Избегайте "эксклюзива"!

Увы, но за 5000$ можно присматриваться лишь к изрядно потрепанным жизнью моделям конца 80-х - начала 90-х. А тогда полный привод был вовсе не рядовой опцией! Скажем, найти легковой Mercedes, BMW, Opel, Peugeot или Ford со всеми ведущими - задача непростая. Тем более если речь идет об автомобиле, чтобы ездить на нем без серьезных вложений, а не брать на восстановление какую-нибудь интересную версию.

Соответственно ваше внимание должно быть сфокусировано на массовых модификациях, выпускавшихся в значительных количествах, чтобы проще было искать как сам автомобиль, так и запчасти к нему впоследствии. И здесь на ум приходят марки Subaru и Audi: для первой полный привод был едва ли не стандартом (на долю моноприводных версий приходился ну очень небольшой процент продаж), а для второй версии Quattro являлись массовым продуктом. Кроме того, к этому списку стоит добавить Suzuki и Volkswagen: пусть полноприводные модификации не так распространены, по крайней мере с материально-технической базой особых проблем не предвидится.

Чем "чреват" полный привод?

Прежде всего, усложнением конструкции. У рассматриваемых моделей за передачу крутящего момента к задним колесам отвечает либо межосевой дифференциал (Subaru и Audi), либо вискомуфта (VW и Suzuki). Соответственно в первом случае следует говорить о постоянном полном приводе, во втором - об автоматически подключаемом при пробуксовке передних колес. Как показывает практика, эти узлы демонстрируют хорошую "живучесть", однако выход из строя не исключен, а б/у деталь обойдется в 500-1000$ в зависимости от модели.

К тому же полноприводная трансмиссия включает и другие детали: карданный вал, задний редуктор, оригинальные полуоси для задних колес. Все это также изнашивается, требует замены - и вот здесь возможны проблемы с поиском далеко не самых ходовых (а порой и весьма недешевых) позиций. Полноприводный в прошлом автомобиль с замененной коробкой и снятыми приводными валами для белорусской действительности не такая уж и редкость.

Добавим к этому сопутствующие факторы: задняя подвеска будет отличаться от той, что применяется на моноприводных версиях (Audi, VW, Suzuki), что неминуемо сказывается на уровне эксплуатационных затрат при длительном владении таким автомобилем. Чтобы не прикончить дифференциал или вискомуфту, колеса следует устанавливать комплектами, но никак не парами: на обеих осях шины должны быть одинаковыми или как минимум одной размерности.

Кроме того, полный привод означает повышенный расход топлива, причем круглый год, тогда как все ведущие будут реально востребованы преимущественно в зимний период.

Subaru

При имеющемся бюджете можно рассматривать модели Impreza и Legacy, выпущенные в первой половине 90-х. Оба семейства максимально унифицированы, а посему имеют одинаковые преимущества и недостатки. К первым следует отнести достаточно простую и надежную конструкцию, выносливую подвеску и, как правило, хороший уровень оснащения. Причем, как и подобает "японцам", вся "начинка" исправно работает даже по прошествии двадцати с лишним лет.

Что может серьезно огорчить, так это состояние кузова: гниющие арки, сквозная коррозия крыльев и днища, труха в скрытых полостях - все это для "престарелых" Subaru скорее правило, нежели исключение. Отменной надежностью могут похвастать двигатели 2.0 и 2.2, в то время как покупка недостаточно мощных версий 1.6 и 1.8 лишена особого смысла, а моторы 2.5 склонны к перегреву и повреждению ГБЦ. Турбоверсии - отдельный разговор, но при бюджете 5000$ вести его попросту не имеет смысла.

Выбирая автомобиль, следует учитывать, что помимо полноприводных были и версии 2WD, правда, их процент совсем невелик. Ну а конструкция полноприводной трансмиссии зависит от типа коробки передач. С "механикой" применяется симметричный механический дифференциал, при этом в качестве межосевой блокировки используется вискомуфта. Универсалы к тому же оснащаются демультипликатором, но число понижающей передачи невелико.

Версии с АКП оснащаются системой с автоматически подключаемой при пробуксовке колес задней осью. За это отвечает многодисковая муфта в хвостовике коробки. Что любопытно, не очень расторопный "автомат" с точки зрения надежности выглядит даже лучше "механики" - ту подводят гудящие подшипники валов и не очень выносливое сцепление.

Говоря о надежности "самураев", следует учитывать то обстоятельство, что уровень их содержания довольно высок (расценки на некоторые работы и не самые дешевые запчасти). Неудивительно, что старые автомобили могут пребывать не в самом лучшем техническом состоянии - отсюда и низкие цены. Однако в ползу Subaru говорит довольно хорошая распространенность марки, а также то обстоятельство, что полный привод для нее является не опцией, а стандартом. Стало быть, с материально-технической базой проблем не предвидится.

Suzuki

Рассказывая про Subaru, мы намеренно не упомянули компактный хэтчбек Justy, который является не чем иным, как "клоном" Suzuki Swift второго поколения. Но если под маркой "плеяд" этот автомобильчик был исключительно полноприводным, то в исполнении Suzuki львиная доля приходилась как раз на переднеприводные версии.

Благодаря тому что сам автомобиль по определению дешевый, при наличии 5000$ имеются хорошие шансы не только найти более-менее живой экземпляр конца 90-х, но еще и устроить ему "большое ТО", да и после этого наверняка на бензин останется, что тоже неплохо, ведь версия 4WD "прожорливее" моноприводных.

Одним из основных недостатков модели, разработанной еще в 80-х годах, является ее возраст. А уже от него "пляшут" все остальные минусы: недостаточный уровень активной и пассивной безопасности и комфорта. Достаточно серьезной проблемой для старых экземпляров является коррозия. Зато 1,3-литровый двигатель неприхотлив и надежен. Что касается всего остального (трансмиссии, ходовой части), то перед покупкой стоит тщательно проверить техническое состояние всех узлов - стоимость запчастей для маленького "японца" может неприятно удивить.

Если Swift для вас слишком мал и убог, можно обратить внимание на Suzuki Baleno. Это более крупная и современная модель, которая к тому же предлагалась в виде не только хэтчбека и седана, но и более практичного универсала. Полноприводные версии оснащались бензиновым двигателем 1.6, который зарекомендовал себя как очень надежный. Впрочем, важнее другое: в отличие от переднеприводных версий механическая коробка на полноприводном Baleno более надежна, равно как и вискомуфта, отвечающая за передачу крутящего момента к задним колесам. Но, как и в случае со Swift, при выборе и осмотре автомобиля следует быть начеку: устранение "болячек" может показаться недешевым, особенно на фоне гуманного ценника на сам автомобиль. С поиском запчастей также могут быть определенные проблемы, учитывая не самую большую распространенность модели, тем более ее полноприводной модификации.

Audi

Увы, но в бюджет вписываются лишь "древние" Audi 80/90 и 100/200, выпущенные в конце 80-х - начале 90-х. Сами автомобили настолько хорошо известны как мастерам, так и самим белорусским автолюбителям, что остановимся только на особенностях полноприводных модификаций. По большому счету сама трансмиссия с самоблокирующимся межосевым дифференциалом Torsen (а на ранних версиях - и с принудительной блокировкой "центра") надежна, и здесь просто важно удостовериться в работоспособности и состоянии ее деталей. Но отдельного упоминания требуют "смежные" узлы.

Например, на версиях Quattro задняя подвеска - независимая многорычажная. По нынешним временам, конечно, не бог весть какое усложнение конструкции, однако содержать и обслуживать ее в любом случае дороже, чем простую балку моноприводных машин, да и сами детали дефицитнее. Второй аспект - силовой ряд. Как правило, полный привод предлагался в сочетании с более мощными моторами - пятицилиндровыми 2.2 и 2.3, а также шестицилиндровыми 2.6 и 2.8V6, которые сами по себе сложнее и дороже в эксплуатации, чем более привычные для владельцев большинства "восьмидесяток" и "соток" четырехцилиндровые моторы.

VW

В отличие от Audi число предложений по полноприводным Volkswagen на вторичном рынке невелико. А если ограничить поиск рамками бюджета 5000$, так это и вовсе дело случая - какую модель удастся найти в более-менее приличном состоянии. Скорее всего, это будет весьма "престарелый" Golf III, возможно - Passat B3. Надеяться найти сохранившийся чудом Passat B2 или Golf II/Jetta с приставкой Syncro и вовсе утопия.

Не так много шансов отыскать и спецверсию Country с рамой и увеличенным дорожным просветом. Но здесь можно связывать надежды с тем, что уникальный в своем роде автомобиль будет содержаться фанатом марки в надлежащем состоянии. Другой вопрос, что расстаться с хорошим экземпляром владелец согласится лишь за совершенно невменяемые для этого класса и возраста деньги.

Но о какой бы из моделей ни шла речь, в любом случае полноприводная трансмиссия Syncro подразумевает наличие вискомуфты, отвечающей за переброску момента к задним колесам. Так что перед покупкой именно ей - пристальное внимание. А также остальным элементам трансмиссии: приводным валам и ШРУСам, которые, конечно, вполне надежны, но возраст есть возраст.

Вердикт abw.by

Полноприводные модели до 5000$ на вторичном рынке имеются. Основной вопрос - их техническое состояние. С учетом стоимости восстановления это важное обстоятельство! Все же рекомендуем отдавать предпочтение наиболее популярным моделям марок Audi и Subaru и тщательно проверять работу трансмиссии у мастеров, имеющих богатый опыт общения с такими автомобилями.

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY