От конных экипажей до тарифа «бизнес»: история такси

Валерия Попкова
22 Марта 2024 Все новости / Новости автопрома

ABW.BY поздравляет водителей такси с этим международным праздником! Желаем вам больше заказов, приятных клиентов и огромных чаевых.

Но когда же зародилось понятие «такси» и как оно менялось в течение нескольких столетий? Ведь вызвать машину простым нажатием нескольких кнопок на вашем смартфоне можно было не всегда.

Прообраз такси

Если уходить далеко в историю, то первый прообраз такси можно увидеть еще в Древнем Риме. Речь про колесницы. Правда, передвигаться по городу на них могли лишь богатые люди. Поскольку стоимость такой поездки была неподъемной для большинства.

Затем в 1605 году в Лондоне впервые стали доступны для проката конные экипажи, также известные как фиакры. В городе они пользовались большим спросом и в основном использовались для подвозки пешеходов в густонаселенных районах.

Уже через несколько десятилетий эта практика стала более распространенной и среди других европейских стран. Вместе с этим на законодательном уровне начали появляться различные правила касаемо конных экипажей. А в 1662 году начали выдавать первые лицензии, без нее кучер не имел права совершать поездку.

Следующее достижение в сфере услуг такси произошло в 1834 году с появлением карет, или более правильно – кэбов. Их спроектировал и запатентовал архитектор из Йорка – Джозеф Хэнсом. Основное различие между конными экипажами и такими каретами заключалось в размере. Кабина кэбов была меньше и, следовательно, могла двигаться быстрее. Еще здесь использовалась только одна лошадь, что делало поездку дешевле. А сама конструкция предусматривала приподнятое заднее сиденье водителя, что обеспечивало лучший обзор и контроль. Да и в целом на них было просто удобнее ездить.

Поэтому кэбы очень быстро заменили конные экипажи и, помимо Лондона, также появились в Париже, Берлине, Санкт-Петербурге и Нью-Йорке.

Первое такси в современном понимании

В конце XIX века мир увидел электрические автомобили с батарейным питанием. Хотя эти машины не сильно любили люди из-за их постоянного громкого гудения, именно они приблизили нас к современному пониманию такси.

А общепринятым «рождением» таких служб, несмотря на появление колесниц, конных экипажей и кэбов, считается 1907 год. Именно тогда в Лондоне те самые шумные электрички впервые были оборудованы таксометрами, от которых фактически и пошло понятие «такси». Ручной таксометр должен был рассчитывать стоимость поездки в зависимости от пройденного расстояния. А название самого прибора произошло от слова «налог», что означает «взимать плату».

После этого бизнес такси стал стремительно развиваться. Уже в 1920-е годы в новую нишу зашли и уже существующие автомобильные компании. Например, General Motors и Ford купили и начали эксплуатировать свои собственные парки такси.

Также в XX веке появились радиодиспетчерские системы, которые позволили более эффективно оказывать услуги. Теперь диспетчеры могли назначать ближайшее доступное такси к месту посадки, сокращая время ожидания для пассажиров.

Узнаваемый желтый цвет

А откуда взялся знаменитый желтый цвет? Еще в 1907 году американский бизнесмен Гарри Натаниель Аллен решил открыть свою компанию такси, которую позже назвал New York Taxicab Company. И именно он импортировал первые 600 такси Нью-Йорка из Франции.

После этого бизнесмен провел свое исследование о восприятии цветов человеческим зрением и понял, что именно желтый цвет будет самым заметным как в условиях хмурых городских улиц, так и на фоне ярко-синего неба. И тогда он велел перекрасить весь свой таксопарк.

Эксперимент удался. Компания продолжила расти, и уже через полгода у них появились еще 100 машин. А желтый цвет стал де-факто отраслевым стандартом. В 1967 году в Нью-Йорке даже было принято правило, согласно которому все такси должны иметь однородный цвет, чтобы пассажиры не путались между обычными автомобилями и такси. Другими словами, желтые такси стали обязательными по закону.

Маршрутные такси

Если столицей обычного такси принято считать Лондон, то вот маршрутное такси родилось в Нью-Йорке. Считается, что это произошло примерно в 1910-х годах. В то время появление машин с двигателем внутреннего сгорания и их относительная доступность для большинства сильно повлияли на работу трамваев. По сути, они остались без пассажиров.

Водители частных авто быстро поняли, что людей можно возить и по уже существующим маршрутам общественного транспорта. Для этого они выбрали самые прибыльные участки трамвайных путей и просто их дублировали. Новая схема для самих таксистов оказалась невероятно прибыльной. Они не только получали заработок, но и успевали окупать покупку машины.

В СССР подобная практика появилась в 1930-х годах в Москве. Правда, местные таксисты не повторяли за трамваями. Они выбирали ключевые точки города: площади, вокзалы, парки, культурные учреждения – и курсировали между ними. Тогда маршрутным такси был легковой автомобиль ЗИС-101.

И лишь через 30 лет стали использоваться микроавтобусы и автобусы. В частности, РАФ-977 и ПАЗ-652.

Современность

При всем вышесказанном наиболее значительные изменения в индустрии такси произошли все-таки в XXI веке.

Так компания Uber, основанная в 2009 году, первая произвела революцию на рынке, представив цифровую платформу, соединяющую пассажиров с водителями. А удобство вызова поездки с помощью нескольких нажатий в приложении для смартфона навсегда изменило взгляд людей на этот вид транспорта.

При этом самой знаковой моделью в мире такси, пожалуй, является Ford Crown Victoria.

А самой успешной компанией стала Checker Taxi – с ее неповторимым черно-белым шахматным узором. Прочные и просторные автомобили производились корпорацией Checker Motors и буквально заполнили улицы американских городов. А квадратный дизайн и просторный салон Checker Taxi сделали его популярным выбором как среди водителей, так и среди пассажиров.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и читайте новости раньше всех!

Перейти к обсуждению статьи