"Особенно получался антикор в стиле "как у дедушки"

– Я 24 года отработал водителем-дальнобойщиком. В один прекрасный день понял, что мне все это надоело, и бросил. Решил "сменить пластинку".

Ремонт автомобилей всегда был мне интересен. Ктому же я попробовал себя в сварке – получилось. Арендовал гараж и начал с ремонта глушителей. Потом взялся подварить кузов. Вышлокак вышло, но мне понравилось. И результат, и сам процесс. Первой машиной, которой "подлечил" кузов, был Mercedes 123. Затем попросили подправить ГАЗ-21. И пошло-поехало...

Познакомился с командой ребят, которые реставрировали "Волги", и просто с рукастыми ребятами. В маленьком гараже стало тесно. В складчину арендовали большой гараж-мастерскую. Сначала делали общий ремонт. Особенно получался антикор в стиле "как у дедушки". И так постепенно перешли к восстановлению кузовов. Далее о нас узнали, мы стали получать в работу все более глобальные проекты.

Были разные машинки. И советские, и иномарки. Особенно понравилось работать с грузовичком Ford АА, с репликой Mercedes SSK335. Затем были "Победа", Oldsmobile, Opel и другие.

Вот так и пришел к этому. Сначала желание, затем втянулся, потом стремление сделать не хуже других.

Огромное влияние на меня оказало посещение в 2008 году "Олдтаймер-Галереи" Ильи Сорокина. Это было настолько впечатляюще, что старался посещать ее по возможности каждый год. Там увидел, как это все должно быть. Стал глубже вникать в процесс.

Ретрополиклиника

На мой взгляд, реставрация как таковая у нас не особенно развита. Есть люди, которые занимаются этим на разном уровне. Но по-настоящему посвятивших себя этому делу всего несколько человек. Тему восстановления "в завод" я вообще не осмелюсь обсуждать. Это очень дорого и хлопотно.

Реставрация – это сложно. Все мы знаем, как закрутить или открутить гайку. А вот как устроены некоторые узлы в старых автомобилях, сегодня знают немногие. Хотя их конструкция до смешного примитивна.

Сегодня у многих есть машины из 1930-1970-х годов. Часть из них, в общем-то, в достаточно неплохом состоянии. Но они нуждаются в уходе, ремонте. Не всем владельцам это под силу, поэтому некоторые машинки попадают ко мне. В итоге поймал себя на мысли, что то, чем я занимаюсь, – это поликлиника, точнее ретрополиклиника.

Нужна скрупулезная работа, чтобы все это заставить в своем примитивизме работать. Например, тормоза на "Москвич-412" пришлось выстраивать заново. И ушла неделя, чтобы довести их до ума. На тормоза ЗиМа потрачено дня четыре: поехать купить все по списку, собрать, подогнать, отрегулировать. Все эти раритеты построены на зазорах и регулировках. Поэтому и поликлиника, а машинки как пациенты.

Естественно, я не все умею. Не все у меня получается. Иногда приходится переделывать. Но всегда чему-то учишься, познаешь, узнаешь. И всегда стремишься к максимальному результату.

Одна из моих работ – Opel Olympia 1935 года. Как и другими проектами, я занимался им не один, а с командой единомышленников. Делали практически вручную. Старались, набивали шишки. Там был "родной" мотор, подвеска, рулевое. Автомобиль приводили в идеал.

Иногда случается, что берешься просто отремонтировать, но приходится все строить заново. По схемам, чертежам, фотографиям.

Если невкладывать в работу душу, ничего не получится. В одной машинке надо тормозные трубки проложить аккуратно, в другой – дырочку в баке залатать. Где-то кузовщинку подровнять илис механикой повозиться. Получается такая возня, которую сам хозяин не всегда может сделать. Человек очень любит свою машинку, а занятость не позволяет уделять ей время.

Время одноразовых вещей

Реставрация – это сродни рисованию картины,своего рода искусство. Необычные формы, которые радуют глаз. А самое главное, что современные автомобили рассчитаны на 5-8 лет, а эти машины были рассчитаны навсегда. Они, как квартиры,покупались и передавались по наследству.

Сегодня мы имеем одноразовые вилочки, одноразовые тарелочки, одноразовую обувь, одежду, друзей одноразовых! А раритетные машины вечны. Но чтобы они оставались именно такими, какими были, для этого и стараемся. Все тот же "Москвич-412": его хозяин ездил на нем с дедушкой совсем ребенком, он доставляет ему радость. Или мой ВАЗ-21099 – отличный автомобиль. Это неодноразовость, некая константа в жизни.

Среди тех, кто владеет раритетными машинами, я еще не видел ни одного паскудного человека. Все адекватные, никогда не обманут. Все на честном слове, всегда знаешь: если сказали, что это стоит рубль,значит, это стоит рубль. Чтобы кто-то "кинул" – никогда. Как в детстве родители рассказывали, что нельзя обманывать, что есть красиво… Мы даже в беседах между собой используем цитаты из книг. И почему это все? Вот потому… Потому что не одноразовое, а многоразовое. Это было, это есть, и надо стремиться, чтобы это было дальше.

Выбросили – подобрал

Многое из необходимого для реставрации – дефицит. Какие-то запчасти привозятся из Европы, России, Украины. По сути, они добываются. Хотя на те же ГАЗы отдельные детали можно купить новыми в магазине. На классические "жигули" запчастей в достатке. Остальное ищется между своими. Про кузовщину вообще можно забыть.

Многое приходится собирать и складировать, и это не только запчасти. Вот, например, логарифмическая линейка. Когда искали резину на "полуторку", приехали за ней в воинскую часть. Там стоит полуприцеп-рефрижератор, а в нем тысячи, миллионы этих линеек! Пригодится. Вот спидометр от автобуса ЗиЛ-158, зеркало от "Победы", деталь от "Москвича-401". Если сейчас понадобится такой спидометр, ты его не найдешь. Его выбросили – я подобрал, потому что никто сейчас не восстанавливает этот автобус.

У меня лежала мембрана от тормозного механизма. Знаю, что редкая, знаю, что ретро-ретро, но не мог понять, от чего она. ЯТБ-1 из 1930-х годов – троллейбус! Откуда она у меня взялась – убей, не помню. Сбросил фотографию одному знатоку в Питере – сколько было слез и мольбы: "Продай, мы готовим к выезду ЯТБ-1!" Отправил ему: "Что я тебе должен?" Да чашку кофе, когда встретимся.

Ретро – это дорого

Иногда мне говорят, что моя работа – это дорого. Но давайте посчитаем. Сколько стоит переварить кузов? Допустим, приходит гнилая в хлам машина. Объемы работ бывают разными: где-то сварка на два дня, а где-то всю геометрию надо править. И начинаешь строить. Хорошо если есть готовые кузовные детали. А ведь часто никаких запчастей нет, размеров нет – все нужно сочинять. И как оценить эту работу?

Сколько нужно денег, если вы хотите приобрести себе какой-то раритет и привести его в идеальное состояние? Минимум 10 тысяч долларов! Конечно, можно уложиться и в две тысячи, но это будет фуфло.

Например, мы приводили в порядок ЗАЗ-966В. Подготовка с покраской в проявку обошлась в довольно крупную сумму, понадобилось на это шесть месяцев работы двух человек. И результат получился только со второго раза, потому что первая бригада не справилась! А заплачено ей было, поверьте, тоже немало. Зачем заплатили, если не было результата, не знаю. Сейчас эта машина разобрана, хозяин занимается технической частью сам, потому что ему это нравится.

24-ю "Волгу" разобрать – 300 долларов. Дальше погрузить кузов на лафет и отвезти на пескоструй – полторы тысячи. Подготовка и покраска – около 4000. Приведение в порядок подвески – 600 долларов, мотор – 1500, салон – тоже полторы тысячи. Поэтому, если у тебя не валяются лишние 10 тысяч, не пытайся что-то замутить даже с "жигулями".

Некоторые говорят: "А я сварю этот кузов за две тысячи!" Вари, угадывай с трех нот. Эти деньги в первые месяцы уходят в унитаз. Потом проходит год, проходит два, а автомобиль превращается в обузу. Ведь к этому мастеру приезжают другие машины, он красит за день бампер и получает 100 долларов. Сегодня одна, завтра другая, послезавтра третья – они приносят деньги. А "Волга" или "запорожец" оказываются на задворках. Потом зовут меня и говорят: "Может, ты все-таки приведешь это в порядок?"

Вложения, которых не видно

Коли очень хочется погрузиться в ретро, лучше начинать с вазовской техники. На "жигулятку" есть все. "Копейку" отреставрировать проще всего. Хотя многие начинают с 21-й "Волги" – она как дипломный проект выпускника автомобильного училища. Все за нее берутся, но почему-то закончить могут только самые терпеливые и преданные делу.

Купить, восстановить и продать дорого, заработав на этом, не получится. Возьмем ГАЗ-24 и человека, который не особо понимает в автомобилях, но знает, сколько примерно стоит нормальная современная машина, не требующая внимания и ремонта. И вот перед ним какая-то "Волга", к которой нужно каждый день прийти, поднять капот, вытащить щуп, открыть радиатор, вымазать руки – целая процедура. А когда он сядет в эту машину – поймет, что она ни хрена не едет, "пердит", стреляет, ее надо греть. И уровень топлива на приборке падает очень быстро. Куда, зачем? Сколько для него стоит такая машина? 500 – максимум тысячу долларов, а в нее вложено 20 тысяч, которых не видно. Инвестиции не получится никогда в жизни.

Инженеры против маркетологов

Казалось бы, простая классическая техника – она была инжиниринговая. Сейчас все вокруг маркетинговое. Тебе там сделали подстаканники, подсалфетники, всякие карманчики, чтобы ты поставил и обязательно забыл баночку Coca-Cola, она разлилась, а кислота поработала. И мотор, который рассчитан на 130-150 тысяч. Ресурс свой выходил – и до свидания! А возьми "Волгу". Полмиллиона при грамотном уходе – легко. За современной машиной можно не ухаживать лет десять при среднегодовом пробеге 15 тысяч километров. Взял в лизинг, откатал –и дальше.

Возьми "москвич", "Волгу", ВАЗ-2109 – они на коленке при помощи лопаты и топора ремонтируются. А с современной ты должен ехать к специалисту, и не факт, что он ее починит. Все, что выпускалось до 1991-го, ну пускай до 1995 года, делалось инженерами, а потом пошел чистой воды маркетинг.

Серая масса

Ни один из современных автомобилей не превратится в классику. Последней такой машиной является "первый" Golf, который уже не найти и за которым гоняются. А современные – нет. Тиражи, объем запчастей и… серая масса. Откройте картинки 1970-1980-х годов со стоянкой тракторного завода – все разноцветное, радует глаз. Выйди туда сегодня – черные, серые, синие машины. Красную редко найдешь!

Это психология: тебе это не надо, тебе это на один день. Тебя это не радует, ты просто этим пользуешься. Как электрочайник, как бритва. Серое, практичное, немаркое, через три года будет другое, а про это ты просто забудешь. Поэтому ни одна из современных машин предметом реставрации не станет. Потому что одноразовое…

Последние настоящие. Машины до 1995 г.в. в
базе объявлений Автобизнеса