Как изменились курсы и что это значит?

Тенденция последних недель такова: российский рубль укрепляется по отношению к доллару и евро. Белорусский рубль укрепляется вслед за ним, но меньшими темпами, следовательно, к самой российской валюте слабеет. Причем за последние дни он практически вернулся к прошлогоднему соотношению (280 BYR за 1 RUR)… Для наглядности вспомним курсообразование двухмесячной давности и сравним его с сегодняшним днем.

Сводная таблица курсов валют
Соотношение валют Курс на 10.02.2015 Курс на 10.04.2015
1$/RUR 65,28 52,37
1€/RUR 74 56.28
1 RUR/BYR 233 274
1$/BYR 15.210 14.350
1€/BYR 17.250 15.420

Теперь берем в руки калькулятор и считаем. При стоимости 600.000 RUR автомобиль из России (или в России) два месяца назад стоил 9190$, сейчас - 11.457$! В евро это 8108€ и 10.660 €. А в белорусских рублях - 139,8 и 164,4 млн соответственно. Другими словами, теперь из России - дороже. Разумеется, если пересчитывать в другие валюты. Но ведь белорусы всегда хранили под подушкой доллары, так что для них сейчас российские ценники становятся менее интересными.

 

Но хуже то, что и выставленные в рублях цены в долларовом эквиваленте тоже подросли! Так, 2 месяца назад 150 млн соответствовали сумме 9680$/8670€. Сейчас же это 10.450$ и 9730€. С другой стороны, те, кто сейчас держит заначку в белорусских рублях (например, в депозитах), в текущей ситуации выиграли. 

Как отреагирует рынок?

Итак, тенденция последних недель: при сохранении стоимости в рублях, российских или белорусских, в иностранной валюте автомобиль становится дороже. И наоборот: "импорт" в рублях должен стать дешевле. Но это теория. А на практике?

В России цены на автомобили продолжают переписывать, разумеется, в сторону повышения. В Беларуси же ситуация складывается таким образом, что одной фразой все процессы не описать.

Начнем с того, что одни дилеры работают только с импортом (например, Mazda, Audi). Другие - с автомобилями как европейской, так и российской сборки (Renault, Peugeot, VW). Третьи вообще работают через российских импортеров и имеют те же цены, что и в России (Nissan, Subaru). Закупка машин у одних происходит за российские рубли, у других - за доллары или евро, у некоторых возможны комбинированные варианты. Соответственно одни на курсовых колебаниях теряют, другие выигрывают.

Наконец, прайсы. После известных событий они указываются в белорусских рублях, хотя у многих можно увидеть справочные цены в иных валютах. Теоретически описанные выше процессы должны привести к двум тенденциям: стоимость в белорусских рублях на автомобили российской сборки должна увеличиться, европейской - уменьшиться. Весь вопрос в том, будут ли дилеры переписывать прайсы. 

Комментарии дилеров

- Мы, конечно же, зависим от курсов валют, - признает заместитель генерального директора по маркетингу и продажам ООО "ФелОкт-Сервис" Сергей Ничипуренко. - Причем поскольку мы поставляем машины как европейской сборки, так и российской, а это, к примеру, модели Octavia, Rapid и Yeti, тогда как Superb - только из Чехии, то процессы наблюдаем разные: относительно белорусского рубля российская валюта дорожает, доллар и евро падают. Поэтому приходится пересматривать цены в белорусских рублях. Ну а клиент может сравнивать стоимость чешских и российских машин и выбирать, какой вариант ему интереснее. 

- На самом деле держим цены на автомобили российской сборки Logan, Sandero, Daster из последних сил: завод отпускает машины в российской валюте, так что для нас они объективно становятся дороже. Думаю, что пересмотр цен не за горами, - говорит начальник отдела маркетинга компании "Автопромсервис" (Renault) Денис Белько.

 

- Машины российского производства (Focus, Mondeo) стали по цене чуть менее интересными, разница в стоимости между ними и европейскими автомобилями, тем же Focus, сократилась, но не настолько, чтобы внимание покупателей переключилось на последние, - отмечает руководитель отдела маркетинга "Атлант-М Боровая" (Ford) Иван Таран. - Вот если бы курс евро опустился к доллару еще больше… Но пока российские автомобили все равно выигрывают по ценовому фактору.

- Пока держим цены на прежнем уровне, - говорит заместитель директора по маркетингу и развитию СООО "Атлант-М Фарцойгхандель" (VW) Александр Демидович. - В случае с машинами российской сборки, отпускаемым за российские рубли, а это Jetta, Tiguan и Polo Sedan, это достигается за счет регулирования нашей доходности, но сейчас повышать цены опасно. К тому же, если верить аналитикам, укрепление российского рубля - явление временное. В ближайшей перспективе он может вновь ослабнуть.

Наш вердикт

Изменение цен - это еще и вопрос инерции рыночных процессов. Но если существующие тенденции курсообразования сохранятся, переписывания прайсов не избежать. Те, кто не успел купить автомобиль в России и хранил деньги не в российской валюте, уже опоздали, ну а кто собирался покупать автомобили российской сборки у наших дилеров, еще могут успеть до очередного повышения цен. Впрочем, все будет зависеть как раз от того, как будет себя "чувствовать" российский рубль, а вместе с ним и белорусский. 

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY