СРЕДНИЙ ГОРОДСКОЙ "НИЗКОПОЛЬНИК" КАвЗ-4239 ПОШЕЛ В СЕРИЮ!

Автобизнес
9 Июля 2008 Все новости / Коммерческий транспорт

Русское с китайским...
Новый автобус является совместной разработкой конструкторов КАвЗа и специализированной инжиниринговой компании "Техмашинвест" из Ульяновска (также входит в "Группу ГАЗ"). На его проектирование ушло полтора года. Первый опытный образец был изготовлен в 2007-м и сразу "засветился" на нескольких выставках. КАвЗ-4239 понравился специалистам и потенциальным пассажирам: на "Международном автотранспортном форуме - 2007" он был назван "Лучшим автобусом средней вместимости", на "КомТрансе-2008" немного недотянул до "Перспективы года" (25 баллов, второе место). Параллельно шли испытания автобуса, а с января началась подготовка его серийного производства в Кургане.
По словам ведущего специалиста "Техмашинвеста" и руководителя проекта "4239" Михаила Исаева, новый автобус - это не модификация "Авроры" (данное семейство выпускается на КАвЗе с 2003 года), а принципиально иная машина.
КАвЗ-4239, как гласит официальный пресс-релиз, предназначен для работы на городских маршрутах крупных городов между часами пик и в областных центрах с населением около 500 тыс. человек в качестве основного пассажирского транспорта. Автобус относится к среднему классу по вместимости: общее число мест - 89, из них 23 для сидения. Отличительные особенности - вполне современный европейский дизайн с большим остеклением салона, вклеенными стеклами, оригинальной наружной светотехникой; большое двухсекционное ветровое стекло с электронным табло над ним; три двери для входа-выхода пассажиров; низкий пол в передней и средней части кузова и... китайское шасси FAW (First Automobile Works - крупнейшая автомобильная корпорация Китая).
Да, в России, как видим, по-прежнему туго не только с отечественными пророками. Однако разработчики оправдываются тем, что перед ними стояла задача создать машину с конкурентоспособной ценой, поэтому они, мол, и были вынуждены прибегнуть к использованию более дешевых (но - подчеркивается - качественных) комплектующих из Поднебесной.
На КАвЗ-4239 китайские передняя ось (кованая, двутаврового сечения) и неразрезной задний мост; подвески (зависимые пневматические, со стабилизатором поперечной устойчивости, передняя - двухбаллонная, задняя - четырехбаллонная); рулевой механизм c гидроусилителем интегрального типа; 6-ступенчатая механическая коробка передач EATON FAW и сцепление (однодисковое, сухое, диафрагменное с усилителем). Дизельный двигатель Deutz BF6V1013 соответствует экологическому стандарту Евро-3, но он тоже китайский, хотя и лицензионный.
Российский в автобусе только кузов, что заранее вызывает у некоторых специалистов известный скепсис. Однако курганцы вполне справились со стоявшей перед ними задачей, если судить по заявленной отпускной цене - примерно 2.575.000 российских рублей.
Еще одно конкурентное преимущество, ненавязчиво подчеркиваемое создателями КАвЗ-4239, - его низкопольность. Действительно, автобус в передней и средней части имеет ровный низкий пол (его высота над уровнем дороги - 340 мм), что делает вход в салон через переднюю и среднюю двустворчатые двери (ширина проема - 1260 мм) достаточно удобным. Внутри очень просторно: здесь расположены основные накопительные площадки для пассажиров (и только четыре кресла), высота салона - 2570 мм! Однако сразу за средней дверью по направлению к корме пол резко поднимается. В эту "сидячую" часть салона (19 кресел из 23-х) ведут две высокие ступеньки, что наверняка вызовет нарекания пассажиров, которые на перегруженных маршрутах будут элементарно (и постоянно) спотыкаться и оступаться... Впрочем, если КАвЗ-4239 будет работать исключительно "между часами пик", как прописано в его ТТХ, когда пассажиропоток небольшой, может быть, никаких проблем со ступеньками и не будет: главное - их видеть.
Проход в салон через третью дверь, расположенную в заднем свесе, несколько затруднителен: во-первых, она одностворчатая (ширина - 630 мм); во-вторых, "всяк сюда входящему" необходимо преодолеть три высокие ступеньки. Тем не менее отказываться от третьей двери на городской модификации вряд ли стоит (другое дело пригородная - наверняка в скором времени появится и такая!).

Перспективы
До конца нынешнего года Курганский завод рассчитывает выпустить 150 новых автобусов, в следующем году - уже 500. На проектную мощность - 1000 автобусов в год - планируется выйти к 2010 году (если верить пресс-релизу. А вот в годовом отчете акционерам "Группы ГАЗ" фигурирует другая цифра - 2000 автобусов в год).
С запуском в серию КАвЗ-4239 у завода открываются очень широкие рыночные перспективы. По крайней мере, в этом уверены сами курганцы. В своем классе - средний городской с низким уровнем пола - у нового автобуса КАвЗа конкурентов на территории СНГ практически нет, утверждают они. По цене "угроза" исходит только из Китая - в годовом отчете-2007 "Группы ГАЗ" упоминаются "автобусы Higer, Golden Dragon и др.".
Конечно, сразу хочется возразить: а как же новейшие МАЗ-206 или, скажем, CityЛАЗ 10 LE - тоже по протоколу средние городские, тоже с низким полом - они не конкуренты? Но минский "низкопольник" более чем на полтора метра короче (8650 мм против 10.290 мм у КАвЗ) и пассажиров берет на 17 меньше (72 против 89). А львовская машина хотя почти и повторяет параметры курганской (длина - 10.000 мм, общее число мест - 80), однако ее россияне почему-то упорно отказываются покупать: по официальной таможенной статистике в прошлом году на территорию РФ был ввезен только один ЛАЗ, да и тот "турист". Так что КАвЗ-4239, возможно, и вправду окажется вне конкуренции в своей нише. Особенно если выйдет на запланированные объемы производства и выдержит заявленные качественные параметры в серии.
Сергей БОНДАРЕВ.

***
Автобус КАвЗ-4239
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Класс средний
Назначение городской
Тип кузова несущий, вагонной компоновки, полунизкопольный
Ресурс кузова, лет 10
Колесная формула 4х2
Длина/ширина/высота, мм 10290/2550/3080
База, мм 5000
Высота потолка в салоне, мм 2570
Высота пола над уровнем дороги, мм 340 у передней и средней дверей
Количество дверей 3
Ширина дверей, мм 1260 - передняя и средняя, 630 - задняя
Общее число мест 89
Число посадочных мест 23
Масса снаряженная (полная), кг 8680 (15.000)
Нагрузка на переднюю/заднюю ось, кг 7000/8000
Емкость топливного бака, л 200
Шасси FAW CA6103D92-1
Рулевой механизм М100РРW3 CORCO, с гидроусилителем
Тормозная система пневматическая, с ABS WABCO
Вентиляция естественная, через люки в крыше и форточки в окнах боковины
Система отопления жидкостная, с использованием дополнительных отопителей
СИЛОВОЙ АГРЕГАТ
Модель Deutz BF6V1013
Тип дизель
Количество и расположение цилиндров 6R
Нормы экологической безопасности Евро-3
Рабочий объем, л 7,146
Макс. мощность, кВт (л.с.) 162 (220)
Макс. крутящий момент, Нм 760
Расположение в заднем свесе, продольно
Макс. скорость, км/ч 90
Контрольный расход топлива, л/100 км 26
КПП
Модель EATON FAW
Тип механическая, 6-ступенчатая

***
Знаете ли вы, что...
С запуском в серию нового КАвЗ-4239 Курганскому автобусному заводу пришлось полностью сменить свою специализацию: производство переориентировано на выпуск средних автобусов современной вагонной компоновки длиной 8-10 м, а фирменные "капотники" на шасси ГАЗ стали историей.
Последний капотный автобус КАвЗ-3976 сошел с главного конвейера еще в декабре прошлого года, а в январе, когда в Кургане торжественно отмечалось 50-летие завода, о прекращении производства старых "кавзиков" было объявлено официально. Теперь КАвЗ будет выпускать средние пригородные и междугородные автобусы "Аврора" и городской "низкопольник" КАвЗ-4239.
Базовые модели семейства "Аврора" - КАвЗ-4235 и КАвЗ-4238 - в этом году проходят модернизацию: они уже получили новый двигатель (Cummins экологического стандарта Евро-3), трансмиссию (механическая КПП ZF) и электрооборудование, а к концу года изменятся их экстерьер (появится новая пластиковая маска впереди) и интерьер. В 2009 году "Аврора" получит новое рулевое управление и мосты.
КАвЗ-4235 предназначен для пригородного и междугородного (на маршрутах до 300 км) сообщения. Длина - 8,38 м. Общее число мест - 56, в том числе 27 посадочных.
КАвЗ-4238 отличается увеличенной базой (на 1,24 м) и длиной кузова (до 10 м), число сидячих мест в салоне возросло до 35 (еще пять пассажиров могут ехать стоя). Его предполагается эксплуатировать на междугородных и пригородных маршрутах протяженностью до 500 км.
За I квартал 2008 года в Кургане было выпущено 445 автобусов семейства "Аврора". В прошлом году КАвЗ произвел всего 4145 автобусов (с учетом "капотников").

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!

Перейти к обсуждению статьи