, там все примерно так же. Шина, которая подешевела относительно прошлого года, – это какое-то большое исключение. Даже не могу придумать какое.

– Средний чек – как он изменился по сравнению с прошлым годом? 

– К выбору шин надо подходить скрупулезно и правильно. Мы видим, что у потребителя сформировался запрос на сервис. Все меньше людей звонят и просят продать им не важно какую резину. Но есть и тенденция, когда покупатель говорит: "Дайте мне подешевле". Это объективная ситуация, к сожалению. И это "подешевле" отличается в понимании покупателя и продавца. Продавец видит и знает, что происходит на рынке. А потребитель покупал шины 2-3 года назад, но сегодня цена выше на 40-50 процентов. Это тяжело и больно.

Надо понимать, что шины отнюдь не радостная покупка для любого человека. Потому что это всегда недешево, это что-то черное, ты поставил это – и все. Когда мы покупаем дорогой телефон, сразу ощущаем его прелести. С шинами все по-другому: надо отдать много денег, а еще надо выбрать, тесты почитать, где в одном – одно, в другом – другое, здесь резина на первом месте, там – на шестнадцатом. Люди начинают уставать, злиться, и все это выливается на продавца. Так ему и надо – это его работа. И важно, чтобы продавец помогал купить, а не просто продавал. 

Средний чек не падает, он растет, но есть сильная перетекаемость клиентов в более дешевые шины. Многие хотят себе резину среднего уровня, которую они покупали несколько лет назад, но сегодня этих брендов просто нет. Либо есть другие, но финансы не позволяют их покупать.

"В сегодняшних реалиях Азия – наше все"

– Как сегодня обстоят дела с поставками шин?

– С поставкой шин российского производства проблем нет, относительно нет. Когда весной случилась ситуация, изменившая условия работы для всех, российские производители справились с ней, на мой взгляд, на четыре с половиной балла по пятибалльной системе. Они быстро смогли нарастить объемы, заняли освободившиеся ниши, но у них тоже выросли цены. Мы говорим сейчас об исконно российских производителях.

Что касается компаний, у которых были производства в России, то часть из них прекратила работу, часть уходит. Например, у Nokian был огромный завод в РФ, который производил шины на всю Россию, Беларусь и Европу. Они его продали, там не будет производиться Nokian. Скорее всего, его не будет на нашем рынке. На данный момент он пока есть.

К брендам, которые уходят, с уверенностью на 90 процентов можно отнести Michelin. Есть подтверждение, что завод продан. Это задевает не только Michelin, но и сербские суббренды Tigar, Taurus и Kormoran. Можно говорить, что в Беларуси их тоже не будет. Они могут появиться какими-то окольными путями, но в небольших количествах, цена на них окажется выше, чем должна быть. 

Их нишу на рынке займет китайская резина. Как бы это ни звучало, но в сегодняшних реалиях, если ничего не изменится, Азия – наше все. Причем под Азией преимущественно понимаем Китай. 

Про логистику из Китая мы уже говорили, но сегодня происходят фундаментальные изменения в железнодорожном сообщении с КНР. На Валдайском форуме РЖД подписала важные соглашения с Китайскими железными дорогами, сейчас будет происходить переформатирование приграничного железнодорожного сообщения, будут открываться дополнительные погранпереходы. Это существенно ускорит и упростит логистику. Кроме того, это должно ее удешевить. 

Китай – огромная страна, в которой производится очень много товаров, в том числе и шин. И там есть низкое, среднее и очень высокое качество. Ведь все iPhone тоже производятся в Китае. 

 – Но если качество высокое, то и цена соответствующая – это должно касаться и китайских шин. Мы ведь проходили это с автомобилями. Когда "китайцы" вышли на уровень как минимум корейских авто , они стали стоить как "корейцы".

– С шинами абсолютно такая же ситуация. Есть китайские бренды, известные во всем мире. Многие из них являются спонсорами европейских футбольных грандов, американских гонок NASCAR и т.д. Они поставляются в Европу, поставляются в США. Там никто не позволит привезти то, что небезопасно. Но ты сам выбираешь, за какую цену покупать и с каким качеством. На наш рынок некачественный товар не попадает. Никто не повезет плохую дешевую резину ради сиюминутной выгоды. 

– Вернемся к российским производителям. Весной были разговоры, что из-за санкций они могут столкнуться с проблемами поставок натурального каучука, "высокой" химии и т.д. Не стало ли хуже качество их продукции?

– Сказать, что они стали плохими или по ним выросло количество рекламаций, я не могу. Их уровень качества принципиально не изменился. Они остались в своем сегменте, ниже которого нет ничего. 

– Можно ли сделать какие-то прогнозы на следующий теплый сезон? Имеет ли смысл сегодня покупать летние шины?

– Если вам на следующий сезон нужна летняя резина и она сейчас есть в наличии, покупайте, если можете это сделать. Что будет апреле или мае, никто не может спрогнозировать. Предпосылок как для роста цен, так и для их снижения нет, но есть ряд факторов, которые внезапно могут все изменить. 

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!