Почему мы там, где мы есть?

Год 2011-й для всех белорусов, желающих приобрести автомобиль, стал переломным: преследуя, в общем-то, благую цель - пересадить народ с "вонючей бэушки" из Европы на новые автомобили, - правительство дало маху. Пошлины на ввоз подержанной техники выросли в разы, но трехкратная девальвация, которую, кстати, не раз пытались "повесить" на алчных белорусов, якобы вывезших всю валюту за границу, практически сразу свела на нет кредитование в национальной валюте.

Но главная "переломность" 2011 года все же состояла в том, что старая схема приобретения автомобиля в принципе значительно видоизменилась или перестала работать вовсе. Ведь раньше как было? Скопил или занял денег, съездил в Германию или на рынок, "убил" машину за 2-3 года и продал практически без потери в цене, а то и с плюсом. Никого особо не заботил объем двигателя, "проходимость" по возрасту была гораздо шире, а в банк за кредитом шли разве что от безнадеги. Но вот наступил 2012-й, 2013-й минул, а принципы обслуживания машин у белорусов не поменялись. При этом пригнать автомобиль того класса, к которому привык, стало значительно дороже, а пересаживаться на авто классом ниже, к тому же с "недомотором", готовы не все. Вот, казалось бы, идеальный момент для того, чтобы белорусские потребители потянулись в автосалоны, но…

Как мы все понимаем, наличных денег на покупку "новья" у большинства белорусского народа нет. Ведь мы их вывезли из страны еще в 2011-м, помните? Несмотря на то что из этой ситуации белорусские автодилеры выходили по-разному, сегодня практически все игроки на рынке предлагают возможность уехать из автосалона на машине, не имея на руках всей суммы. Но в подавляющем большинстве то, что дилеры величают кредитом, корректнее будет называть лизингом: предмет договора (в нашем случае автомобиль) регистрируется на имя лизингодателя, а клиент получает его в пользование, платит за это арендную плату и постепенно выкупает. О нюансах лизинга по-белорусски, кстати, мы уже писали. Однако в случае с Беларусью все равно лучше ориентироваться именно на лизинговые инструменты, которые предполагают оперирование иностранными валютами, потому что говорить о кредитах в национальной валюте просто не имеет смысла: 40-50% годовых может позволить себе лишь отчаянный человек.

Россия

Как бы ни хаяли автомобили российской сборки, восточная соседка в плане развития автомобилестроения выглядит куда предпочтительнее нашего социально ориентированного государства: на территории РФ свои сборочные производства разместили практически все самые крупные автопроизводители всего мира. Каждый год в России продается более 2 млн новых автомобилей, и понятно, что конкуренция в этой сфере огромная. Российские дилеры уже давно поняли, что проще продать машину с минимальной маржой, но получить клиента на сервис. А в этом деле все инструменты хороши: и Trade-in, и кредиты, и программы утилизации. Кстати, если помните, еще в 2010-2011 гг. для стимулирования рынка российское правительство запустило программу поддержки отечественного автопрома: тогда было выдано 600 тыс. сертификатов на покупку новых машин, благодаря чему уровень производства легковых автомобилей только в 2010 году составил около 1,2 млн штук (+101,4% к 2009-му). Впрочем, без "пикантных" моментов не обошлось: выяснилось, что более 40% авто, подлежащих утилизации, дилеры продавали "перекупам" или просто выбрасывали.

В 2014 году почти аналогичная программа была анонсирована вновь, однако ее запуск, намеченный на 1 сентября, откладывается: до сих пор ни у дилеров, ни у производителей не появилось нужных документов. Предчувствуя обвал продаж и то, что многие клиенты рассчитывали на эту программу, автопроизводители принялись стимулировать спрос за свой счет: "негосударственную" программу утилизации уже запустили Ford, Citroёn, Peugeot, Nissan, Datsun, Skoda, VW и УАЗ. При этом скидки могут оказаться даже больше обещанных государством, до 130 тысяч рублей (около $3500). Белорусам о подобном пока остается лишь мечтать.

Что же касается кредитных программ в России, то почти все предоставляемые финансовыми учреждениями предложения на приобретение машин похожи и имеют практически равные условия. В большинстве случаев процентная ставка составляет от 14% годовых, но это "стандартное" число сильно зависит от уровня дохода покупателя, места его прописки, срока кредитования - все эти факторы влияют на рост или снижение процентной ставки. К примеру, обслуживаясь в том или ином банке, можно выторговать 1-1,5% годовых, новому же клиенту, пришедшему лишь за кредитом, такие преференции не положены.

К примеру, вот уже который год самый популярный среди россиян в деле покупки автомобиля в кредит Сбербанк всем покупателям новых машин предоставляет стандартный кредит с минимальным взносом 15% стоимости транспортного средства, при этом процентная ставка напрямую зависит от величины взноса (аванса) и срока, на который выдается кредит: она может колебаться от 13,5 до 16% годовых.

Более простые условия кредитования своим клиентам предлагает крупный банк ВТБ-24. В соответствии с его кредитной программой наиболее выгодные условия получают покупатели автомобилей, если берут кредит сроком на один год с внесением аванса в размере от 30% общей суммы, - 14% годовых, при авансе от 15% - 15,5% годовых. С увеличением срока кредитования и уменьшением суммы аванса ставка растет.

Однако российский рынок примечателен еще и тем, что многие автопроизводители учреждают свои собственные финансовые институты, которые предоставляют особые условия покупателям автомобилей определенных брендов. Специальные программы, созданные самими автокомпаниями, зачастую распространяются на конкретную модель авто и являются ограниченными по времени, однако предлагают более низкую процентную ставку. Такие программы, по сути, являются аналогами государственного субсидирования, но здесь обязательства берет на себя автопроизводитель и выражает их в виде скидок. К примеру, еще в 2013 году японско-французский альянс Renault-Nissan и итальянский банк Unicredit объявили о создании на территории России совместного финансового предприятия, ООО "Фольксваген Банк РУС" вовсю предлагает россиянам льготные условия при покупке продукции VAG.

Например, в рамках специальной акции можно заполучить ставку 5,9% годовых (кредит в рос. рублях) на покупку Audi A3, A4, A5, A6, A7, Q3, Q5, Q7. Первоначальный взнос при этом - от 15% стоимости автомобиля, срок кредитования - 12 месяцев. Продукция Jeep, Chrysler и Dodge предлагается по ставке 5,5% годовых, но при этом минимальный первоначальный взнос - не менее 50%, срок кредитования - 12 месяцев. Естественно, во всех случаях оформление страхового полиса КАСКО обязательно на период всего срока кредитования.

Европа

Польша занимает 6-е место в Европейском союзе по количеству взятых кредитов на душу населения, конкуренция между банками здесь огромная. Обратите внимание на приведенный выше список: это 5 самых выгодных предложений по автокредитам за август - реальная ставка от 6,17 до 7,79% годовых при сроке кредитования 60 месяцев на сумму $15.000. Кроме государственных учреждений и филиалов иностранных банков действуют несколько организаций, созданных для стимулирования продаж автомобильной продукции конкретного бренда: к примеру, свои институты имеют Mercedes-Benz, FIAT, Toyota, Volkswagen. Хотя стоит отметить, что такие банки могут профинансировть покупку автомобиля любой марки, просто в этом случае меньше шансов получить “льготную” ставку.

Так, например, FIAT Bank Polska предлагает несколько продуктов, в том числе целевых, под конкретные модели. К примеру, сейчас FIAT 500 при условии аванса 20% стоимости можно приобрести под нулевой процент, правда, период кредитования - до 12 месяцев. Если же срок увеличить до 36 месяцев, процентная ставка вырастет до 2,99% годовых. Также придется внести единовременную плату за обслуживание кредита в размере 5% суммы кредита. Если же модель не на акции, то обычная ставка находится на уровне 7,69% годовых. Но и это, согласитесь, выглядит более чем привлекательным предложением.

Беларусь

В нашей стране, пожалуй, единственным эффективным инструментом финансирования покупки для физлиц является лизинг. У разных компаний свои нюансы, но в целом условия везде схожи: срок - 36-48 месяцев, аванс - от 25 до 40%, валюта - доллары, евро, но при этом оплата производится ежемесячно в белорусских рублях по курсу НБ РБ на дату оплаты, оформление КАСКО обязательно. И хотя почти никто не указывает реальных процентных ставок, годовая переплата за пользование такими деньгами в лучшем случае составляет не менее 12-14%.

Мнение

Минна Тихинен, специалист по коммуникации в Nokian Tyres, Финляндия:

"На сегодняшний день из своего круга знакомых и друзей я не знаю ни одного человека, который купил бы автомобиль или недвижимость за наличные. Около года назад я приобрела недешевый пикап и тоже в кредит. Мы все пользуемся банковскими займами. Как правило, наиболее выгодные условия предлагает банк, в котором ты обслуживаешься: например, у тебя открыт там счет и хранятся деньги. Из обязательных условий - постоянное место жительства и постоянное место работы в Финляндии. Список документов разнится, но почти всегда нужно предоставлять подробную зарплатную выписку. В качестве обеспечения может выступать и сам автомобиль, и ваше имущество, и поручители. Сегодня ставка по кредитам у нас около 2 процентов годовых, но периодически появляются предложения по 1,65-1,7 процента. Вот такой "волны" я сейчас и жду…"

Илья Тома, главный редактор онлайн-журнала piataauto.md, Молдова:

"Для новых автомобилей у нас сейчас более популярен лизинг, чем кредит, потому что у банков невыгодные условия: ставка больше, а сумма финансирования ниже. Часто автодилеры совместно с лизинговыми компаниями объявляют акции: к примеру, не так давно хорошие условия были по BMW - процентная ставка 9,95 процента годовых, срок лизинга 24 месяца, первоначальный взнос 30 процентов, страхование КАСКО - 4,5 процента. Если же не ждать акций и спецпредложений, то ставка обычно находится на уровне 12-13 процентов годовых".

По данным экспертов автомобильной отрасли, в лучшие годы в Беларуси около 40-50% новых автомобилей приобреталось с привлечением кредитных ресурсов, в том числе в национальной валюте. И это несмотря на то, что кредит, как мы знаем, увеличивает конечную стоимость автомобиля. Однако очевидно, что при наличии более-менее адекватных кредитных продуктов даже прижимистые белорусы легко идут на такие сделки. Каковы будут показатели в 2014 году, сказать пока сложно, однако из разговоров с представителями дилершипа становится понятно, что лизинг даже по таким ставкам и в валюте потихоньку набирает популярность. Главным образом по причине отсутствия у банков внятных предложений в национальной валюте. А вот что касается других мер по стимулированию обновления автопарка страны вроде той же программы утилизации, то здесь пока полный штиль. Даже белорусского производителя "БелДжи" не спешат поддерживать, что уж там об остальных говорить…

Ну а ставки по кредитам… Цифры говорят сами за себя!

Алексей ХВОЩИНСКИЙ

ABW.BY
Фото из открытых источников