О том, чем сложна профессия колориста, с какого подбора краски лучше бежать и кто такие "наливайки", мы поговорили с колористом, технологом и инструктором группы компаний "Интерколор" Аллой Борель, чей стаж составляет уже 22 года.

"Нести на подбор краски лючок бензобака не лучший вариант"

– Начнем с самого простого. Некоторые элементы нуждаются в покраске. Что нести на подбор?

– У каждого автомобиля есть заводской код краски. Как правило, этот код написан на опознавательной табличке, которая есть в автомобиле. При подборе краски этот код желательно знать или найти в машине – он облегчит работу колориста.

На подбор краски довольно часто приносят лючок бензобака, но это не лучший вариант. Даже если автомобиль ни разу не крашен, я не дам гарантии, что задние крылья не будут отличаться от передних. На заводе сначала красится кузов авто, а все навесные элементы проходят эту процедуру отдельно. Лючок, ручки, бамперы, зеркала – все это тоже красится отдельно. И оно изначально может отличаться.

При подборе краски желательно, чтобы на месте был автомобиль. Если такой возможности нет, тогда лучше всего остального подойдет какой-то соседний элемент или его часть. Например, если нужно красить капот, то нужно смотреть переднее крыло. Подойдет даже вырубка части детали, если она не подлежит ремонту.

Вариант подбора по лючку – это всегда 50 на 50. Если что-то нужно подмазать или подкрасить локально, тогда еще нормально. В остальных случаях с покраской отдельных деталей встык это не самый хороший элемент для подбора краски.

А вообще в практике иногда случаются самые разнообразные ситуации. На подбор привозят и двери, и капоты целиком. Порой приходится подбирать краску даже для самых неожиданных вещей: кирпичей, холодильников, дверных ручек в квартире, цветочных горшков – все, что угодно. Один раз я даже подбирала краску для крышки унитаза!

Вывески и реклама часто упоминают о "компьютерном подборе". Что это вообще такое?

– Компьютерный подбор – это байка для не очень опытных обывателей. На компьютере есть программа, в которой находятся рецепты красок по кодам автомобиля. Вариантов там очень много, и основная работа ложится на плечи колориста.

В работе часто используется специальный прибор – спектрофотометр. Он считывает краску с вашей детали и показывает колористу варианты рецептов. Но он никогда не даст идеальный вариант, потому что рецепты предлагаются из той же программы, с которой работает предприятие. Если нужного рецепта в программе нет, будет предложен максимально похожий.

То есть каким бы ни был хорошим спектрофотометр, он все равно упирается в ограничения программы. Если в ней мало рецептов, идеальный вариант подобрать не удастся. Главным все равно остается колорист, который сможет довести рецепт до ума и сделать то, что нужно.

Спектрофотометр лишь облегчает его труд. Я сама использую его в работе. Он удобен, когда машина без опознавательных знаков и без обозначения кода краски. Или в тех случаях, когда автомобиль уже был полностью перекрашен с заменой цвета. Вот тогда спектрофотометр выручает с подбором начальной базы. Дальше все зависит от навыков.

"Смешал, продал – дело сделано"

– Как в таком случае отличить хорошего колориста от плохого?

– К сожалению, хороших колористов мало, даже если брать в расчет всю Беларусь. Сейчас гораздо больше так называемых "наливаек": взяли рецепт, налили краску – и на этом все. Хорошие колористы работают в основном в сервисах или у дилеров, где нужен хороший конечный результат. И предприятия борются за хороших специалистов.

Стаж работы не показатель. "Я 20 лет проработал и все знаю", – часто можно услышать что-то вроде этого. Но какой толк от такого стажа, если человек все эти годы не учился и не развивался? Сейчас очень сложные цвета. У компаний, которые торгуют красками, есть технологи-колористы, есть учебные центры – и это все придумано не просто так. Те, кто доходит до учебы, проходят ее с большим удовольствием. Недостаточно знать азы. В колористике столько нюансов, что учиться можно чуть ли не бесконечно.

Осознанно колористами становится очень малое количество людей. Обычно что-то такое случается в жизни, когда работа колориста сама тебя находит. Для профессии не нужно художественное образование или какие-то заранее приобретенные навыки или таланты. Много зависит от обучения потом.

Обывателю почти невозможно узнать заранее, хороший колорист или нет, разве что посмотреть на его работы или потратить много времени на поиски специалиста. В подборе красок часто работают скорее продажники, а не колористы: смешал рецепт, продал – дело сделано. Часто могут даже тест-напыл не сделать. И я бы с такого подбора просто ушла.

– Выкраска – обязательный пункт программы в подборе краски?

– Без нее просто никак, потому что может всплыть множество нюансов. Банально производитель изменил пигмент в новой партии – и результат может немного измениться. Без тест-напыла просто не обойтись.

– Если говорить о ценах и качестве, в колористике актуальна фраза "дешевое хорошим не бывает"?

– Я работала почти с десятком систем и производителей. Среди них были и очень дешевые, и по-настоящему дорогие. Даже с очень дорогими красками нужно уметь работать. Но и качество у них другое. Чище зерно, больше пигментов. В дешевых сегментах дела с этим обстоят хуже. С ними тоже можно работать, но качественная работа будет занимать больше времени. И конечный результат больше зависит от колориста.

– Говорят, что мужчины хуже различают цвета и оттенки. Стоит ли напрягаться, если колорист – мужчина?

– Цветоощущение у женщин, как правило, развито лучше. Но мужчины тоже есть в профессии. Другое дело, что только цветоощущения мало. Работа колориста очень кропотливая, для отличного результата нельзя лениться. Иногда может понадобиться и пять тест-напылов. Женщины в этом плане более щепетильны, у мужчин подход может оказаться проще: вроде бы похоже получилось – вот и хорошо.

"Больно и обидно видеть разноцветные машины"

– От маляров можно услышать о простых и сложных цветах. Это показатель плохого качества работы или такое разделение существует на самом деле?

– С некоторыми цветами на самом деле сложно работать: когда много перламутра, когда какие-то эксклюзивные зерна. Поэтому разделение на простые и сложные цвета в целом имеет место быть. Однако надо понимать и другой момент: есть сложные цвета для всех колористов, а есть те, которые не даются каким-то отдельным представителям профессии.

Также существуют сложные цвета именно для покраски. Колорист сделал тест-напыл – и получилось вроде бы неплохо. Маляр покрасил элемент – и у него получилось совсем по-другому. С некоторыми цветами колорист и маляр должны работать вместе. Маляр может как все испортить, так и выполнить все идеально.

– И вновь мы подходим к квалификации, но теперь уже маляров.

– Я не верю в универсальных специалистов. Есть классный маляр, есть кузовщик, есть колорист. Знания и умения в смежных работах не будут лишними, но идеально можно делать только что-то одно.

Мне больно и обидно видеть разноцветные машины. Сейчас каждый второй красит автомобиль, каждый пятый подбирает краску. Поэтому очень важно изначально найти профессионалов своего дела. Переделывать и перекрашивать всегда выходит дороже. Даже не так важно, где производить работы – в сервисе или где-то в гаражах. В гаражах есть люди с золотыми руками, равно как и сервис не гарантирует того, что все будет отлично.

А еще очень важно не жалеть доплатить какие-то сравнительно небольшие деньги, чтобы конечный результат точно получился отличным. Когда элемент красится полностью и затем стыкуется с соседним как есть – это видно. Для этого и придумали покраску с переходом, чтобы скрыть все недочеты. Не нужно жалеть денег на этот переход. И тогда никто не будет показывать пальцем на разноцветные машины.

Запчасти для легковых машин в базе объявлений Автобизнеса

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!