О новинках и о том, как ситуация изменилась по сравнению с весной прошлого года, ABW.BY рассказал заместитель директора по коммерческим вопросам группы компаний «МегаСклад» Дмитрий Марголин.

Torero – замена Matador, Ikon – вместо Nokian

– Относительно прошлого года глобальные изменения касаются тех мировых производителей, шины которых выпускались в России. В первую очередь речь о калужском заводе Continental, который входил в топ лучших предприятий этой компании. Там для нашего рынка производились Matador, Continental и Gislaved.

Теперь этот завод перешел в собственность управляющей компании S8 и холдинга Cordiant, поэтому Continental на нем больше не выпускается. Сейчас там производятся шины Torero – это абсолютный аналог «Матадора»: те же протекторы, те же названия моделей. Технологии производства и уровень качества остались прежними. Поэтому шины Torero полностью идентичны шинам Matador российского производства, нареканий на которые не было никогда вообще. Более того, когда клали рядом российский и словацкий Matador, клиенты смотрели на них и чаще всего указывали на российские шины, считая, что именно они выпущены в Словакии. То же самое касалось и Continental с Gislaved, ничем не отличавшиеся от европейских.

Словацкий Matador тоже остался на нашем рынке, цена на некоторые позиции выросла на 5–12% относительно их стоимости весной прошлого года. Но аналогичные Torero при этом заметно дешевле, разница в цене может доходить до 30–40%. Это обусловлено тем, что везти шины из Европы по-прежнему сложно и по-прежнему дорого.

Continental наш рынок полностью покинул, но, уходя из РФ, оставил права на бренд Gislaved. Он продолжит производиться, но есть важный нюанс: название Gislaved, а протекторы «Континенталя». Также сохранилась вся технологическая цепочка: техрегламент, сырье и т.д. Поэтому теперь можно смело говорить, что Gislaved, выпускаемый в Калуге, – это премиальные шины. Только размерная линейка, увы, небольшая: до 17-го диаметра.

Зато среди всех премиальных брендов у Gislaved будет лучшая стоимость. Для сравнения: в размере 205/55 R16 розничная цена составит примерно 190 рублей, всё остальное из премиума обойдется дороже 200 рублей за шину.

Следующее серьезное изменение коснулось всеми любимого Nokian. Этого бренда на заводе во Всеволожске под Питером больше нет. Теперь это Ikon. Там действительно сохранилась почти вся команда, а финны ушли культурно, оставив процессы, программное обеспечение и всё остальное. Название Ikon – это не только почти Nokian наоборот, но и отсылка к слову icon, которое можно переводить как «эталон» или «образец», – в этом новая философия бренда.

Производитель говорит, что не изменилось ничего: фактически это Nokian под другой маркой, названия моделей практически полностью сохранились. Ценовое позиционирование тоже не поменялось, шины Ikon сегодня стоят примерно столько же, сколько Nokian и Nordman год назад. Но давайте говорить прямо: резина Nokian востребована в первую очередь зимой, летом же она не настолько популярна. В этом сезоне летних шин Ikon будет в избытке.

В свою очередь российский завод Pirelli продолжает работу. Шины выпускаются, размерная линейка широкая, претензий по качеству не было и нет. Хороший уровень, но и цена соответствующая, всё-таки Pirelli – это премиальные шины.

Каких-то других существенных изменений в среднем ценовом сегменте не произошло, объем прямых поставок не увеличился, количество представленных брендов не выросло. По-прежнему доминируют «корейцы», правда цена на тот же Nexen выросла на 20–30% к уровню прошлого года. Свои позиции сохраняют и преумножают «турки» – Petlas и Lassa, которые за пять лет на нашем рынке зарекомендовали себя крепкими середняками.

По нижнему ценовому сегменту отмечу снижение до минимума поставок нижнекамской резины – «Кама» и Viatti. Завод уменьшил объемы производства легковых шин, а цены на них выросли, поэтому места на рынке для этих марок не остается. «Белшина» при этом была, есть и будет – по ней никаких принципиальных изменений не происходит. То же касается и российских шин Cordiant – они как были одними из самых дешевых на рынке, так и остаются.

Многие интересуются сербскими шинами – их в этом сезоне по-прежнему не будет, никаких предпосылок к тому, что политика Michelin изменится, нет. Возить их параллельным импортом смысла ноль.

Китайцы, в свою очередь, наращивают экспансию. И количество представленных брендов, и объемы поставок растут по экспоненте. Если в прошлом году на нашем рынке было 10–12 китайских шинных марок, то сегодня их больше 20. Много новых брендов, которые белорусский потребитель никогда не слышал, есть и марки, которые возвращаются. Например, Wanli – эти шины продавались у нас лет 8 назад.

Продукция всех китайских производителей плюс-минус одинакового уровня, принципиальной разницы нет никакой. Потребителю будет тяжело ориентироваться. Поэтому стоит отдавать предпочтение тем маркам, которые представлены на нашем рынке не первый год. Огромный плюс китайских шин – это разнообразие протекторов. Каждый производитель предлагает 3–5 рисунков, из которых покупатель может выбрать оптимальный для своих задач.

Нормальная китайская резина размера 205/55 R16 будет стоить примерно 120 рублей за шину. Что-то принципиально иного уровня – от 160. Извините, но это 160–170 рублей экономии на комплекте. Для кого-то это ощутимые деньги. Считай, четвертая шина просто в подарок. И это самый ходовой размер. В диаметрах от 17-го и выше разница в цене может доходить до 3–5 раз.

Большие и дорогие размеры стали проблемой последних лет, но сейчас соломинку протягивают всё те же китайские производители. Все премиальные бренды, за исключением Pirelli российского производства, завозятся параллельным импортом. Т.е. сегодня они есть, завтра их нет. Сможете ли вы через месяц при необходимости докупить два колеса – это очень большой вопрос.

Перестройка логистики

До начала января ожидался хороший спокойный летний сезон. Импортеры решили те проблемы, которые возникли ранее, отладили логистические цепочки. Но в январе позитивные настроения сошли на нет, потому что начался конфликт в Красном море. Из-за него существенно подорожала морская логистика, значительно увеличились сроки доставки.

Следом начались проблемы с платежами. Теперь в Китай не проходит оплата в долларах – только в юанях. То же самое касается отправки платежей во многие европейские страны: сегодня можно, завтра – нет. Например, пару недель не получалось провести оплату в Турцию. Сейчас работает, что будет через неделю – загадка.

Теперь запрет на ввоз шин из Литвы. Да, вопрос решится, но путем усложнения логистики, что скажется на итоговой стоимости резины.

Вся логистика из азиатского региона сейчас перестраивается на железную дорогу. В этом есть свои плюсы, т.к. сроки поставки уменьшаются в несколько раз. Последние доставки морем затягивались до трех месяцев, по железной дороге – от 3 недель до месяца. Но по «железке» возить, конечно, дороже. Однако, как уже сказал, из-за кризиса в Красном море существенно подорожала и доставка морем.

Напоследок отмечу, что последний зимний сезон имел особенность в виде взрывного роста продаж в некоторых типоразмерах. Это обусловлено выводом на рынок новых марок и моделей автомобилей. Поэтому потребность в определенных размерах выросла многократно, водителям приходилось побегать и поискать шины. Сейчас такой проблемы не будет, потому что все эти машины продавались на летней резине и новые комплекты им пока не нужны.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!