Немного скучной теории

Зачастую товары крупных промышленных производителей на территориях других стран распространяются через официальных представителей-дистрибьюторов. Ими могут быть как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Дистрибьюторы реализуют товары, маркированные товарным знаком правообладателя, на определенной территории, действуя либо от своего имени, либо от имени правообладателя.

Оригинальные товары, маркированные товарным знаком с разрешения правообладателя, которые ввозятся на территорию другой страны не дистрибьюторами, не правообладателем, а иными лицами и без специального согласия на такой ввоз от правообладателя, называют параллельным импортом, так как ввоз осуществляется не через уполномоченных импортеров и не правообладателем, а по альтернативным, параллельным каналам, о которых правообладатель может и не знать.

Параллельный импорт - это схема, при которой импортер имеет право ввозить в страну товар без согласования с его производителем, например, закупленный в третьей стране. Таким образом, нарушается монополия правообладателя на установление цен и условий поставок, становится возможен демпинг, что в конечном итоге может привести к удешевлению товара. Со стороны российских лоббирующих групп, чьи интересы в последнее время все более явно представляет ФАС (Федеральная антимонопольная служба. - Прим. ред.), подобные предложения стали поступать еще в прошлом году, а автокомпоненты - лишь одна из товарных групп, ввоз которых предлагается разрешить по схеме параллельного импорта. Свои действия государственные мужи оправдывают очень просто: мы, дескать, так заботимся о потребителе, что готовы "душить" проклятых монополистов, что в итоге должно привести к снижению цен на товары. 

О том, как такие нововведения могут отразиться на белорусском рынке и наших потребителях, мы спросили у крупнейших импортеров запчастей, а также у белорусских автомобильных дилеров. Они-то на защите своих прав не одну собаку съели.

"Де-факто параллельный импорт уже существует, теперь он просто легализуется"

"Пока постановление носит предположительный характер, на сегодня нет конкретной информации по параллельному импорту, затронет он розничные продажи или лишь автопроизводителей. Поэтому рассуждать о том, как повлияет данная ситуация на белорусский рынок, пока рано, - отметил заместитель директора по запасным частям и дополнительному оборудованию автоцентра KIA "Атлант-М на Независимости" Дмитрий Сафронов. - В любом случае "серый" импорт из России в Беларусь уже существует. Увеличиться значительно он не должен, так как это определяется в первую очередь небольшой емкостью белорусского рынка".

Такого же мнения придерживаются и специалисты официального дистрибьютора Mazda в Беларуси. В частности, Сергей Фуражков, руководитель отдела запасных частей "Атлант-М Холпи", отметил, что "несмотря на то, что многие автопроизводители внесли свою торговую марку в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности России, ограничив тем самым ввоз товара неуполномоченными импортерами, де-факто параллельный импорт уже существует. Подтверждением тому служит существование большого количества крупных и мелких импортеров, предлагающих поставку автозапчастей любых марок на своих интернет-площадках, и география поставок охватывает весь мир. Стоимость одного наименования товара на таких площадках зависит от производителя, поставки, наличия на складе или продолжительности исполнения заказа, желания и возможности продавца конкурировать своим ассортиментным предложением. При выборе и покупке запасных частей необходимо понимать, что разница в стоимости запчасти одной марки, отличающаяся в несколько раз, как правило, свидетельствует о контрафактном происхождении товара. Однако о данном сюрпризе, к сожалению, клиент может узнать только в момент получения товара или спустя непродолжительный срок эксплуатации запчасти на автомобиле.

Благодаря соседству с Россией и возможности беспрепятственного импорта автокомпонентов к нам субъектами хозяйствования Беларуси, конкуренция в продаже автозапчастей эффективно работает и в нашей стране. После ослабления российского рубля Россия стала мощным поставщиком автозапчастей в Беларусь, и существующая ситуация предположительно сохранится до осени текущего года с учетом обновления складских запасов импортеров. А потому, на мой взгляд, введение параллельного импорта в России не повлияет на розничные цены запасных частей, так как сегодня на рынке уже существует эффективная конкурентная борьба, а параллельный импорт лишь легализуется".

Представители импортера Volkswagen в Республике Беларусь (СООО "Атлант-М Фарцойгхандель") склонны считать, что ввоз контрафактной продукции может увеличиться:

"Российское законодательство не сможет быть изменено в одностороннем порядке, вместе с этим будет изменено и законодательство таможенного союза, а значит, изменения коснутся и нас. В настоящий момент у нас существует так называемый заявительный принцип. То есть компания-правообладатель или компания, представляющая интересы правообладателя на территории Беларуси, имеет право наложить свое вето на ввоз в Республику Беларусь продукции, на которой стоит логотип данной компании.

При снятии запрета на параллельный импорт официальные представители больше не смогут контролировать, какая именно продукция под видом данной торговой марки будет проникать на территорию страны. Да, цены снизятся, что хорошо для потребителя, но плохо для бизнеса - снизится доходность. Но однозначно увеличится количество контрафактной продукции, ввезенной под видом оригинальной. Соответственно страдает потребитель, страдает имидж марки.

Также при возникновении гарантийных случаев потребитель остается в невыигрышной позиции. В настоящий момент ответственность за качество поставляемой продукции в официальную дилерскую сеть несет импортер как официальный представитель завода-изготовителя, соответственно есть конечная инстанция, куда направляются все гарантийные случаи. При параллельном импорте официальный импортер будет нести ответственность только за то, что поставил он. В частности, сейчас гарантия на официальные запчасти Volkswagen при условии их установки на официальном сервисе составляет 24 месяца. Мы не думаем, что белорусы поедут за запчастями, скорее запчасти поедут к нам".

"Доля контрафактного и "серого" товара в России выше, но это не может значительно повлиять на белорусский рынок"

Вторят белорусскому дилершипу и крупнейшие белорусские импортеры автокомпонентов, которые, впрочем, очень скептически относятся к идее легализации параллельного импорта. 

Дмитрий Анискович, директор ООО "Эксист-Бел" (exist.by):

"В России по поводу данной инициативы существует два совершенно противоположных мнения: с одной стороны, есть опасения, что увеличится поток контрафактных и "серых" запчастей, гарантийные обязательства по которым непонятно кто и как будет выполнять, с другой - все понимают, что любая организация, торгующая запчастями, действует в рамках национального законодательства и подчиняется закону о защите прав потребителей. Мы как компания, импортирующая и оригинальные запчасти (за исключением двух брендов), и так называемый aftermarket, конкурируем за счет логистики, предоставления качественных услуг в Интернете, ассортимента и т.д. А теперь давайте предположим, что какое-то физлицо или "ипэшник" попытается привезти в Беларусь запчасть: он выбьет себе определенную скидку, потом будет наверняка пытаться вернуть НДС и за счет этого предложить рынку привлекательную цену. Но он по тому же закону о защите прав потребителей, который в Беларуси, надо заметить, очень жесткий, несет большие риски. Ведь клиент запчасть в течение 14 дней может вернуть, просто потому что она ему не подошла. Крупные игроки рынка воспринимают это как часть комплексной работы с клиентом, а для мелкого бизнеса это чревато критичными финансовыми потерями.

На самом деле доля контрафакта и "серого" товара в России на порядок выше по сравнению с Беларусью. Но разве это привело к тому, что к нам потекли реки запчастей с Востока? Что-то ввозится, но повлиять на рынок запчасти из России не могут. Поэтому и в идею параллельного импорта мы не особо верим".

Не верят в перспективы параллельного импорта и представители ООО "Еврозапчасть". В отделе продаж Armtek нам сообщили следующее: 

"В целом мы достаточно скептически относимся к идее параллельного импорта. И вот почему. Во-первых, на примере ситуации с запчастями для сельхозтехники можно сделать прогноз и относительно запчастей для легковых автомобилей. К примеру, в России сейчас существуют производства, поставляющие на рынок, в том числе белорусский, "расходники" по ценам в 2-3 раза ниже оригинальных. Но соотношение цены и качества не выдерживает никакой критики. Как только россияне начинают делать качественные запчасти, цена приближается к "оригиналу", их привлекательность для клиента падает. Во-вторых, если поток запчастей и хлынет на рынки ТС, кто будет заниматься развитием бренда? Без продвижения, четкого позиционирования, рекламы в нынешнее время продавать запчасти можно, но это уровень ларька. Наконец, в-третьих, доверие. Как ни странно, но запчастям и маслам с белорусской акцизной маркой в России доверяют больше, потому что контролирующие органы в Беларуси работают жестче и честнее, нежели в России. Поэтому никакого потока запчастей из России белорусский рынок не испытает".

Алексей Вишневецкий, заместитель директора ЧП "Шате-М Плюс":

"Ни для кого не секрет, что у производителей запчастей есть зональное деление, то есть производитель делит свои рынки на регионы, на которые распространяются права дистрибьюторства. Если мы, к примеру, получаем право продавать запчасть в Беларуси, то с этим же дистрибьютором мы должны заключить контракт, если хотим продавать ее и в России. И наоборот. Контракты подразумевают определенные объемы, которые высчитываются исходя из емкости рынка, парка автомобилей и т.д. Их мы должны либо уметь реализовать, либо "похоронить" у себя на складе. На данный момент существует мораторий на ввоз некоторых товаров сторонними импортерами, то есть ввозить через нашу таможню их могут исключительно дистрибьюторы. Если же право их ввозить получит, к примеру, компания Х, не обремененная никакими обязательствами по объемам, продвижению, рекламе, то между нами, дистрибьютором и производителем, появится некоторая недосказанность, ведь мы, чтобы получить право ввозить этот товар, приложили немало усилий и несем за него ответственность. Если товар, ввезенный по схеме параллельного импорта, будет оформлен с соблюдением всех правил, то есть без занижения стоимости, без махинаций с накладными, то он выйдет на наш уровень цен. В этом случае потребитель не выиграет. Если же из России и Казахстана к нам хлынут запчасти, которые туда гораздо чаще попадают с нарушениями, то проиграет белорусское государство, а потребитель получит сиюминутную выгоду за счет снижения цены. Сиюминутную, потому что это неминуемо приведет к увеличению количества не просто "серых" запчастей, но и попросту поддельных, контрафактных. И больше это касается "оригинала", доля продаж которого в России превышает aftermarket. Беларусь в этом смысле больше защищена, потому что таможенное законодательство у нас реализуется качественнее. Поэтому в конечном счете каждый покупатель будет сам решать, что он может сэкономить и чем при этом готов рисковать".

Наш вердикт

"Не ходите, дети, в Африку гулять!" - согласитесь, строка из детской песенки как нельзя лучше отражает главный посыл едва ли не всех наших собеседников. Однако со многими пунктами, озвученными белорусскими импортерами и дилерами, я не могу не согласиться. 

Во-первых, практически все отмечают, что на российский рынок уже сейчас поступает много контрафактного и "серого" товара, однако тенденции к увеличению ввоза в Беларусь не наблюдается. Параллельный импорт де факто там уже существует. Но мелкие партии или единичные поездки обычных автомобилистов, которые хотят сэкономить, не способны повлиять на расстановку сил и как-то повлиять на рынок. И вряд ли что-то поменяется, если эта схема будет легализована.

Во-вторых, если поток дешевых запчастей в Беларусь и увеличиться, то кто даст гарантию, что такой товар найдет своего покупателя? Ведь на данный момент помимо оригинальных компонентов верхнего ценового диапазона и качественной "лицензии" среднего сегмента на рынке хватает дешевых предложений, как правило, китайского происхождения. И конкурировать с ними будет сложно.

В-третьих, без сомнений, правообладатели так просто не сдадутся, будут сражаться до последнего. Крупным компаниям гораздо выгоднее и проще иметь дело с одним-двумя партнерами, которые занимаются урегулированием проблем, централизованно определяют ценовую политику, разрабатывают маркетинговую стратегию.

А посему все эти инициативы российских чиновников попахивают откровенным популизмом. Никакого удешевления запчастей в ближайшей перспективе ожидать не стоит. 

Алексей ХВОЩИНСКИЙ
Фото из архива редакции и открытых источников
ABW.BY

Материалы по теме

Эксперимент аbw.by: сколько удастся сэкономить, если обслуживать машину своими руками

История замены одной рейки, или Чем коварен термопласт

Проверка аbw.by: "неофициалы" или дилеры - у кого выгоднее покупать оригинальные запчасти?

Сравнение abw.by: рынок или интернет-магазин - где запчасти дешевле?