О том, что подержанные машины в России теперь дешевле, мы неоднократно писали. Вот, к примеру, история покупки и продажи Audi 100. Наши обзоры с автомобильного рынка в Ждановичах показывают, что в Беларуси становится все больше и больше машин из РФ, они составляют уже чуть ли не 30 процентов на минских площадках. Покупка машины в соседней стране связана с определенным риском, истории обманов белорусских покупателей и советы специалистов собраны здесь.

Мы решили вживую посмотреть на товар и отправиться в Смоленск, что находится в примерно 350 километрах от Минска. Путь занял около четырех с половиной часов езды на автомобиле. Дорога ровная и без ям по обе стороны границы. Но об этом расскажем позже. Сегодня – рынок.

 
- Простите, а это самый крупный авторынок в Смоленске? – субботним утром обращаемся к продавцам на входе на площадку.

- Да. (смеются) Уж извините, но других у нас нет.
 

Мы подумали, что, заблудившись, заехали в какой-нибудь автохаус, а не на автомобильный рынок областного центра. Уж очень небольшим он показался! Тем не менее мы прибыли как раз по адресу.
 
Первое впечатление: машин здесь мало, даже рынок в Барановичах кажется немного больше, брестский рынок точно в два раза крупнее, а со «Ждановичами» и «Малиновкой» и вовсе нечего сравнивать. На небольшом клочке земли в шесть рядов развернулись автомобили.

Покупателей тоже мало, продавцы скучают. Зато очень много Lada, как в городе, так и на рынке, они словно оккупировали Смоленск. В основном бюджетные машины, есть автомобили из старых-добрых девяностых, купленные когда-то в Беларуси. В основном на "номерах" местный 67-й регион, но есть машины из Москвы, Московской, Калужской и Брянской областей. Их привозят в Смоленск специально для белорусов? Что же, все равно выбор не такой большой, как хотелось бы.

Но кто-то еще специализируется на продаже машин из Европы – в отдельном углу продавались несколько Renault и Nissan с «проходными» моторами. Узнать цены на них не удалось – на лобовом стекле не были указаны, а не самый тактичный продавец, узнав, что мы журналисты, сильно занизил стоимость машин.

Что касается продавцов, то они от наших сильно не отличаются: есть приятные люди, с которыми можно разговаривать, есть хамы, которые очень нервничают, замечая фотоаппарат, и в общении не очень любезны. Но с коммуникабельными продавцами удалось поговорить.

- Едет ваш брат к нам, много белорусов на рынке. Смотрят дизеля, «Нивы» берут, «Шевроле», «Логаны» хорошо покупают. В основном приезжают за дешевенькими «бюджетными» автомобилями. Белорусы говорят, что цены у нас ниже – оттого едут к нам. Сейчас отмечаем сезонный спад продаж – пока что тишина на рынке, - рассказал Александр.

- Я  в Москве в салоне работал, так вот подсчитал, что 60% продаж на «вторичке» происходит благодаря белорусам. Цены у нас ниже. Раньше мы покупали у вас машины, теперь вы приезжаете,  выкупаете их обратно, - сообщил нам Дмитрий, продавец. – В основном выставлены машины, купленные здесь. Но есть и пригнанные когда-то из Европы и Беларуси. Всего на выходных можно выбирать из 200-300 машин, а в будние дни 100 машин постоянно в наличии. Эстакады у нас, к сожалению, нет. Была одна, да сгнила от старости. Зато рядом есть станции технического обслуживания – проверить состояние автомобиля можно без проблем. В сентябре сейчас на рынке спад продаж. Какие машины выбирают белорусы? В основном берут "Нивы", переднеприводные Lada и старые иномарки.

Уровень цен? Попробуем сравнить. Ford Fiesta 2007 года выпуска с бензиновым двигателем 1.6 л и хорошей комплектацией продавался за 267.000 российских рублей, или примерно 7200 долларов. У нас за Fiesta 2006-2008 г.в. просят от 7300 до 9000! Двигателей 1.6 и комплектаций Ghia у нас мало и цены на такие машины явно выше. А ежели еще поторговаться с продавцом (ведь в сентябре затишье, машины продаются слабо), то выгода очевидна.

Audi 80 1992 г.в. продавалась за 168.000 российских рублей, или 4500 долларов. Бестселлер рынка – старенькая «бочка» - в Беларуси стоит от 4200 до 6200 долларов.

ВАЗ-21213 «Нива» 1999 года выпуска стоила 125.000 российских рублей, или 3400 долларов. Но возможен торг – об этом говорит большая надпись на лобовом стекле. У нас она стоит от 3500 до 4200 долларов. Рядом стояла Chevrolet Niva 2005 г.в. за 237.000 российских рублей (6400 долларов) в комплектации «Люкс». В Беларуси такая модель предлагается в пределах 6700-8000 долларов. Но выбор невелик: за 8000 у нас на сайте только одна машина, в основном верхний порог – 7500 долларов.

Audi A8 2000 г.в. с “автоматом” и 4,2-литровым двигателем был выставлен на продажу за 266.000 российских рублей, что равняется примерно 7200 долларам. У нас таких цен нет – такая же машина в Минске стоит от 9500 до 14.500 долларов. Чем выше класс машины, тем очевиднее выгода.

ВАЗ-2109 2002 года выпуска продавалась за 87.000 российских рублей, в переводе получается 2300 долларов. «Жигулей» на этом рынке пруд пруди! За день до этого, стоя в вечерней смоленской пробке, мы с фотографом развлекались, считая Lada в потоке. Их очень-очень много. А на сайте abw.by тем временем есть только две «девятки» данного года выпуска в продаже: одна - 1100 долларов, вторая - 3300 долларов.

Opel Astra H 2009 г.в. был куплен новым в России, у машины был всего один владелец, недавно сделано плановое ТО. Сегодня его пытаются продать за 397.000 российских рублей, или 10.700 долларов. У нас он стоит от 10.400 до 13.000 долларов.

Недалеко от него стояла Astra H 2008 г.в. с турбодизельным 1.3, но пригнанная из Германии. Цена – 10.000 долларов.

Полноприводный китайский внедорожник Great Wall Hover 2009 г.в. продавался за 447.000 российских рублей, что означает 12.000 долларов. У нас такая машина на две-три тысячи выйдет дороже.

За Hyundai Solaris (Accent по-нашему) 2013 г.в. с пробегом всего 6500 км, мотором 1.6 и «автоматом» просили 539.000 российских рублей, или 14.500 долларов.

В Беларуси даже на версии попроще таких цен практически нет. Да и, судя по объявлениям на нашем сайте, новые машины 2013-го года из России везут и продают здесь. Дилеры ничего с этим поделать не могут, а на гарантию «ставят» практически повсеместно.

За свежими машинами действительно есть смысл отправиться в Смоленск. Один хозяин, атмосферный двигатель объемом более 1.5 литра, наличие истории обслуживания, не увеличенный, как в Европе, межсервисный интервал. Главное, не нарваться на «такси» - я видел Logan 2013 года выпуска с "официальным" пробегом 40.000 км и салоном, по которому словно пробежало стадо слонов. Детали интерьера этого автомобиля не самые износостойкие, но за такой маленький пробег такие разрушения произойти не могли....

То есть вырисовывается такая ситуация: средняя стоимость поддержанного смоленского автомобиля равняется нижнему порогу цен на аналогичную машину в Минске. В случае с машинами дороже разница более существенная. Другое дело, что дорогих машин на смоленском рынке нет, сплошь и рядом «народные» варианты.

Рынок скоро переедет в другое место – уже заготовлена площадка в городе, тем не менее машин больше не станет… Выбор небольшой, но по пути в Москву, где поддержанных машин просто море, в Смоленск стоит заехать проведать, может, и найдется здесь какой-нибудь автомобиль. Для покупки и последующей продажи автомобиля в Беларуси сюда можно ехать смело - если не нужна определенная модель, то найти здесь машину для перепродажи не составит труда.
 
P.S. Смоленск мы посещали не только ради подготовки репортажа с местного автомобильного рынка. В следующих выпусках мы расскажем о самом городе, о том, как показал себя бюджетный седан KIA Rio с новой шестиступенчатой коробкой передач на автодроме «Смоленское кольцо», а также о попытках купить новый автомобиль у местного дилера. Следите за abw.by!
 
Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора и Ольги-Анны КАНАШИЦ