Основа всему

Под словом "багажник" одни подразумевают велосипедный держатель, другие - грузовой бокс, третьи - дуги-поперечины, а то и вовсе продольные релинги. Так что для начала неплохо бы разобраться, что к чему.

Так вот, базовым элементом всех багажных креплений следует считать все же поперечины, поскольку именно на них закрепляются и грузовые боксы, и накрышные велосипедные держатели, и специальные приспособления для перевозки лыж, досок для серфинга и прочих длинномеров. 

Но как крепятся к кузову сами поперечины? Они могут идти "по заводу" или приобретаться в качестве фирменных аксессуаров, но заметно большее распространение получили все же багажные крепления сторонних производителей. Собственно сами поперечины довольно универсальны, в отличие от крепежных упоров. Последние представляют собой стойки, которые крепятся к кузову либо через специальные гнезда, если они предусмотрены конструкцией автомобиля, либо через универсальные кит-комплекты, которые придется использовать, если специально предусмотренных мест для установки багажника на кузове автомобиля нет. 

Еще один, наверное, даже более распространенный, вариант - крепление поперечин через заводские релинги или интегрированные продольные направляющие. 

Итак, прежде чем рассматривать к покупке бокс, крепеж для длинномеров или велосипедный багажник на крышу, придется озаботиться приобретением поперечин и упоров (или крепежа под релинги). И уже эта "основа" стоит хороших денег - от 800.000 до 5.000.000 руб. в зависимости от варианта исполнения, материала, конструктивных особенностей и производителя. Поперечины могут быть выполнены из стали или алюминия - последние дороже, зато имеют более привлекательный вид, а за счет лучшей аэродинамики обеспечивают меньшую шумность при движении на высоких скоростях. Но, например, по грузоподъемности они принципиально не отличаются, позволяя перевезти до 100 кг. 

Бокс!

Внешний багажник-бокс способен вместить дополнительный груз объемом 200-650 л и массой 50-75 кг (сам бокс может весить 15-25 кг), что соответствует возможностям штатного багажного отделения, а то и превышает их. Правда, характерная форма бокса, а также его расположение накладывают определенные ограничения на перевозку габаритных вещей - большое и тяжелое все-таки лучше загружать в машину. 

Существует множество моделей автомобильных багажников, которые отличаются по форме, размерам и соответственно по вместительности и грузоподъемности. Но не только. Дорогие модели отличает футуристичный дизайн, более высокое качество применяемых материалов и собственно исполнение, а от этого зависят такие характеристики, как прочность, устойчивость к внешним воздействиям (ультрафиолетовые лучи, грязь, пыль, влажность), что предопределяет прочность и долговечность бокса.

 

Не менее важны такие качества, как герметичность, удобство загрузки и фиксации грузов, а также устойчивость к противоправным действиям - наличие и эффективность замков. Ну и, собственно говоря, важен сам крепеж бокса к поперечинам с точки зрения как все той же вандалоустойчивости, так и элементарной надежности. В свое время специалисты ADAC провели испытания автомобильных багажников - их результаты весьма показательны. Вот вам и ответ на вопрос, есть ли разница между моделями разных производителей!

В общем, хорошее дешевым не бывает, но проблема в том, что боксы в принципе стоят приличных денег. Так, на белорусском рынке в основном представлены модели стоимостью от 4 до 9 млн рублей, хотя есть и более дорогие предложения за 13-15 и даже 26 млн! Впрочем, речь преимущественно идет о изначально недешевой продукции марки Thule, в то время как другие бренды (например, Menabo или Norauto) представлены куда меньшим ассортиментом. 

Велодержатели

Начнем с вариантов для перевозки велосипедов на крыше. Само крепление относится к числу бюджетных (стоимость порядка 500.000-2.200.000 руб.), однако следует учитывать, что на каждый велосипед нужен свой комплект. Ну и, как было сказано выше, требуются поперечины. 

Но для перевозки велосипедов существуют и другие приспособления. Например, специальный держатель, который устанавливается позади автомобиля на фаркоп при помощи мощного зажима (возможна дополнительная фиксация при помощи лент и крючков). Плюс в том, что конструкция монтируется быстро, легко и надежно. Стоимость таких багажников, правда, выше: от 1.500.000 руб. за простейшие модели до 5.500.000 за более продвинутые, имеющие выносную подсвечиваемую рамку для номерного знака и повторители задних фонарей. "Наворот" этот вовсе не лишний, учитывая то обстоятельство, что велосипеды могут закрывать номерной знак и штатную оптику, что в той же Европе грозит приличным штрафом. У многих моделей предусмотрена возможность наклона всей конструкции, что позволяет сохранить доступ в багажник автомобиля. 

Если нет фаркопа или он нужен для перевозки прицепа, можно отдать предпочтение моделям, которые крепятся к крышке багажника специальными лентами и крючками, причем багажник придется подбирать под ваш тип кузова. Однако такие конструкции предусматривают перевозку одного-двух (максимум) велосипедов, а во время их использования доступ к багажному отделению автомобиля со стороны крышки часто невозможен. В остальном они близки ко второй группе велодержателей, в том числе и по цене.

Есть нюансы

Бокс и велосипедный держатель на крыше создают дополнительное сопротивление воздуху, а это перерасход топлива и аэродинамические шумы при движении по трассе. Во-вторых, увеличивается высота автомобиля, а при использовании велодержателя на крышке багажника (фаркоп) увеличиваются габариты, причем не только по длине, но и по ширине - при движении и маневрировании лучше об этом не забывать. 

Не забывайте также, что масса перевозимого на крыше груза (с учетом самого багажника) может достигать одного центнера, - с таким багажом лучше не шутить! Поэтому главный совет: прежде чем устанавливать багажник, а затем его использовать, внимательно изучите инструкцию и точно ей следуйте. В противном случае существует риск повредить свой автомобиль, груз или, не дай бог, окружающих. А во время движения и маневрирования, особенно на высоких скоростях, следует помнить о том, что центр тяжести изменился, а сам автомобиль потерял в устойчивости. 

При перевозке велосипеда снаружи автомобиля имейте в виду, что вы подвергаете его воздействию воды, пыли, грязи, особенно если размещаете позади кузова. Имеет смысл защитить чехлом если не весь велосипед, то наиболее чувствительные элементы: переключатели, звезды и цепь. 

Наш вердикт

Кто бы спорил, что велодержатель или бокс - вещь полезная? Однако помимо того, что сам багажник совсем недешев, для его установки нужны поперечины, а если что, они тоже стоят приличных денег. Добавим к этому вопросы хранения и эксплуатации (см. выше) - и поймем, что покупка багажника имеет смысл тогда, когда потребность в нем не только велика, но и постоянна. В противном случае аренда будет более логичным и предпочтительным вариантом.

Подешевле

Багажники (и боксы, и для велосипедов) можно искать не только на рынках или в интернет-магазинах, но и на форумах. Последний вариант, возможно, не проще, но дешевле, тем более что периодически попадаются предложения с б/у креплениями. Более того, предлагается и аренда багажников, держателей и поперечин. В зависимости от конструкции, модели и условий расценки колеблются в пределах 50.000-150.000 руб. в сутки, хотя есть и другая шкала: 150.000-300.000 руб. на выходные, 300.000-500.000 руб. на неделю. Чем не вариант для поездки в отпуск?

Иван КРИШКЕВИЧ
ABW.BY

Ознакомиться с ассортиментом и ценами на автомобильные боксы и велобагажники вы можете нашем каталоге!