Помогать отвечать на вопросы читателей нам будет Дмитрий Марголин, заместитель директора по коммерческим вопросам группы компаний «Мегасклад».

Базовые шинные вопросы

– Начнем с базовых вещей: люди, которые только сели за руль, зачастую не понимают, что означает маркировка, условно, 245/45 R18?

– Азбука любой автомобильной шины: на боковине есть вся необходимая информация для водителя, которая даст ему понимание, может он ставить конкретную резину на свой автомобиль или нет. В свою очередь на каждой машине есть табличка, в которой производитель перечисляет допустимые размерности шин. Иногда в одном и том же диаметре можно ставить несколько вариаций, но выходить за них категорически нельзя. Во-первых, вы автоматически лишитесь гарантии на шину, поскольку используете ее там, где она использоваться не должна. Во-вторых, многие дилеры полностью или частично лишают гарантии на автомобиль, если на него установлена резина не предписанного автопроизводителем размера. Ведь не зря лучшие инженеры что-то рассчитывают, тестируют и приходят к определенному размеру. С этим «играть» ни в коем случае нельзя.

Возвращаемся к информации на боковине. Абсолютно всегда мы увидим там размеры. Вот, например, 245/45 R18. Первое значение в числителе дроби – это ширина пятна контакта в миллиметрах. Число в знаменателе – высота боковины в процентах от ширины пятна контакта. В нашем случае это 45 процентов от 245 миллиметров.

Про R много раз говорилось, но многие до сих пор считают, что это радиус. Число, стоящее за буквой R, – это посадочный диаметр шины в дюймах. Он должен соответствовать размерности ваших дисков.

Сама же буква R говорит о том, что шина радиальной конструкции. Раньше были разные варианты, сегодня 99,9 процента шин именно радиальные, но производители по-прежнему указывают это в маркировке.

Дальше идут индекс нагрузки и индекс скорости в виде, например, 93Т. Индекс скорости всегда обозначается буквами: T, H, W и т.д. Как понять, сколько это? В интернете огромное количество информации, просто гуглите – и увидите, что T соответствует 190 километрам в час. Производитель гарантирует, что до этой скорости резина будет выдавать заявленные параметры. Это не значит, что, если вы поедете со скоростью 200, с шиной что-то случится, но в таком случае показатели могут не соответствовать заявленным. Число, следующее за литерой индекса скорости, – это индекс нагрузки, в данном случае мы видим 100. Гуглим – и понимаем дозволенную нагрузку на одну шину, не на все четыре. Как правило, эти данные указываются с запасом. Но если вы посчитали и видите, что максимум на четыре шины получается 2,5 тонны, а машина весит 3 тонны, то приобретать такую резину не стоит.

Обратная история: не надо гоняться за высокими индексами нагрузки и скорости, если вы ездите на условном Hyundai Accent со скоростью не выше 140. У шин, рассчитанных на высокие скорости и нагрузки, жесткие боковины, что, безусловно, не в лучшую сторону скажется на комфорте, когда вы поставите их на свой автомобиль.

На резине с направленным рисунком протектора изображена стрелка, рядом с которой есть слово Rotation. Они указывают на направление вращения шины. Такую резину нужно ставить строго правильно.

Кроме этого, на некоторых шинах есть надписи Outside и Inside, указывающие соответственно на наружную и внутреннюю стороны колеса. Следовательно, такую резину нельзя ставить внутренней стороной наружу – это нарушение условий эксплуатации.

Безусловно, есть зеркальные рисунки протектора, на которых такие надписи отсутствуют. Если направление вращения, а также внутренняя и наружная стороны шины не указаны, резину можно ставить как угодно.

Также на боковине любой шины будет дата производства в виде четырех цифр. Например, 2823. Это означает, что данная шина выпущена в 28-ю неделю 2023 года. То есть первая пара цифр – это неделя, вторая – год.

Помимо этого, на каждой шине указана реальная страна производства. На рынке резины не бывает такого, что шину выпустили в Малайзии, а указали, скажем, Францию. На самом деле страна производства не имеет значения. Любой производитель имеет свои стандарты выходного контроля, которые соблюдаются на всех заводах.

– В названии некоторых шин присутствует аббревиатура SUV. Они якобы ориентированы на кроссоверы. Реальная разница есть или это чистый маркетинг?

– Аббревиатура подразумевает, что такая резина должна использоваться на кроссоверах. Но на кроссоверы можно ставить и любые другие подходящие по параметрам шины. А шины с надписью SUV можно использовать не на кроссоверах. Поэтому да – это маркетинг.

«Зима», «лето», «всесезонка»

– Почему «всесезонка» хуже, чем «зима»?

– Что объединяет «лето» и «зиму»? Это шины, они круглые и используются на автомобилях. Зимние и летние шины – это два принципиально разных изделия. Разные компаунды, разные материалы, разное сырье. И на выходе получаются продукты, предназначенные для принципиально разных задач. Ведь поры года значительно отличаются условиями: дорожное покрытие, температурные режимы и т.д.

Зимние шины делаются с таким расчетом, чтобы в мороз они не становились «дубовыми», не теряли своих свойств и уверенно держали машину на дороге, обеспечивая максимальный уровень сцепления с покрытием. Это достигается различными способами. Протекторы зимней и летней резины отличаются даже визуально. На летней, как правило, рисунок прямой, есть широкие канавки. Зимняя шина будет состоять из блоков, большого количества ламелей, которые и помогают машине держаться на дороге в зимних условиях.

Всесезонные шины – это условный-условный компромисс между «зимой» и «летом». В идеале они рассчитаны на теплые европейские зимы с отсутствием сильных морозов, заснеженных дорог и льда как явления. Можно попытаться себя обмануть и сказать, что «всесезонка» в наших условиях – хорошее решение, но я как специалист и водитель отношусь к этому скептически. Эти шины не предназначены для погоды, которая у нас периодически бывает: морозы 10-15 градусов, заснеженные дороги и т.д. Ни состав, ни протектор для этого не подходят, и это надо понимать. Ни одна всесезонная шина, даже самая лучшая, в нужный момент зимой не поведет себя так, как средняя зимняя.

– Есть еще категория водителей, которая спрашивает, почему не стоит летом ездить на зимней резине?

– С точки зрения закона, что не запрещено, то разрешено. И закон действительно не запрещает ездить летом на «зиме». Но, как мы уже обсудили, зимние шины предназначены для определенных условий эксплуатации, которых летом нет и близко. В теплое время года зимняя резина однозначно будет более валкой и шумной, чем летняя, тормозной путь у нее окажется заметно длиннее. Плюс повышенный износ «зимы» на горячем асфальте.

– Часто спрашивают про «шиповки». Стоит ли ставить в наших зимних условиях шипованные шины?

– Я не скажу нет, но не скажу и да. Надо смотреть, где и как ездит конкретный водитель. Если это, как у меня город, трасса и кольцевая, то я считаю, что в таких условиях шипы не нужны. «Шиповки» – это в первую очередь агрессивная зима и лёд. Тем, кто живет за городом, где иногда не успевают быстро чистить дороги, шипованная резина может пригодиться.

– Такое тоже спрашивают, хотя ответ очевиден: можно ли ставить «шиповку» на ведущую ось, а на ведомую – нешипованную резину? И в принципе можно ли ездить на разных парах шин на передней и задней осях?

– Категорически нет по первому вопросу. Очень разный коэффициент сцепления, а в итоге абсолютно непредсказуемое поведение автомобиля. Да и по второму тоже нет – на всех четырех колесах должны стоять одинаковые шины, не «играйте» с этим.

О чем говорит евроэтикетка

– Люди интересуются: как понять, насколько шумной будет та или иная шина? Наверное, стоит вспомнить про евроэтикетку и информацию, которая на ней размещена.

– Евроэтикетка впервые появилась в 2010 году и содержала три показателя: индекс сопротивления качению, индекс торможения на мокрой дороге и уровень шумности. В 2021 году правила были переработаны, с тех пор евроэтикетка выглядит так, как сегодня.

На данный момент на ней содержится шкала из пяти уровней сопротивления качению, она же отражает и экономичность шины. Чем выше сопротивление качению – тем выше расход топлива и наоборот. Шкала эффективности торможения на мокрой дороге тоже состоит из пяти делений.

Также на евроэтикетке вы всегда найдете название производителя, типоразмер, на зимней резине еще размещаются пиктограммы, информирующие о том, для каких дорог предназначена шина: заснеженных или обледенелых. Горный пик со снежинкой указывает на заснеженные дороги, обледенелая гора в треугольнике – дороги, покрытые льдом. На евроэтикетке могут находиться и обе эти пиктограммы одновременно.

Шумность указывается в виде категории A, B или C и уровня шума в децибелах. Разница даже в 3 децибела существенна. Но нужно понимать, что этот показатель отражает уровень наружного шума, а насколько шумной та или иная шина окажется именно на вашей машине, угадать невозможно, потому что шумоизоляция у всех автомобилей разная.

Все показатели на евроэтикетке носят в первую очередь информативный характер, потому что шины испытываются на специально предназначенных для этого полигонах в определенных условиях. Но в любом случае польза от этой информации есть, потому что разница в среднегодовом расходе топлива между шинами с категориями сопротивления качению А и Е составляет 60-80 литров. И конечно, шины с индексом торможения на мокрой дороге А дадут заметно меньший тормозной путь, чем шины категории Е.

Евроэтикетка присутствует далеко не на всех шинах. И ее отсутствие ни в коем случае не говорит о том, что резина плохая.

– Что означают точки разных цветов на боковинах шин, а также цветные полосы на протекторе?

– Цветные точки не несут никакой информации для водителя. Ими отмечаются самые тяжелые и легкие места шины, что может быть полезно при шиномонтаже. Хотя при использовании современного оборудования это, по сути, лишняя информация, никак не влияющая на балансировку.

Цветные полосы на протекторе также не говорят нам ничего. Это внутренняя техническая информация того или иного производителя, которой может маркироваться, например, смена, работавшая на заводе.

– Как определить, что твои шины уже всё, за исключением того, что там явно износился протектор?

– Износ протектора – самый очевидный признак того, что резину пора отправить на переработку. На любой шине есть индикатор износа, и чем ближе к нему, тем хуже характеристики. На протекторе Nokian и ее суббрендов присутствуют цифры, указывающие на остаточную высоту в миллиметрах.

Наличие трещин, вздутий, неровностей также говорит, что резину не стоит эксплуатировать. Если есть сомнения, покажите шины специалисту, и он скажет вам, можно их еще эксплуатировать или уже не стоит.

Да, есть водители, которые ездят зимой мало, один комплект шин может прослужить у них до полного износа протектора лет 10. Оценить в комплексе, как изменились за это время свойства резины и как она будет работать, невозможно. Со временем шина теряет свои качества, теряет эластичность, и это напрямую влияет на характеристики. Поэтому чем больше шине лет, тем больше вероятность, что она будет работать не так, как задумано.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!