"Буханке" - 60 лет. Легенда автопрома все еще в строю и уходить не собирается

Сергей Грищенко
1 Февраля 2018 Все новости / Коммерческий транспорт

Получив задание спроектировать на агрегатной базе "козлика" ГАЗ-69 народнохозяйственный автомобиль повышенной проходимости с закрытым кузовом и грузоподъемностью 800-1000 кг, ульяновские конструкторы создали весьма оригинальную машину вагонной компоновки, каких в СССР еще не производилось. Плавные переходы линий кузовных деталей, цельное гнутое лобовое стекло, обеспечивающее хороший обзор, два ведущих моста, а также неприхотливость и надежность обеспечили многолетнюю стабильную популярность этих автомобилей, особенно в условиях бездорожья. 

Первые опытные образцы УАЗ-450 с различными вариантами кузова прошли заводские и межведомственные испытания на проходимость мостов по бездорожью и комфортабельность езды еще в 1957 году. УАЗ-450 успешно пересек Каракумы, побывал на Памире и в Казахстане, а также в самой холодной точке России - в Оймяконе. Испытания подтвердили, что полноприводные автомобили способны передвигаться в любых дорожных и климатических условиях.

Опытный образец УАЗ-450

К январю 1958 года заводские мощности были подготовлены к сборке 4 тысяч машин в год. От опытных партий завод перешел к серийному выпуску автомобилей, обладавших высокими по тем временам эксплуатационными качествами.

Первые УАЗ-450 сходят с конвейера. 1958 год

УАЗ-450 имели грузоподъемность 750 кг и оснащались 2,42-литровыми карбюраторными двигателями мощностью 62 л.с., трехступенчатой двухходовой коробкой передач и двухступенчатой "раздаткой". Автомобили развивали максимальную скорость 90 км/ч.

Впоследствии на базе цельнометаллического фургона были изготовлены другие модификации. Производством были освоены: бортовой грузовик УАЗ-450Д (деревянная платформа, грузоподъемность 800 кг), санитарный автомобиль УАЗ-450А.

Затем появился 9-местный (считая водителя) микроавтобус УАЗ-450В (правда, выпускался он совсем в небольшом количестве). 

В 1959-м были подписаны первые экспортные контракты: 35 санитарных машин отправились колесить по дорогам Албании, Индонезии и Сирии.

С 1960 года на базе полноприводных автомобилей УАЗ-450 в Ульяновске начали производить и заднеприводные машины с колесной формулой 4x2: бортовой автомобиль УАЗ-451Д, фургон УАЗ-451 и санитарный УАЗ-451А.

Семейство УАЗ-450 выпускалось вплоть до 1965 года. Всего было произведено более 55 тыс. автомобилей различных модификаций. 

В 1966-м вся линейка УАЗ-450 подверглась модернизации - автомобили получили более мощный 70-сильный верхнеклапанный двигатель, 4-ступенчатую коробку передач (с синхронизаторами для включения 3-й и 4-й передач), было изменено внешнее оформление кабины ("ноздри" уступили место радиаторной решетке, которая дожила до наших дней). В результате всему семейству полноприводных машин был присвоен индекс УАЗ-452. Заднеприводные "451-е" получили добавочный индекс "М".

В 1970-х годах шасси, двигатель и трансмиссию семейства УАЗ-452/451М унифицировали по конструкции с агрегатами автомобиля УАЗ-469. В 1979-м под новый стандарт была несколько изменена светотехника.

В 1985 году была проведена еще одна модернизация: мощность двигателя увеличили до 90 л.с.; рычажные амортизаторы заменили на телескопические; появился двухконтурный привод тормозов с вакуумным усилителем. От выпуска заднеприводных автомобилей отказались, оставшиеся на конвейере полноприводные машины получили новые индексы: бортовой грузовик стал называться УАЗ-3303; цельнометаллический фургон - УАЗ-3741; пассажирский микроавтобус - УАЗ-2206; "санитарка" - УАЗ-3962.

Под этими индексами "наследники" УАЗ-450 выпускаются и сегодня (и по-прежнему именуются "буханками"), но, конечно, в их конструкцию было внесено множество различных изменений. В 2011 и 2016 годах семейство "классических" коммерческих автомобилей проходило модернизации, направленные на улучшение технических характеристик и повышение потребительских качеств. Появились гидроусилитель рулевого управления и антиблокировочная система тормозов; стали применяться мосты типа "Спайсер", 5-ступенчатая коробка передач, система подключаемого полного привода, замок зажигания с запираемым противоугонным устройством, передние сиденья с интегрированными подголовниками и продольной регулировкой, новое рулевое колесо с многофункциональными подрулевыми переключателями и т.д. Мощность двигателя выросла до 112 л.с. Грузоподъемность бортового автомобиля - до 1125 кг, фургона - до 925 кг.

Кроме того, завод стал выпускать и новые модификации: бортовой УАЗ-390945 "Фермер" с двухрядной пятиместной кабиной; грузопассажирский фургон УАЗ-390995 на пять и семь мест; а также целый ряд специальных автомобилей ("скорая", "дежурная часть", для перевозки детей) и автомобили с надстройками (различные фургоны на шасси с кабиной). Как сообщает пресс-служба ООО "УАЗ", только за последние 5 лет предприятие выпустило более 156 тыс. автомобилей классического коммерческого ряда.

Интересные факты из истории УАЗ-450

• Прозвище "буханка" автомобиль получил за своеобразную форму кузова, напоминающую буханку хлеба. Еще по одной версии "буханкой" называли автомобиль, который перевозил продукты, а санитарный автомобиль называли "таблеткой", тем самым подчеркивая предназначение фургона.

• Фургоны УАЗ-450 не имели третьей боковой двери с пассажирской стороны - доступ в кузов осуществлялся только через двойные задние двери.

• Автомобиль УАЗ-450 состоял из 1026 оригинальных деталей и узлов (491 деталь шасси и 535 деталей кузова). Для сравнения: в современных автомобилях количество деталей колеблется от 5000 до 7000 штук.

• В 1959-м на базе серийного УАЗ-450 была разработана самая первая модель ульяновского электромобиля УАЗ-450ЭМ. Она предназначалась для обслуживания аэродромов. На ней применялись тяговые аккумуляторные батареи, разбитые на две секции, которые устанавливались под полом кузова по обоим бортам в специальных ящиках.

• В 1963 году УАЗ-450 появился в культовом советском фильме "Королева бензоколонки". Вообще, ульяновский внедорожник снялся во многих кинофильмах, в том числе в картинах "Тридцать три", "В Москве проездом", "Жил певчий дрозд".

• В начале 1960-х годов в Ульяновске разработали снегоходный автомобиль УАЗ-451С, который был укомплектован сменным сезонным оборудованием для преодоления снежного бездорожья и целины. Вместо передних колес у него устанавливались металлические управляемые лыжи, а вместо задних - резинометаллические гусеничные движители.

ABW.BY
Фото ООО "УАЗ" и uazbuka.ru

 

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!

Перейти к обсуждению статьи