Новость первая: многие перекупщики переориентировались на новые автомобили. Разумеется, из России. Мне не хотелось бы напускать страху, но для белорусских дилеров ситуация принимает характер бедствия. Я честно ожидали увидеть 5-10 машин, как в былые времена, но в эти выходные их можно было считать десятками! В основном представлены Volkswagen Polo Sedan, KIA Rio, Hyundai Accent. Но есть и более дорогие автомобили - мы нашли новый Nissan Juke с вариатором.

Машины доставляются разными путями: одни везут на лафете, другие прибывают своим ходом. На продаже стоял грязный Hyundai Accent 2014 г.в. - с пылу, с жару, что называется, от матушки России. Продавец минуту назад пригнал автомобиль - теперь занимается его мойкой. Перегонщики, которые возят новые автомобили, в шутку называют друг друга "дилерами KIA" или "дилерами Volkswagen" в зависимости от марки пригнанных авто.

Покупателей возле таких машин много, интерес есть, а разговоры на рынке примерно такие:

- А почему эти машины дешевле, чем в салонах?

- Они из России - российской сборки, вот и дешевле.

- А если купить у вас KIA Rio, машину точно на гарантию поставят? - обратились мы к "мультибрендовому дилеру KIA и Hyundai" не самой славянской внешности.

- Канэшна!

На каждом стекле этого автомобиля большими буквами написано, что гарантия на него составляет 5 лет. Не отходя от кассы, набираю номер знакомой, которая работает у настоящего дилера.

- Нет, машинам KIA из России гарантийную поддержку мы не обеспечиваем. Обслуживать - пожалуйста, но если что-нибудь случится - по гарантии обращайтесь в Россию.

Здесь обнаруживается главная проблема новых автомобилей на рынке "Ждановичи" - вопросы с гарантией. Для их решения необходимы определенные документы из салона, где куплен автомобиль. У продавцов, к которым мы подходили и которым звонили, подобных бумаг нет, о месте покупки они не сообщают. Хотя нверняка есть и другие перегонщики, у которых и документы в наличии, и о месте покупки расскажут. Возможно, просто не повезло на этот раз…

Вот и что делать после покупки? Поставить на гарантию здесь проблематично - наверняка возникнут проблемы с документами. Обращаться в Россию - а куда, если продавец о месте покупки не сообщает? Замкнутый круг.

Что касается гарантии, то на данный момент известно, что более 60% общего количества автомобилей Ford, приобретенных в России, не могут быть приняты на официальное гарантийное обслуживание в Беларуси из-за неправильно оформленных бумаг! Белорусские дилеры Lada и KIA гарантийное обслуживание не обеспечивают однозначно. С гарантией на Hyundai, по словам самих продавцов российских автомобилей, тоже имеются вопросы. А еще есть стойкое ощущение, что в скором времени помимо Lada и KIA еще несколько дилеров откажутся от гарантийного обслуживания российских машин…

Еще одно маленькое, но неприятное замечание к двум продавцам новых машин на рынке:

- Скажите, а что такое EPC? - обращаемся к одному из продавцов VW Polo Sedan, прикидываясь "чайниками".

- Система стабилизации. Если в занос бросит - машина сама стабилизируется. EPC на всех Polo Sedan уже есть в базовой комплектации.

Второй продавец тоже уверял нас в наличии противозаносной системы.

Откроем страшную тайну: ESP для данной модели предлагается только в виде опции для дорогих комплектаций, а EPC (Electronic Power Control) - это система управления тяговым усилием двигателя. Если одноименная лампочка на панели приборов не гаснет после запуска двигателя, значит, нужно ехать в сервис. Не дайте себя обмануть! Тут два варианта: или эти продавцы ничего не знали об этом, или хотели "нагреть" покупателя. Странные дела: "дилер KIA" на рынке ничего не знал о проблемах с гарантией. Вспоминается и владелец Megane, который продал нашей знакомой машину с мотором 1.4 вместо 1.6. Это теперь такой белорусский тренд - "впарить" любым способом?

Мы не пробовали покупать новый российский автомобиль на рынке "Ждановичи" - окончательный вердикт по ним ставить не будем, отзывов тоже пока нет. Но если продавцы обманывают в малом, то что будет в более серьезных вопросах? Причем эти машины сложно назвать новыми: из салона они выехали, некоторые из них добирались в Беларусь своим ходом, а если необкатанный мотор проделал путь из Москвы в Минск на отсечке? Каково? За 1000 км с машиной при желании можно сделать что угодно…

Еще одна новость сезона - на рынке около двух месяцев назад появилась вторая площадка по продаже автомобилей. Стоимость заезда на неделю составляет 100.000 рублей. Для сравнения: заезд на первую площадку обойдется в 350.000. Покупателей на новом месте меньше, машин тоже. Но цена пока что привлекательная.

Третья новость - спад продаж и массовое появление подержанных автомобилей из России. Об этом мы поговорили с продавцами.

- Тяжело сейчас с продажами. Летом еще более-менее, а сейчас вообще по нулям. Из тенденций - меньше стало свежих машин из Европы. Больше стало "убитых", которые "на веревке" из России притянут и здесь "подмарафетят". В основном это машины старше десяти лет, они когда-то были куплены подержанными в Беларуси, их добили в России - и они снова вернулись на наши рынки. В России "живых" машин нет. Я ездил за новым автомобилем - гнал клиенту под заказ, заодно посмотрел подержанные - нормальных там нет, сплошной "убитый" хлам, - рассказал Александр.

- Плохо с продажами. Свежие машины вообще не продаются. Сегодня купили пять-шесть автомобилей по цене от трех до шести тысяч долларов. Дороже - ни одной, по нулям продажи. Российские машины? Да их здесь процентов 70! (На новой площадке. - Прим. авт.) Располагаются ближе к выезду, - поведал Олег.

Эти комментарии нам дали сами продавцы "бэушки" - приятные, вежливые и общительные люди. А есть другие, что стоят поближе к выезду. Им и задаем два простых вопроса: "Какова ситуация на рынке по продажам?" и "Говорят, на рынке появились российские автомобили - вы ничего об этом не слышали?".

Ответы:

- Проходите дальше.

- Мы ничего вам не скажем.

- Ничего не слышали.

- Может, и появились…

- Не знаем.

Общения с такими продавцами не получается.

А нам пора подводить итоги. На данный момент на рынке отмечается спад продаж. Если шанс продать старый автомобиль ценой до 6000 долларов еще имеется, то машины возрастом до 5 лет зависли. Покупатели могут на этом выиграть - при покупке есть шанс неплохо поторговаться.

Также не покидает ощущение, что цены стали немного ниже. Массовое появление новых и подержанных российских машин на площадках - главная тенденция этого сезона. Происходит переориентация белорусских перегонщиков с западного на восточное направление. Выгоднее всего пригнать старый автомобиль из России - шансов продать его этой осенью, как нам кажется, больше.

Иван ПЯТЕРКИН

Фото автора
ABW.BY