Имел он в виду, конечно же, отнюдь не проходимость. Я помню свои ощущения, когда впервые села за руль Opel Astra GTC и поехала на нем по Хемницу. Мне казалось, что я никогда не привыкну к этой ужасной обзорности и первым делом по возвращении в Беларусь поставлю парктроники. Или лучше камеру. Или все вместе. Но, как часто бывает после покупки машины, денег хватило лишь на обязательные процедуры (постановку на учет, страховку и т.д.) и покупку резиновых ковриков. После чего наступил период «поглощения пустых макарон», а вместе с ним и период привыкания к особенностям авто.

Вернуться к вопросу получилось лишь чуть больше года спустя. Но не потому, что что-то случилось. За это время я успела «обжиться» в своей «слепой» машине и даже улучшить обзорность, сняв подголовники задних сидений. Но мои водительские привычки при этом основывались на активном верчении головой, обязательном использовании «аварийки» при включении задней передачи (а иногда даже и с подсигналиванием) и избегании узких мест, из которых проблематично выехать задним ходом. Через некоторое время я стала интересоваться вопросом «что почем?», попутно узнавая, какие варианты существуют.

Зона очистки заднего стекла в этом авто существует "для галочки"

Тенденции современного автомобилестроения таковы, что дизайнеры все чаще приносят обзорность в жертву дизайну кузова. В этом плане автомобили предыдущего десятилетия можно смело назвать «аквариумами» - настолько много в них стекла. Неудивительно, что сейчас люди все чаще интересуются, как компенсировать плохую обзорность и научиться лучше чувствовать свой автомобиль. И поскольку я как интересующийся автовладелец занялась этим вопросом, то сочла уместным поделиться информацией с теми, кто, возможно, также находится в раздумьях, ставить или нет.

С чего начать

Наверное, первое, с чем стоит определиться, - это собственные предпочтения: что ставить, в каком количестве, какого качества. Вариантов, как оказалось, немного: традиционные датчики, камера заднего вида и так называемая парковочная лента, но о ней мы поведем отдельный разговор.

Помощники парковки продаются в комплектах. Их можно купить самостоятельно или заказать через установщиков. Но что точно не стоит делать самому – это выбирать комплект по рекомендациям продавца электронных девайсов в магазине. Это не мое мнение - это совет от тех, кто занимается установкой систем. Предложений много, качество у всех разное, можно что-то купить, а потом понять, что нужно было совсем другое. Поэтому наиболее оптимальная схема действий в данном случае – приобретение определенной системы после консультации со специалистом, который, как хороший врач, для начала выяснит, чего хочет клиент, что ему действительно нужно и как это «встанет» на его автомобиль.

Что бывает

Парктроники

Сколько их будет, решает хозяин авто. Обычно их ставят от двух (от четырех) и до сколько позволит карман и опасения. В комплекте для установки помимо датчиков идет индикатор и электронный блок.

Парктроники бывают разные, в частности, для установки с внешней и внутренней стороны. Но это скорее эстетический аспект.

Цветовая гамма датчиков - белый, черный, серебристый и иногда золотистый цвета. Однако сейчас не проблема окрасить парктроник в цвет кузова без ухудшения его чувствительности (цена вопроса – около 10 долларов за 4 шт.).

В зависимости от формы бампера могут понадобиться специальные проставочные кольца, компенсирующие угол наклона, так как для корректной работы парктроник должен «смотреть» обязательно прямо и располагаться не выше 50 см над уровнем дороги.

В зависимости от желания клиента информация может выводиться на обычный LED-индикатор, который устанавливается на панели или зеркале заднего вида, LCD-индикатор (почти то же самое, только информативнее) или на биппер, прозванный в народе «пищалкой». Кроме того, можно выводить информацию на штатную магнитолу, если возможности авто это позволяют.

Камера заднего вида

Многие автолюбители не хотят дырявить бампер, поэтому предпочитают полагаться на видео. При выборе этого способа важно приобрести действительно хорошую камеру и не менее хороший дисплей, куда будет выводиться изображение. Почему именно камера, чуть ниже расскажет наш читатель Владимир.

Парктроники + камера

Вариант для тех, кто очень боится. Как правило, в комплект входят 4 датчика и камера заднего вида. Изображение с камеры выводится либо на дисплей, либо на специальную накладку на салонное зеркало заднего вида, которое работает как зеркало в выключенном состоянии и как монитор при включении задней передачи.

Для установки камеры есть несколько вариантов: специальная вставка в номерной рамке, вместо одного из фонариков в подсветке «номера», путем сверления отверстия в крышке багажника и под задним стеклом (актуально для внедорожников и универсалов). Три первых варианта имеют два общих недостатка – камеры, установленные таким образом, пачкаются и боятся механической автомойки, так как могут быть повреждены в процессе.

По мнению специалистов, парковочные помощники именно в таком исполнении на первый взгляд хоть и более функциональны, но вместе с тем «излишни». Главный аргумент – универсальное хорошим не бывает: то камера не очень, то накладка на зеркало не выполняет положенных функций.

Парковочные ленты

Об этом способе установщики говорят немного и скептически, хотя именно он из всего предложенного наиболее бюджетен. Внутрь бампера устанавливается специальная чувствительная лента, она крепится на его внутренней поверхности, без сверления каких-либо дополнительных отверстий. Контролируемая зона у ленты больше, но она не реагирует на пластмассовые препятствия. И в целом ее чувствительность ниже. В Беларуси услуга по установке ленточных парковочных радаров не распространена. Иные специалисты готовы устанавливать их в случае самостоятельного приобретения, однако ленту еще нужно поискать. Почему так – до конца не ясно. Есть подозрения, что это не совсем выгодно или же имеются какие-то препоны с закупкой этой самой ленты.

В моей ситуации проблема заключается именно в задней части автомобиля. Не являюсь сторонником откровенно дешевых решений, но в то же время не хотелось бы переплачивать за излишества, наличие которых может быть не оценено. Поскольку на автомобиле проехала уже не одну тысячу километров, опасения мои пришли в норму, а голова - к выводу, что камера мне ни к чему, а для комфортной езды вполне хватит 4 датчиков и «пищалки». Если же разница по деньгам будет несущественной, то можно поставить обычный LED-индикатор.

Что почем

Классификация парковочных систем производится преимущественно в зависимости от их стоимости.

Минимальный бюджетный вариант

Стоит от 25 до 40 долларов. Комплектация стандартная: 4 датчика, индикатор и блок. Датчики трех цветов. При выборе стоит поинтересоваться техническими характеристиками датчиков, их чувствительностью, по возможности выбирать вариант с разъемами, чтобы в случае чего их можно было с легкостью заменить. Работа по установке такого комплекта может стоить от 60 до 100 долларов в среднем по Минску.

Средний ценовой диапазон

От 70 долларов. В отличие от первого варианта это уже будет «некий бренд». Или, как у нас любят говорить, заводской «китай». Как правило, датчики имеют улучшенные характеристики, есть возможность регулировки зоны работы с препятствием (можно «развести» зону «видимости»), в комплекте идет фреза для установки парктроников, также есть варианты для места установки индикатора – в передней или задней части авто, кому как удобнее. Стоимость установки примерно та же – от 60 до 100 долларов.

По словам специалистов, более дешевые датчики могут реагировать на грязь, в то время тем, что подороже, не страшна даже образовавшаяся на бампере корка льда.

Комплект этого уровня с камерой «потянет» на 120 долларов плюс еще около 100 долларов установка.

Штатное оборудование

Самое дорогое и самое трудоемкое по установке, так как требует работы с бортовой системой автомобиля. Стоимость зависит от каждого конкретного авто (от 200 до 400 долларов). Помимо прочих преимуществ – выход из строя любого датчика диагностируется бортовым компьютером автомобиля точно так же, как поломка любого другого элемента штатной системы оборудования. Говорят, что более надежно работает. Стоимость установки начинается от 100 долларов.

Установка камеры заднего вида

Обойдется в сумму от 40 до 60 долларов, но может быть и больше в зависимости от автомобиля, способа установки и других параметров. Универсальные камеры (для врезки в крышку багажника или для установки в место для фонаря подсветки «номера») стоят в пределах 50 долларов, хорошие – в районе 100. Плюс потребуется установка монитора для выведения изображения с камеры, а это снова расходы, размер которых зависит от предпочтений клиента.

Если камера будет подключаться к штатной магнитоле, потребуется специальный адаптер (около 100 долларов) и дополнительные затраты на его установку. Камера + адаптер + подключение к головному устройству обойдутся примерно в 250 долларов.

Где устанавливать

Тут выбор ложится на владельца автомобиля. В своем конкретном случае по ряду причин я остановила выбор на специалисте так называемого «гаражного профиля», но с 20-летним опытом работы. Было решено установить комплект Park master среднего ценового диапазона из 4 датчиков, что вместе с работой обойдется в 130 долларов (70 за комплект, 60 за установку).

Именно такое расположение парктроников порекомендовали специалисты с учетом изгибов бампера

Когда-то дилер Opel в Беларуси порадовал меня тем, что привез под заказ (недорого и оригинальную) одну дефицитную трубку выпуска коллекторных газов. Решила полюбопытствовать, а вдруг и установка парктроников будет по карману. Сказали, что только за работу (при покупке комплекта самостоятельно) с меня попросят 1,2-1,3 млн рублей.

Сервисы, которые активно рекламируют себя в Интернете, предлагали свои услуги и за 850 тысяч, и за 950, и за миллион.

История товарища: «Почему я выбрал камеру»

Прежде чем искать мастера и выбирать наиболее подходящий вариант для своего авто, захотелось пообщаться с людьми на предмет определения, чего же я хочу. Среди них оказался Владимир – автолюбитель со стажем, ожидавший два года, чтобы установить на свой Renault Duster хорошую камеру заднего вида. Ключевым словом в этой фразе является «хорошую», потому что, по словам Владимира, именно в этом и заключалась загвоздка.

- На Toyota Corolla 6 лет назад установил парковочную ленту, - рассказывает он. - За все про все с установкой отдал 100 долларов. Мне очень нравилось, единственное – она не «замечала» пластиковые предметы, например, ведра, но для меня это не было критичным. Конструкция простая: полметра ленты, два провода, электронный блок и динамик.

Машину отдал дочери (она, кстати, тоже довольна), себе купил Duster, поехал к тем же ребятам, а они больше этим не занимаются. Хотите – поезжайте в Москву, покупайте там ленту, а мы установим. Но сами не возят больше. Тогда я задумался об альтернативных способах. Сверлить бампер не хотелось, к тому же говорят, что парктроники со временем выходят из строя, нужно рассверливать отверстия и менять их. Поэтому остановил выбор на камере. И вот два года ждал, когда в продаже появятся качественные устройства. Знакомые ребята этим занимаются, сказали, что очень много камер несут назад, – не удовлетворяют. И вот я дождался осенью прошлого года. Камера стоила 70 долларов, «китай», но заводской. Ее можно установить куда захочется, нормально показывает как днем, так и в темноте. Учитывая специфику кузова моей машины, я предпочел установить ее в салоне под стеклом – высоко, обзор хороший и не пачкается.

Еще 50 долларов пришлось отдать за дисплей. Не невесть что, 5 дюймов, но меня устраивает, разрешение хорошее. Предлагали на "Малиновке" навигатор с видеовходом за 200, который можно использовать как дисплей, но я решил, что мне это ни к чему. Установил его в нишу на центральной консоли. Она у Duster изогнутая, пришлось сделать еще специальную подставку из оргстекла. Если бы поверхность была прямая – вообще без вопросов, приклеил бы на двусторонний скотч. Экранчик складывается, я накидываю на него кепку, когда ухожу, – все.

Установка на фирменном сервисе Renault обошлась в сумму, эквивалентную на то время 120 долларам. У "гаражников" было бы дешевле, но машина гарантийная, могли бы возникнуть вопросы. Провод пустили по крыше. Саму камеру первоначально поставили на скотч, но я потом сам прикрутил ее саморезами. Единственное, что бы сейчас исправил, - это добавил пару сантиметров провода и отодвинул камеру ближе к стеклу, чтобы она лучше "видела" вниз.

По словам Владимира, своим парковочным помощником он доволен. Однако в отличие от штатных камер, устанавливаемых в новых автомобилях, эта не показывает траекторию движения. Но водитель не ощущает никакого дискомфорта.

Вместо заключения

Специалисты утверждают, что в последнее время парковочные системы стали ставить чуть ли не чаще, чем сигнализации. Причем клиентами являются не только женщины, традиционно испытывающие неловкость при парковке и движении задним ходом. Нередко приезжают уже после того, как довелось попасть в неприятную ситуацию.

Разные мастера могут склонять клиента к разным вариантам, но у всего есть своя специфика. Так, например, салонную камеру заднего вида лучше ставить на автомобили, у которых заднее стекло отвесное. Если дело касается парктроников, то нужно учитывать изгибы бампера, чтобы польза от установки датчиков была максимальной и не образовывалось «слепых» зон.

Что касается качества оборудования, то тут, как вы поняли, лучше не экономить. Все эти и другие вопросы можно и нужно обсуждать со специалистом, что позволит остановить выбор на оптимальном варианте. У нормальных мастеров считается правилом хорошего тона проконсультировать клиента, даже если нет гарантий, что он выберет именно этот сервис.

Что касается моего Opel Astra, то в ближайшее время он должен «прозреть». Если, конечно, не появятся другие обстоятельства.

Елена ШЕМЕТ
Фото автора
ABW.BY