По данным ассоциации "Укравтопром", в 2014 году украинскими дилерами было продано 97.020 новых легковых автомобилей против 213.322 в 2013-м, что означает падение на 54,5%. Ничуть не лучше обстоит ситуация и с коммерческой техникой: 7178 автомобилей в 2014-м против 16.393 по итогам 2013-го, или -56,2%. Похожая ситуация с автобусами и микроавтобусами: 1759 единиц против 3179, то есть -44,7%. 

В 2015-м негативная динамика сохранилась. Так, по данным все того же "Укравтопрома", за первые два месяца текущего года новых легковых автомобилей было продано 5521 шт., а это значит, что по сравнению с аналогичным периодом 2014 года рынок сократился в 4,9 раза. При этом наблюдается и другая тенденция: за те же два месяца в Украине был поставлен на первичный учет 1151 автомобиль с пробегом, пригнанный из-за рубежа (так называемый импортный секонд-хэнд). А это +72% по отношению к январю - февралю 2014 года. 

Падение рынка новых автомобилей можно объяснить непростой экономической ситуацией в стране, практически троекратным ослаблением национальной валюты и, как следствие, снижением реальных доходов населения, а также ростом цен на импорт в гривне. 

В отличие от России, где, несмотря на ослабление рубля, цены на автомобили длительное время оставались на прежнем уровне в национальной валюте и соответственно падали в валютном эквиваленте, в Украине все происходило по сценарию, более привычному для белорусов. С изменением курса украинские дилеры достаточно оперативно пересчитывали свои прайсы, в результате чего в долларах и евро цены остались практически неизменными, зато в гривнах выросли примерно в три раза! 

Если раньше украинские цены на фоне белорусских выглядели очень привлекательно, то сейчас ситуация несколько изменилась: под давлением российских "распродаж" наши дилеры поспешили снизить прайсы, так что сейчас не все так однозначно. Так, к примеру, выглядят цены на Ford Focus европейского производства.

Это "стартовые" цены на модельный ряд KIA. Кстати, обратите внимание на курс в верхнем правом углу (1 $ = 26 гривен), а также на то, что к продаже предлагаются как "российские", так и "европейские" версии Rio.

А вот прайсы на те модели Geely, которые присутствуют и на белорусском рынке.

В случае с новыми автомобилями свою роль в обрушении продаж сыграло еще и отсутствие доступных кредитов, которые традиционно являются весьма эффективным инструментом продаж. Украинские покупатели теперь могут рассчитывать только на собственный кошелек, а он у большинства весьма "тощий"…

2014 год уже стал черным для многих автомобильных дилеров. В первую очередь под удар попали компании, работавшие только в направлении продаж автомобилей, не имевшие собственного сервиса, соответственно не способные заработать на чем-то другом, кроме реализации машин. 

Отдельная категория - компании, пострадавшие из-за нестабильной политической ситуации в начале прошлого года или от боевых действий в восточных областях страны, когда салоны были разрушены и разграблены, а машины "под шумок" угнаны. К слову, в прошлом году украинская ГАИ неоднократно предупреждала граждан об осторожности при совершении сделок по покупке автомобилей в связи с появлением большого количества "двойников" (преимущественно из Донецкой и Луганской областей) с поддельными "номерами" и документами.

А что же вторичный рынок? Разумеется, в гривнах "бэушка" также подорожала, но рост цен более скромный. По оценкам местных экспертов он всего лишь двукратный, а это значит, что в валютном эквиваленте машины даже подешевели (примерно на 25-30%). Сказываются как колебания курса гривны, так и то обстоятельство, что в целом покупательная способность населения снижена, текущее соотношение спроса и предложения влияет на ценообразование подержанных автомобилей. 

В целом же, если сравнивать предложения на "бэушку" на украинском и белорусском вторичных рынках, то у нас получится дешевле, особенно сейчас, когда цены припали. Не будем забывать и о том, что в отличие от российских машин украинские будут требовать растаможки. Так что вариант покупки автомобиля в Украине, нового или подержанного, полностью лишен какого-то смысла. 

И еще. Несмотря на предпринимаемые шаги в вопросе ассоциации Украины с ЕС, о снижении цен на импортируемые автомобили говорить пока не приходится. Ведь не стоит забывать про местный автопром, который также переживает не самые лучшие времена (в 2014-м в Украине было произведено 28.751 ед. автомобильной техники, что означает падение на 43% по сравнению с показателями 2013 года). 

Для сохранения отрасли уже сейчас запущены защитные механизмы. В частности, не так давно украинское правительство утвердило решение об установлении дополнительного импортного таможенного сбора, и применительно к автомобилям он составляет 5%. Надо ли говорить, как это отразится на ценах и покупательной способности?

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY