В частности, за отчетный период в Беларусь было импортировано 94.545 автомобилей (новых и б/у) на сумму 1,185 млрд долларов. Это на 223 авто меньше, но на 135,6 тыс долларов больше, чем за аналогичный период 2013 года.

Девальвация российского рубля повлияла на географическое смещение спроса. Если за 11 месяцев 2013 года более 80% импорта авто пришлось на страны вне СНГ, то за 11 месяцев 2014 года около 70% импорта авто пришлось на Россию.

Напомним, что в конце декабря тогда еще действующий премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович, выступая на одном из телеканалов, косвенно обвинил покупателей, которые подались за авто в Россию, в ситуации, сложившейся на валютном рынке.

- Только за  два месяца, октябрь и ноябрь, наши граждане ввезли из России 21.500 автомобилей, - сказал он. - По самым скромным оценкам это около 320 миллионов долларов. Эту сумму вывезли в Россию из Беларуси и на эту сумму ввезли автомобили. Это породило ажиотажный спрос на валюту, и правительство, которое вместе с Национальным банком призвано защищать интересы нашего народа, не могло не среагировать. В отдельные дни объемы продаж валюты населению составляли 90-97 миллионов долларов в день. Начались рушиться рынки, начался ажиотаж. И стандартная девальвация как классический метод не дала бы должного эффекта. Поэтому мы пошли нетрадиционным путем вместе с Нацбанком (на введение 30-процентного сбора при покупке валюты. - Прим. авт.).

Высказывание теперь уже бывшего премьера приняли за чистую монету некоторые российские СМИ, растиражировав мнение о том, что так называемый заградительный валютный сбор был вынужденной мерой для защиты белорусской экономики и что на этот шаг правительство было вынуждено пойти из-за отдельных белорусов, решивших купить автомобили в России.

Не секрет, что в Беларуси, в отличие от России, хранение сбережений в иностранной валюте является многолетней традицией. И суммы, которые белорусы тратили на покупку автомобилей, - это результат накоплений, а не одномоментной покупки валюты, хотя, не исключено, что такие случаи также имели место. Кроме того, по признанию многих поехавших в Россию за машиной, доллары на российские рубли ими менялись именно в Беларуси во избежание возможных хлопот при обмене "американца" в РФ. И даже если бы речь шла о белорусских рублях, скопленных на авто, то покупка долларов с целью последующего обмена их на российские рубли с точки зрения удачной финансовой операции выглядит явлением сомнительным. То есть получается, что граждане, наоборот, несли валюту в обменники, в том числе и в тех случаях, когда покупали новые автомобили в Беларуси.

Не исключено, что пик спроса на подешевевшие в РФ автомобили пришелся на декабрь, но уже однозначно можно сказать, что точно не ажиотажный спрос на авто спровоцировал 40-процентную девальвацию белорусского рубля.

Кроме того, как сообщает Национальный статистический комитет, не особо сказалось на валютной выручке Беларуси и снижение мировой цены на нефть и соответственно нефтепродукты. По крайней мере, за 11 месяцев 2014 года экспорт нефтепродуктов в денежном выражении снизился всего на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года и составил $9,278 млрд.

ABW.BY