1998-й: новые "жигули" за 2500 долларов

Дефолт 1998 года привел к резкой трехкратной девальвации российского рубля: если еще в августе его соотношение к доллару составляло 6:1, то к концу года - уже 21:1! Соответственно в валютном эквиваленте производимые в России товары стали дешевле в 2,5-3 раза, в том числе и автомобили. Но в тот момент массового производства иномарок с высокой долей локализации еще не было - несколько сборочных СП не в счет. Так что основные "скидки" пришлись на продукцию ВАЗа - Lada и "жигули" едва ли не в один миг подешевели до 2000-3500$. 

Согласитесь, ситуация очень похожа на ту, что наблюдается сейчас, и вызвана она была в первую очередь снижением курса национальной валюты. Но по импортируемым автомобилям такой халявы не было: прайсы тогда были привязаны к доллару. 

2009-й: и Mazda в подарок…

С задержкой почти на год мировой кризис дошел и до нашего региона. Для автомобильного бизнеса он начался с прекращения выдачи доступных кредитов, что привело к обвалу продаж как раз в момент пика (2008-й стал рекордным по количеству новых проданных автомобилей на белорусском рынке). Ориентируясь на предшествующий рост, дилеры наращивали отделы продаж, строили новые центры, выбивали квоты и закупали большие партии машин. На все это брались кредиты… 

Так, к началу 2009 года многие предприятия оказались с затоваренными складами и необходимостью рассчитываться по долгам. И началась война скидок: около 10% у Mazda и VW, 12,5-15% у Hyundai, 10-20% у Renault. Но победителем стал дилер Toyota, предложивший на свой модельный ряд дисконт 20-25%!

Судите сами: базовая версия Yaris 1.3 продавали за 12.000$ (против 16.000$), Corolla 1.4 -13.200$ против 17.750$. И это было самым лучшим предложением в малом среднем классе! Да и Camry 2.4 в далеко не бедной комплектации продавали за 22.230$, что означало скидку 5500$. 

Впрочем, интересные предложения были и у конкурентов. Например, кроссовер Koleos со скидкой 20%, то есть за 20.500$. Или Outlander 2.0 по "суперцене" 17.970$, что на 22,6% меньше предыдущего ценника (23.207$). Ну и как тут не вспомнить акцию Land Rover, когда при покупке двух внедорожников в подарок предлагался… хэтчбек Mazda2! 

Что дальше?

Сейчас россияне и белорусы спешат купить автомобили по принципиально разным причинам. Для белорусов, привыкших хранить сбережения в валюте, наступил момент невиданных скидок (но не пир ли это во время чумы?). Для россиян же это скорее возможность взять машину по приемлемой цене и отчасти сберечь свои деньги от обесценивания, ведь дальше будет только дороже. Российские представительства и импортеры уже начинают переписывать ценники в сторону повышения. 

Судя по всему, в 2015-м на обоих рынках будет наблюдаться спад продаж. Во-первых, тот, кто хотел в ближайшее время обновить свой парк, воспользовался сложившейся ситуацией и сделал это сейчас. Во-вторых, новые цены будут гораздо менее привлекательными, особенно в глазах российских покупателей, для которых машины станут заметно дороже, и даже продление программы утилизации вряд ли поможет сохранить высокие показатели продаж. По этим же причинам мы вправе ожидать увеличения предложения и снижения цен на вторичном рынке, что особенно актуально для нашей страны, где стоимость "бэушки" давно перестала быть адекватной. 

Что касается новых машин, то рано или поздно халява уйдет… Чтобы через несколько лет вернуться. Ведь кризис - явление цикличное. И это время не только скидок, но и снижения реальных доходов населения. А тут уж, как говорится, не до жиру. Нам ли не знать!

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY