Поскольку история анонимная, героев надо как-то назвать. Поэтому по аналогии с "Махинаторами" одного из них будем звать Майком, второго - Эдом, ведь параллели с телепрограммой явно просматриваются. Белорусский Майк занимался поиском и пригоном автомобилей. Эд иногда сопровождал Майка в поездках, но в основном ремонтировал машины. Ремонтировал, кстати, хорошо. За свои машины им не стыдно. В основном это были свежие модели - от трех до шести лет. Но первые три пригнанные машины были из самого низкого ценового сегмента… С этого и начнем.

Э.: Это было примерно в конце 2013 года. Про дешевые российские машины еще никто тогда ничего не знал. И курс был не самый выгодный. Так вот, сидим как-то, курим у меня дома (сигареты в смысле курим) и от нечего делать открываем российский сайт по продаже автомобилей. Посмотрели BMW в 36-м кузове - очень хорошая цена у них оказалась. Поискали еще на сайте - нашли Mercedes-Benz W202 с 2,2-литровым бензиновым мотором. Машина стоила в два раза дешевле, чем в Минске. Сели, изучили некоторые нюансы с документами и буквально через пару дней тронулись в путь за "мерсом".

М.: Тут важно дополнить, что поехали мы не только ради машины. Просто Санкт-Петербург давно хотели посмотреть, да и погода хорошая была. А Mercedes - это так, очень любим мы машины, хотелось покататься на разных моделях. Так вот, приехали на осмотр. Тех денег он, конечно, стоил… Но! Гнилая была машина, к тому же учебная, с двумя парами педалей. Убитая в хлам. Но парень адекватный, встретил нас на метро, еще торговаться был готов. Кстати! Чем хороши питерские продавцы, так это тем, что когда кто-нибудь приезжает из другой страны, его встретят на метро, отвезут обратно. Они не пристают с расспросами к покупателю, мол, купишь не купишь машину. Всегда "здравствуйте", всегда "до свидания". Вежливые, культурные, пунктуальные, мата от них не услышишь. Всего я три десятка машин пригнал, при этом пришлось осмотреть около ста автомобилей и поговорить с сотней продавцов. Так вот, ни с одним из них проблем не было! Даже с "перекупами". С жителями этого прекрасного города очень классно работать. Не то что с нашими, что на рынке в засаленных кепках стоят, "тыкают" тебе, плюют "семки" под ноги и матерятся при этом. В Москве не был, да и за остальную Россию ничего не скажу. Но от питерцев я в восторге. Очень приятные люди.

Э.: Я слышал, что на пике пригона машин из России очень многие белорусы "обожглись". Да, обмана там тоже хватало. Но ведь надо и мозги включать. Знаете, в чем основная проблема была? Наш народ побежал за "премиумом" вроде "семерок" BMW и Х5. При этом у нас очень любят покупать машины по самой минимальной цене и ожидать от них идеальное состояние и чистое юридическое прошлое. А самый дешевый "премиум" в России в основном имеет какие-то проблемы - это или угнанная машина, или "убитая". Вот и обжигались, а потом вам в abw.by жаловались. 

М.: В России разбежка по цене большая. У нас машина одного года выпуска может стоить от 8 до 12 тысяч долларов, а в России "вилка" будет от 5 до 14. И многие недалекие белорусы часто покупали варианты по самой минимальной цене… Делайте выводы сами. Я ни разу на обман или на "развод" не попал. Но и голова у меня на плечах: премиум-класс обходил стороной, с BMW вообще не связывался. В автохаусах тоже ни разу ничего не покупал. В общем, если есть голова на плечах, риск на обман в Санкт-Петербурге попасть минимальный. 

Э.: Российская сборка? Да нет там никакой разницы, это мифы перегонщиков "европейцев", что российские машины плохие. Более того, многие автомобили российской сборки имеют слой ЛКП толще. Заводская "антикоррозийка" у них лучше, защита картера стоит. На заводах очень много иностранных сотрудников работает. Контроль качества высокий, никто не будет рисковать своей репутацией. Мы проехали на многих машинах: и европейских, и российских. Локация сборки не имеет значения.

М.: Ладно, отвлеклись мы немного. Приехали мы в город незнакомый. А с собой ведь даже ноутбук не взяли… Наобум поехали. После осмотра "мерса" поняли, что не наш вариант. Вообще "труп", хотя продавец очень приятный. Поехали потом смотреть Audi 100 C4 1991 года выпуска, а там не машина - жесть. С карбюратором, троящая, панель вся вырвана. Ужасное состояние. Боялись, что не доедем до Минска. По документам тоже не все в порядке было. Отказались, в общем.

Э.: После Audi поехали смотреть Ford Mondeo за город на маршрутке. Тоже троящий, сваренный из трех половин. Ужасный "корч". Нет, решили, что на этом обратно в Минск не доедем, ни разу не вариант. Когда ждали обратную маршрутку, Ford там же и помер на стоянке…

М.: Итог - день заканчивается, отеля нет, машины нет, вымотались до невозможности. В десять вечера нашли объявление о продаже Ford Escort в кузове универсал и в комплектации Ghia c мотором 1.6 на газу. Едем вечером смотреть…

Э.: Какое вечером? Ночь была уже. Сели в метро, в двенадцать часов зашли во двор какой-то. Идет под фонарем от подъезда дедушка показывать нам Escort. И ночью Ford нам показался просто ласточкой! Чистый, аккуратный. Но это ночью…

М.: Посещали мысли оставить залог и остаться ночевать в машине. Но ведь город так и не посмотрели! Короче, ударили по рукам, договорились, что завтра в МРЭО встретимся, а сами пошли смотреть, как мосты разводят.

Э.: Гуляли до пяти утра, к утру вышли к какому-то отелю в центре. Сняли номер, на цену было уже все равно, рухнули спать…

М.: Поспали часа четыре и поехали "ласточку" оформлять. 

Э.: Подъезжает эта "ласточка" как-то боком, вся кривая, косая… В общем, ночью мы слегка что-то попутали. Не очень хорошее у машины состояние оказалось днем. Но в итоге пошли оформлять. "Гаевые" тогда еще не знали, как в Беларусь машины отправлять, мы их даже консультировали. Кстати, сотрудники МРЭО тоже абсолютно вменяемые, адекватные и приятные люди. Культурная столица как-никак. Кстати, сверка там не такая, как у нас. Там сверка как сверка. К "японцам", например, диагностический сканер подключают, все проверяют. Очень щепетильно к осмотру машины подходят. Угоны ведь там чаще случаются… Кстати, продавец Ford отдал нам лобовое стекло, которое не установил, комплект зимних шин, домкрат и баллонный ключ.

М.: Как потом, правда, выяснилось, домкрат и балонник не очень к этой машине подходят… Но! В Питере нет "жлобизма", как у нас, - простите за выражение, но другого слова я не нахожу. Второй комплект шин всегда отдают. Даже "перекупы" на этот счет не заморачиваются. Если не отдают, то реально просто второго комплекта колес нет. Один продавец отдал нам видеорегистратор. Второй - компакт-диски с музыкой в дорогу послушать. Да, мелочь, но это очень приятно, понимаете? Все воспитанные, пунктуальные, порядочные. Потом я пригонял машины более дорогие, и никогда никаких скрытых проблем, тьфу-тьфу-тьфу, не обнаруживалось. 

Э.: Ладно, не будем отвлекаться, продолжим рассказ. Машину мы купили за 1600 долларов, в Беларуси такой Escort стоил тогда намного дороже. До вечера рассчитались, переоформились. "Транзиты" получили. В 8 часов решили двинуть на Минск, подальше от культурной столицы. Устали очень. 

М.: И начались приключения. Когда выехали, заметили, что машина греется, парит антифризом. Газовое оборудование не работает, машина дергается. Еще оказалось, что у Ford спускало колесо. Хотели поставить "запаску”, но она сдутая оказалась, а насоса нет. Еле добрались до ближайшей заправки, благо там на каждой АЗС есть компрессоры. Достали балонник и домкрат - ничего не подходит к машине. Пришлось покупать. Колесо все-таки поменяли и накачали, едем дальше. А тогда отрезок дороги Луга - Псков ремонтировали. Такое ощущение, что прошла война на этом участке. Попали в крупную яму - начали спускать два колеса. Свернули с дороги в какой-то шиномонтаж. Описывать состояние шиномонтажа и его сотрудников не буду в подробностях, не для печати. Это было из серии "Поворот не туда". Фонарь мерцает, как в фильмах ужасов, люди неадекватные, женщина с фингалом под глазом… Изготовились уже бросать машину и драпать оттуда чуть что, но в итоге колеса нам все-таки сделали. В общем, приехали в Минск "никакие". Двое суток, считай, не спали…

Э.: Отдохнули, начали машину делать. Две двери нашли и крыло в цвет, красить не надо. Свечи поменяли, провода. Еще мы что-то по нему делали, уже не вспомню. Escort "приободрился".

М.: Помню, как руль мы отмывали…

Э.: Да… На руле образовался чехол… из грязи! Я серьезно! Отмывали мы его очень долго, кусками грязь эта слезала. Как сделали машину, дали объявление в "Автобизнес". Цена - 2800 долларов. Год выпуска - 1999-й, что по тем временам было недорого за такую машину. Да, "подуставший" это был Ford, но аккуратный после наших стараний. Продали мы его за 2400. Если все подсчитать, ничего мы на нем не заработали, в общем. 

M.: Второй раз было легче. Нашли Mazda 626 старую. Приехали, купили. Но! У нас не хватало 100 долларов на обратную дорогу. В тот день "дернулся" курс, мы не рассчитали деньги…

Э.: Идиотами же мы были, страшно вспомнить. История двух белорусских нищебродов какая-то. Говорим продавцу, что нет у нас 100 долларов на дорогу. Продавец, тоже молодой, как и мы, нас пожалел, в "Макдональдсе" накормил, дал 100 долларов, перекрестил и отправил в путь-дорожку. Спасибо тебе, друг!

М.: Я думаю, мысленно со 100 долларами он распрощался. Но когда позже по делам приехал в Минск, мы ему эти деньги вернули.

Э.: Что с машиной? Чистенькая была, аккуратненькая. Салон реально как новый. Чуть дымил движок "на холодную", была ржавчина на крышке багажника. 

М.: В общем, доехали нормально. Но поначалу, конечно, тяжело было. В автобусе отмучаешься, пока переоформишь, потом за руль…

Э.: Выхожу на следующее утро я во двор "ласточку" в другое место перегнать. С "полтыка" завелась, но понимаю, что что-то с ней не так. Сначала из-под капота пошел дым. Потом оборачиваюсь - и ничего кроме синего дыма не вижу. Коптила машина так, словно в двигателе установлена система прямого впрыск масла в цилиндры. Решили мы это дело заправить "присадочками". Там, где надо было заливать одну банку, мы залили две - масло превратилось в кисель. Но все равно не очень помогло. Были даже мысли вообще присадку залить вместо масла. Но потом вроде как машине полегчало, дымить стала только "на холодную". В объявление поставили за 4500 и за 3900 ее продали. Но отдали по самой низкой цене, что вообще была возможна. По такой цене Mazda 626 этого года выпуска не было в продаже. Плюс там в остальном реально "живая" была. Ехала она бодро и технически была в идеальном состоянии. "Японка" нам понравилась - такие старые Mazda еще поискать. Заработали 600 долларов на двоих.

М.: Понимаете, все это было не ради бизнеса - просто нравились машины, нравилось путешествовать, нравился Санкт-Петербург. Мы не думали, что будем зарабатывать какие-то деньги. 

Э.: Я думаю, стоит немного отвлечься и рассказать про покупателей. Продавали мы Mazda вдвоем, и на мою долю попались… Простите, слово не для печати. Условились встретиться с ними в районе Национальной библиотеки. В общем, приезжает банда школоты. Пьяные, кепки набекрень: "Прокати нас, чувак". "Бычки" свои покидали, попрыгали в машину, в общем, поехали. Едем. И тут один начинает орать, что подшипникам "хана". А ехал я по проспекту после парада, там, где танки прошли. Ну я и говорю, мол, ребята, успокойтесь, сейчас все починю. Они: "Бу-га-га, конечно, сейчас ты починишь…" Сворачиваю на кольцевую - все затихло. Затихли и ребята. Потом походили вокруг нее, так и не взяли…

М.: После школоты нам позвонили какие-то ребята из региона. Подъедьте, мол, к рынку "Ждановичи" - машинку вашу посмотреть. Этого делать, конечно, категорически не стоит.

Э.: Самые "стремные" покупатели - те, что из регионов приезжают в Минск найти дешевую машину. Некоторые из них в пятницу вечером приезжают к знакомым, у кого есть квартира в Минске, напиваются, утром с бодуна едут искать машину на "Ждановичи". Подъехали мы к этим потенциальным покупателям. Там был парень, который якобы разбирался в машинах, его друг и женщина друга. Женщина почему-то пьяная была очень. И все в лакированных туфлях. Интеллигенция, блин. Мы уже с ними договорились о покупке… Торговались они при этом с остервенением, за каждую жалкую "десятку". Залог не дали. Я на следующий день все свои планы отменил, чтобы поехать на переоформление, а звонка все нет. Тогда я ему сам позвонил, а он говорит, что уже BMW в 34-м кузове купил. Как так можно? А предупредить? Сижу, жду звонка…

М.: Обычно, если нормальный человек ищет машину в Минске, он едет туда, где машина стоит. Но у некоторых жителей регионов все не так. Он подъезжает к кольцевой, звонит: мол, приезжайте, я на "гипере", показывайте мне машину. Одно дело к станции метро какой-нибудь подъехать, как в Питере обычно, а так к ним на другой конец города пилить. При этом обычно такие покупатели машину, скорее всего у тебя не купят, потому что твоя машина за 2000 долларов должна быть в состоянии новой… Или бывает так: "Алло, я сейчас дам трубку человеку, который знает Минск. Объясните ему как ехать". Тот берет трубку, и я ему говорю, что на Бангалоре стою, жду. Далее следует вопрос "А где это?". 

Э.: Один раз условился с покупателем показать ему машину на станции метро "Могилевская" в 7 часов утра. Приехал, не опоздал, сижу в машине, жду. Сзади останавливаются какие-то "жигули" с цифрой "6" на "номере". Выходит мужик, обходит машину, садится в "жигули" и уезжает. Я вначале не понял, что это было. Подумал, просто "левый" кто-то. Звоню покупателю: мол, когда приедете, любезнейший? И это чудо говорит, что только что подъезжал, машину посмотрел, и кладет трубку. Ни "здравствуйте", ни "до свидания". Как так можно? Половину покупателей дешевых автомобилей из регионов просто хочется убить, простите.

М.: Такая Mazda 626 стоила тогда в Минске 6500-7000 долларов. Мы продавали в полтора раза дешевле. Здравомыслящий человек, учитывая цену, на что-то рассчитывает. А некоторые наши товарищи, чаще из-за кольцевой, хотят за минимальные деньги взять "конфетку". У них спрашиваешь обычно: сколько вы уже посмотрели машин? "Ну, мы уже смотрим третий месяц, ничего не можем найти". Я говорю: "А может, стоит немного увеличить бюджет?". Молчание. С бюджетом тоже интересно. У нормального человека как? "У меня бюджет 4000-6000". У некоторых белорусских покупателей по-другому: "У меня бюджет 4000-4250". 4300 - это конец, надо родственников поднимать. Нет, не подумайте, я отнюдь не включаю режим "столичного пацана", просто иногда среди покупателей встречаются странные люди. Среди них и минские, и гомельские, и из деревень. Среди них всех есть хорошие люди и там и тут. Но почему-то чаще всего выносят мозг жители регионов, которые хотят купить машину подешевле. Простите, если кого-нибудь обидел, но как можно покупать старого "корча" за копейки, причем по самой низкой рыночной цене, и ожидать от него состояние нового автомобиля, придираться к каждой царапинке?

Э.: Именно! При этом для таких покупателей (как минских, так и из-за кольцевой) все продавцы - враги. Приезжают, надевают маску ужаса на лицо. Грубые какие-то, злые. Считают, что их пытаются обмануть. Иногда приезжают целыми семьями, человек семь, с маленькими плачущими детьми. При этом всегда есть "спец по тачкам", который в реальности в машинах ничего не понимает. Называют диагнозы, которых нет в природе. Проводят "рентген-диагностику" двигателя глазами: открывают маслоналивную крышку, заглядывают туда, обжигаются брызгами масла (правильно, маслозащитного экрана ведь нет) и ставят вердикт, что мотору "хана", хотя двигатель в отличном состоянии. Падают возле некрашеного элемента и начинают рассказывать, что тут переварено и перекрашено, потому что им тут что-то "бликует". Зачем так унижаться ради трех копеек и что-то выдумывать? Я сам кузовщик, Эд - механик, обо всех "косяках" наших машин, если они в них были, мы знали. Предупреждали, что на найденные проблемы - торг. Так вот, никто их не находил, постоянно что-то выдумывали вместо этого, лишь бы скинуть "соточку". Еще падают на колени постоянно. Понятно, днище интересно посмотреть, но они… в лужу падают! Я не вру, своими глазами видел! Один раз нас по телефону мужик один так достал, что мы специально в грязь машину загнали. Просто ради эксперимента - посмотреть, что будет. И что? Правильно, полез смотреть днище, весь измазался в грязи… У меня просто челюсть отвисла, я не ожидал, думал, попросит машину перегнать. Уважайте себя, белорусы! Дзе ваша шляхецкая годнасць?

М.: За машину торги идут просто бешеные. Необоснованно пытаются скинуть большие суммы. Причем часто торг идет не на сотни долларов, а на десятки! И всегда необоснованно. Один как-то на вопрос, почему я должен скинуть ему 200 "баксов", выдал фразу: "Ну ты ведь на машинке покатался, дай и мне покататься". Часто цепляются к маленькой царапине на кузове машины за 2000 долларов: "Бампер нужно будет красить, а это "сотка". Да, конечно, будет он красить бампер! Машину где-нибудь под Пуховичами ждет лютая смерть от китайских запчастей и тотальной экономии. За "десятку" этот контингент готов удавиться. 

Э.: И задатки такие же: 10 долларов, 20 долларов. Это цирк. Он раздает пятерым по 10 долларов. Люди машины держат, а он их "кидает". Но продавцы тоже хороши! Покупаю машину, оставляю задаток, а этот урод дальше ее продает! В Санкт-Петербурге задаток - это задаток. А у нас попросить деньги обратно - это в порядке вещей. Говорят: мол, отдай мне задаток назад, я другую машину нашел, или у тебя будут проблемы. 

М.: Сложно с некоторыми нашими соотечественниками работать. Обманывают, придумывают что-то, денег у таких обычно нет. Они не знают, чего хотят. Нормальный человек определяет ряд моделей - и ищет. Знает проблемы этих моделей, находит их, торгуется. А "калдыбан" сегодня хочет Mitsubishi, завтра BMW, послезавтра Citroёn. В машинах он полный ноль. И с деньгами у него так же: сегодня у него есть 7000 долларов на покупку, завтра его "родственник подвел" и у него только 5000, но все равно он хочет машину за 7000 долларов. 

Э.: Еще наше любимое: "Не продавай машину, я ее 100 процентов заберу, но я свою еще не продал!" Или один раз покупатель в 12 часов ночи звонил: "Я по машинке! Ты ж ее не продавай! Я прыгаю в поезд, лечу в Минск, мне 6 часов ехать! Ты только не продавай "ласточку". Хорошо, говорю, я ночью "ласточку" никому не продам, завтра она твоя. Завтра, разумеется, никого нет. Трубку тоже никто не берет.

М.: Еще был один: "Але-е-е, ждравштвуйте, я по мажшинке вам жваню…" А я слышу, что он жует что-то, может, курицу какую-нибудь. Прямо представил себе, как жир по бороде течет, прямо тошно стало. Говорю: "Приятного аппетита". Он такой: "Шпашыба" - и дальше чавкать и спрашивать про машину. Культура… 

Э.: В шесть утра могут позвонить, ночью. Или: "Мы будем в шесть утра в это воскресенье, встретьте нас на вокзале". Но и это еще не все, вот вообще "труба": "Подвезите нас к следующей машине, которую мы будем смотреть". А тот продавец должен будет подвести их к другой машине и так далее… У всех задача - перехитрить. Зачем столько негатива? Мы всегда с покупателем общались вежливо, учтиво, юмор, где надо, включали…

М.: Чем дешевле автомобиль, тем неадекватнее покупатель. Был случай в России, я лично знаю. Смотрели наши машину за полтысячи или тысячу долларов. Они так "достали" россиянина своими придирками к машине и к нему, что тот свой автомобиль им просто подарил! В России нормальное потребительское отношение к машинам. У нас приезжают всей семьей смотреть, с детьми маленькими. Целое событие! Бедный, бедный белорус…

Э.: Про "перекупов" с рынка "Ждановичи", что приезжают машины твои смотреть, вообще не о чем говорить. Они даже разговаривать нормально не умеют, числительные склоняют неправильно. Но - внимание! - мы не обо всех белорусских покупателях сейчас говорили, а только о части. Есть реально адекватные люди, с которыми приятно работать. Но иногда попадаются такие, что хочется застрелиться. В Питере такого нет, там даже "перекупы" адекватные, приятные, не жадные. 

М.: Забыли про один очень интересный контингент - это покупатели старых BMW… Мне до моих поездок в Россию три машины этой марки довелось как-то продать.

Э.: Старую BMW продать просто: если машина "валит", что на сленге данного контингента означает "быстро разгоняется", то она уже продана. Не имеет значения, что она не тормозит, не рулится, что в кузове дыры размером с Солнечную систему. Главное, чтобы "в спинку вжимала". А если "вжимает" и при этом "музычка" классная… 

М.: … и если от ускорения "бычок" изо рта у него выпадет…

Э.: … то все, машина точно продана. А если не продана, то можно найти площадку, "дрифтануть". Но желательно с песочком площадку, чтобы старушке BMW плохо вдруг не стало. Тогда стопроцентная продажа.

М.: Ладно, поехали после Mazda мы за беспроигрышным "белорусским" вариантом Mercedes-Benz W124. Но уже нормально подготовились, даже отель сняли. Ездили, искали, купили дорогой вариант, но не зря переплатили - реально идеальная машина была. Запчасти - я не шучу - владелец ставил оригинальные. Все в ней было сделано. Блеск, а не машина. 

Э.: Но продали потом мы ее в ноль, там как раз белорусский рынок "просел", не повезло нам, в общем. 

М.: Потом Эд со мной уже практически не ездил. Курс рубля упал, и я переориентировался на 3-6-летние машины. Начали обращаться знакомые - привези. И под заказ я начал возить. Летал в Питер на самолете - так дешевле выходило на 50 долларов и быстрее. В декабре прошлого года пригнал много машин. Бывало, две за одну неделю продавал. Но в итоге все закончилось в марте этого года - тогда была последняя машина. Курс стал невыгодным, да и перегон этот поднадоел. Поймите, это не было никаким бизнесом, смыслом жизни. Одному скучно гонять. Захотелось более постоянного и стабильного заработка. Вообще мы этим занялись из любви к машинам, просто хотелось покататься на разных моделях. Старые машины очень интересно пригонять - не понятно, доедешь ты до Минска или нет, экстрим. Это приключение, романтика дороги, по Питеру приятно погулять. Нам было интересно заниматься этим какое-то время. 

Э.: Ни за одну машину нам не стыдно. Все продавались обслуженные. Меняли масло на станциях замены масла - там нам бирки вешали. Я менял фильтры, колодки, диски, детали подвески. Майк покупал дорогие запасти, выбирал хорошее масло. Из свежих машин всегда искал некрашеные. Так никто не делает в этом деле, это дурость, но он просто очень любит машины. В своих, например, масло раз в 7000 километров меняет и только брендовые или оригинальные запчасти ставит. Даже первые те два "поюзанных" старичка Ford и Mazda… Поймите, мы их "слепили" из того, что было, и отдали по самой минимальной возможной цене, ничего толком не заработали на этом.

М.: Зато Питер посмотрели.

Э.: Да, отлично съездили. 

Слушал и записывал Юрий ГЛАДЧУК
ABW.BY 
Фото Discovery Channel, производителя и из открытых источников