Семь метропоездов для Минска изготовят в Мытищах

Сергей Грищенко
26 Марта 2023 Все новости / Коммерческий транспорт

Как сообщает пресс-служба КТУП "Минский метрополитен", контракт с российским производителем уже подписан. Из новых вагонов планируется сформировать семь 4-вагонных электропоездов, которые будут обслуживать пассажиров после ввода в эксплуатацию второго участка третьей линии Минского метро.

Какими будут новые вагоны минской "подземки"? Точно известно (прописано в техническом задании тендера), что все вагоны являются моторными, с современным асинхронным тяговым приводом. Новые поезда от "Метровагонмаша" будут иметь сквозной проход через весь состав (как в минских "штадлерах"). У дверей предусмотрена наружная световая сигнализация открытого и закрытого состояния. Головные/хвостовые вагоны оборудуют местами для маломобильных пассажиров. В салонах установят эргономичные диваны, современные системы информирования пассажиров, микроклимата и видеонаблюдения. Подвижной состав будет обеспечен надежной шумо- и теплоизоляцией. Что касается внешнего вида (экстерьера), то его будет отличать уникальный дизайн.

Пока нет даже эскизного проекта будущих минских метропоездов от "Метровагонмаша". Но сегодня мы вполне можем составить для себя общее представление о возможностях этого производителя.

Вот такие поезда серии 81-765.4Б/766.4Б "Метровагонмаш" сейчас поставляет Бакинскому метрополитену. Они относятся к самому последнему, четвертому, поколению и резко отличаются от предыдущих.

В вагонах увеличены дверные проемы, улучшена шумо- и теплоизоляция, предусмотрены USB-розетки для зарядки гаджетов. Специально для Бакинского метро вагоны оснащены более мощной системой кондиционирования и вентиляции с обеззараживанием воздуха. В салонах установлены светодиодные лампы, меняющие освещение в зависимости от времени суток. Обивка сидений выполнена из долговечной ткани, устойчивой к повреждениям.

"Метровагонмаш" также поставляет поезда для Московского метрополитена. Последний контракт предусматривает изготовление в 2020-2023 гг. более 1300 вагонов серии 81-775/776/777 модели "Москва 2020". Это самая современная разработка специалистов АО "Трансмашхолдинг" (ТМХ), в состав которого входит "Метровагонмаш".

При создании подвижного состава серии "Москва 2020" использовались самые передовые инженерные и конструкторские решения, применяемые в мировом метровагоностроении.

Вагоны метро нового поколения оборудованы цифровой системой информирования пассажиров, включающей наддверные табло с цветным ЖК-дисплеем (расширены на 17%), шесть рекламных мониторов на вагон с цветным ЖК-дисплеем (расширены на 57%), увеличенные (в 1,4 раза в сравнении с экранами предыдущих моделей) справочно-навигационные мониторы с тач-экранами, система которых поддерживает 8 языков, и впервые примененные в конструкции поезда метро четыре консольных ЖК-монитора с высокой четкостью и широким углом обзора.

В пассажирском салоне предусмотрено адаптивное освещение, в каждом вагоне имеются две установки автоматического обеззараживания воздуха, встроенные в систему обеспечения климата.

Поезда метро нового поколения "Москва 2020" оборудованы новыми сдвижными дверями. В открытом состоянии они обеспечивают свободный проход шириной 1,6 м (на 15% шире, чем раньше).

Подвижной состав стал тише на 15% в сравнении с предыдущими моделями. С целью обеспечения безопасности пассажиров применена специальная система аварийного хода, которая обеспечивает автономный ход состава при отсутствии напряжения на контактном рельсе и вывод поезда с пассажирами для осуществления высадки. Для реализации функции автономного хода состав оборудован накопителями электроэнергии. Также усовершенствована конструкция тележки – на ней применены пневморессоры новой конструкции с дополнительными резервуарами.

Доступ в кабину машиниста метропоезда "Москва 2020" осуществляется при помощи смарт-карты (ранее не применялась). Пульт машиниста имеет улучшенные эргономические характеристики. В кабине машиниста установлены четыре камеры видеонаблюдения: одна фиксирует обстановку в кабине, вторая направлена на путь, третья контролирует работу машиниста, четвертая – зону сцепки. Данные о движении и состоянии поезда при помощи беспроводной передачи данных поступают в диспетчерский центр в режиме онлайн (ранее не применялось). Впервые в подвижном составе предусмотрена автоматизированная система помощи машинисту (антисон), контролирующая его состояние.

Конечно, не все вышеперечисленные опции перекочуют с метропоездов "Москва 2020" на вагоны для минской "подземки": какие-то технические решения избыточны, какие-то неактуальны для наших условий. Но ожидания от нового подвижного состава, безусловно, высокие.

Стоит отметить, что АО "Метровагонмаш" занимается разработкой и производством вагонов метро с 1934 года. Более 9 тыс. мытищинских вагонов сегодня эксплуатируются в метрополитенах 19 городов 11 стран мира. Вагоны метро, выпущенные на "Метровагонмаше", ежедневно перевозят более 16 млн пассажиров.

Кстати, именно "Метровагонмаш" поставил Минскому метрополитену самые первые поезда к открытию движения в 1984 году (тогда это был Мытищинский машиностроительный завод). В настоящее время в "подземке" белорусской столицы эксплуатируется 209 вагонов, изготовленных в Мытищах (модели 81-717 / 81-714, 81-714.5 / 81-717.5 и 81-714.5М / 81-717.5М). Еще 137 вагонов тех же трех моделей были произведены на Ленинградском вагоностроительном заводе (с 1992 года – ЗАО "Вагонмаш").

Напомним, последнее по времени обновление подвижного состава в Минском метрополитене произошло в 2019-2020 годах – тогда 44 вагона поставило ЗАО "Штадлер Минск" (их них были сформированы четыре 5-вагонных и шесть 4-вагонных поездов).

На этот раз завод "Штадлер Минск" на тендер, организованный Минским горисполкомом, не заявлялся. Участников было двое – кроме АО "Метровагонмаш", еще и АО "Октябрьский электровагоноремонтный завод" (АО "ОЭВРЗ") из Санкт-Петербурга, которое также входит в состав АО "Трансмашхолдинг".

Победителем аукциона стал "Метровагонмаш" с ценой договора государственной закупки 135.247.509,58 белорусских рублей (при этом заказчик дополнительно оплачивает в бюджет Республики Беларусь налог на добавленную стоимость).

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!

Перейти к обсуждению статьи