Ответ на вопрос, почему именно не срослось, оставим "за кадром" - у всех свои трудности. Теперь он обычный "гаражник". Недоверчивый, осторожный, но работающий на себя. В последнее время на нашем сайте было опубликовано несколько статей, которые так или иначе затрагивали "гаражную" тему, что и стало поводом для контакта. Хотя не столько сами статьи, сколько их обсуждение.

- Пользуясь случаем, хочу передать горячий привет форумчанам, - начал Константин. - Понятно, что каждый человек имеет право на свое мнение, но, как я говорю, Интернет еще ни одну корову не подоил и машину не починил. Поэтому теоретикам, которые строчат комментарии в рабочее время, сидя в теплом офисе, мысленно машу рукой. Им-то, конечно, виднее, что и как.

О легализации и легализовавшихся

Я общаюсь с коллегами "по цеху", мы часто меняемся инструментом и по ходу обсуждаем все, что происходит в нашей сфере. Когда-то я был в числе рьяных агитаторов за легализацию гаражных сервисов. Еще бы: разве не заманчиво платить какую-то сумму налога и работать, ни от кого не прячась?! Мы собирались с мужиками и до хрипоты спорили. Но эйфория ушла недели через две, когда начали всплывать подробности. Оказалось, что тема легализации, как и многое в нашей стране, - это косточка на веревочке. Сколько "гаражников" легализовалось за это время? Двадцать?! Помню, по ТВ видел, выступал один в качестве показательного гостя, рассказывал, да, тяжело, но… Многие мои знакомые думали легализоваться, но ни один этого не сделал.

Когда я был "ипэшником", мне хватало на жизнь и на инструмент, и то не на всякий. Но тут чиновники придумали, как сделать нам "хорошо". Знакомый рассказывал, как устанавливал котел. Отдал 2200 долларов плюс монтаж. Котел хороший, пиролизный. Установил по всем правилам. Пришел проверяющий, посмотрел, сказал вырезать в трубе окошко, чтобы он… мог видеть выхлопы. Для чего - никто так и не понял.

О чем можно говорить, если требования к гаражным мастерским практически те же самые, что и для СТО?! Поставьте мусорный контейнер, сделайте окна. Нужен экологический паспорт объекта, договор на утилизацию отработанного масла, утилизацию фильтров… В налоговой говорят: не вопрос, приезжайте оформляйтесь. Но должен быть счет в банке, кассовый аппарат, нужно платить за мифическое обслуживание этого аппарата, которое на деле никто не проводит, обязательна работа по безналу. И контролируют все это около 10 служб, любая из которых может прийти и закрыть все. Человек, который платит фиксированный налог, хочет, чтобы взамен от него отвязались. Если я сам кручу гайки, я для себя все сам сделаю: и вытяжку, и свет. Меня не нужно заставлять. Что мне нужно - я должен решать сам, а не седовласые дядьки из стандартизации. Пока человек не будет ощущать себя хозяином своего дела, своего положения - не будет добра. И даже если выйдет какой-то декрет по "гаражникам", я не подпишусь под это дело. В нашей стране чудес не бывает: за последние 15-20 лет все льготы вылезали людям боком. Я уже не верю в эти сказки: дескать, вы вложитесь, все сделайте, мы вам создадим условия. А потом будет "жэстачайшэ". Я так не хочу. Проще вообще все бросить, работать сторожем и кормиться с огорода.

О кризисе и "сверхприбыли"

Времена сейчас наступили непростые, и виноват в этом не только курс доллара. Хотя он и спровоцировал очередной раздрай.

- Заехал недавно на один сервис, - обрисовывает ситуацию в своем областном центре наш читатель, - ребята второй месяц играют в карты. Клиентов нет. Раньше, бывало, едешь мимо автосервисов и видишь очереди. Сейчас никого. Это и сезонный спад, и результат того, что у людей нет денег. Доллар вырос, зарплаты никудышные, а многие сервисы хотят жить как раньше. Сразу оговорюсь: я не за "гаражников", не за СТО - я сам за себя. Но, анализируя происходящее, скажу, что ситуация сейчас сложилась непонятная и неприятная.

И у меня телефоны вот уже которую неделю молчат. Берусь за любую работу, даже самую незначительную, потому что перебирать не время. Знаю, что у многих цены в долларовом эквиваленте как были, так и остались. Логика проста: кому нужно - тот приедет. Некоторые "гаражники" на фоне кризиса ведут себя неадекватно, буквально выкручивают руки. Говорят, дескать, заезжай - не обижу, а по итогу выставляют цены как на официальных СТО. Причем берутся за все: кузовщину, моторы, подвеску. Я всегда говорю: бойтесь «шибко универсалов»! Нельзя одинаково качественно делать все! И обходите стороной тех, кто любит похвалиться: мол, месяц назад к нам приехал Infinity с какой-то проблемой, которую долго никто не мог решить, а мы нашли и все сделали. Нормальный специалист не будет набивать себе цену. Но это так, заметки на полях.

Конечно, весной будет оживление, но, как мне кажется, от сложившейся ситуации пострадают в первую очередь мелкие автосервисы. Люди продолжают ездить, автомобили будут ломаться - от этого никуда не деться. "Гаражники" без хлеба не останутся - это факт. Но мое личное мнение: в трудные времена нельзя оставаться на старых позициях и игнорировать тот факт, что у людей стало меньше денег.

Об автолюбителях и переоценке ценностей

По словам Константина, нынешний кризис, как и все предыдущие, не сулит автолюбителям ничего хорошего. И даже тот факт, что в конце года белорусы нагнали машин из России, не изменит отношения к технике.

- Сейчас у моего соседа три авто, но ездит он на «жигулях», - рассказывает Константин, - потому что дешево. Хотим мы того или нет, но скоро придет откровение, что принцип "за последние, но на BMW" уже не работает.

Недавно приезжал человек на Audi A8 4,2 литра «лонг». Проблема - не заряжается аккумулятор. Нужно менять "шоколадку". Хорошая "бошевская" стоит два с половиной миллиона. На моих глазах человек "выпадает в осадок". Далее встречное предложение: "Может, перепаяете?" Зачем было покупать такой автомобиль?!

У многих моих знакомых в последнее время поменялись представления о жизни, о машинах. Все больше людей отдают предпочтение езде "без понтов". Но в то же время процветает "колхоз" из серии "вы мне тут сваркой прихватите, а дома я намертво проволокой прикручу". Люди хотят экономить и делают это как могут. Восстанавливают рейки, амортизаторы, возвращаются к самостоятельной починке автомобиля, покупают дешевые запчасти, в последнее время все чаще сами заказывают что-то из Китая, потому что так значительно дешевле, чем на рынке. У нас даже мойки теряют клиентуру, хотя там, где можно помыть машину самостоятельно, очереди.

По моим прогнозам спад клиентов ожидается примерно на 50 процентов. Кризис, конечно, не пройдет незамеченным: кто-то задумается о целесообразности владения тем или иным автомобилем, кто-то будет "затыкать дырки" путем жесткой экономии, но то, что нам всем придется снова научиться выплывать, - бесспорно.

Что касается лично меня, то я считаю, что любая работа лучше, чем ее отсутствие. И чем сильнее нам стараются закрутить гайки, тем больше людей будет уходить в тень, закрываться в гараже, ограничиваться старыми проверенными клиентами. Если это то, чего добивается наше государство, то хочу отметить, что у него получилось.

ABW.BY
Фото из архива использованы в качестве иллюстрации