Во-первых, в п.37 Приложения 4 ПДД сказано, что запрещается участие в дорожном движении ТС, если на его стеклах и (или) в оконных проемах установлены не предусмотренные конструкцией дополнительные предметы или нанесены покрытия, в том числе пленочные.

Исключение делается лишь для:

- нанесенных на верхнюю часть ветрового стекла транспортного средства пленок, покрытий или напылений шириной не более 140 мм, шторок на окнах автобуса, жалюзи или шторок на заднем стекле легкового автомобиля при наличии у них с обеих сторон наружных зеркал заднего вида;

- транспортных средств, используемых для транспортного обслуживания, сопровождения и обеспечения безопасности должностных лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с законодательными актами.

Автомобиль может эксплуатироваться с установленными на задние боковые стекла шторками только в том случае, если они предусмотрены конструкцией транспортного средства. Для этого шторки должны быть установлены заводом-изготовителем либо у официального дилера.

Поэтому с прохождением техосмотра и в общении с ГАИ могут возникнуть определенные проблемы…

- Что касается ГАИ, то здесь все зависит от человеческого фактора, - рассказывает специалист по изготовлению шторок одной из минских фирм. - Могут "не заметить", могут попросить снять. Снять их и обратно установить несложно. Но могут и штраф дать. Хотя в принципе я езжу со шторками уже длительное время, меня только один раз два года назад оштрафовали на 50.000 рублей. В основном не трогают. С техосмотром все просто: снял шторки на задних боковых стеклах, прошел техосмотр, поставил обратно. 

Каркасные автошторки полностью повторяют контур стекла автомобиля и держатся за счет своего размера, различаются по виду материала и светопропускаемости. Есть даже такие ткани, которые смотрятся как тонировка и имеют практически 100-процентное затемнение. Окантовка может быть на тканевой или клеевой основе, есть различия и в толщине стальной проволоки. При этом стекла в автомобиле могут свободно опускаться и подниматься. 

- Мы отказались от шторок на клеевой основе, так как со временем под воздействием солнца окантовка расклеивается. Да, они дешевле, но потом приезжает клиент и просит переделать, - прокомментировали в компании, специализирующейся на шторках.

- Обращайте внимание на проволоку: мы используем оцинкованную толщиной 4 миллиметра. Чем больше жесткости, тем лучше. Оцинкованная не будет ржаветь, - советует специалист.

- Сколько времени нужно на изготовление и установку шторок?

- На популярные модели у нас есть размеры - достаточно заказать по телефону и приехать по готовности. Если нет, то нужно ехать на замер. Если человек очень спешит, можем управиться и за час-полтора. Но в среднем изготовление шторок на заднюю полусферу занимает три часа. 

- А ставят ли на передние боковые стекла?

- Белорусы чаще всего нет, но вот россияне могут и заказать. Можно даже сделать вырезы для курения или зеркала. 

- Сколько стоит установка?

- Установка бесплатная. Сами шторки стоят от 600.000 до 1.500.000 белорусских рублей. Все зависит от количества шторок, объема работы. На купе три шторки - 600.000-700.000 рублей. На микроавтобус дороже, около 2.300.000. Некоторые клиенты просят пришить шильдики автомобильной марки для красоты. Помимо красоты с их помощью шторки проще снимать. 

- На каких машинах обычно приезжают белорусы за шторками?

- Очень много BMW Е39, Audi A6, BMW Е60, VW Passat - белорусские народные автомобили приезжают чаще всего. 

- Сколько будет стоить изготовление автошторок на заднюю полусферу Citroёn Xsara Picasso?

- 1.000.000 белорусских рублей. Но разбежка по ценам в Минске бывает большая, как собственно и по качеству. Можно найти и за 800.000, а можно и в 1.200.000 не уложиться. 

Чтобы сравнить цены, я позвонил еще в две фирмы и поинтересовался установкой шторок на Xsara Picasso. В первой получилось 900.000 за 5 шторок. За немецкие шторки - 1.100.000 рублей. Сказали, что техосмотр могу пройти, а могу и не пройти - все зависит от человеческого фактора. Размеры были, то есть два раза ехать не нужно. Во второй компании насчитали 1.350.000 рублей за шторки на тканевой основе. Здесь сразу предупредили, что перед въездом на диагностическую станцию задние боковые шторки нужно будет снять. 

Кстати, можно попробовать сэкономить и сделать шторки самому. Рецептов по их изготовлению в Интернете пруд пруди.

Быть или не быть автошторкам - решать вам. Главное - помнить, что от вариантов на клеевой основе лучше отказаться. И не каждый сотрудник ГАИ будет от затемнения в восторге - все зависит от человеческого фактора. 

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора и из открытых источников
ABW.BY